Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)
методическая разработка по краеведению (5,6 класс) на тему

Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tatary_na_Volge.rar701.63 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»                   

                          «ТАТАРЫ НА ВОЛГЕ»

 ТЕМА: Татары на Волге. Интересные обычаи. Историческая справка. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, легендах, преданиях: «Мудрый старик», «Завещание», «О кривой березе» и др.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 Ребята,  вы знаете, что  в нашей области проживают люди разных национальностей: русские,  украинцы, белорусы, мордва, казахи, башкиры и многие другие. Сегодня мы познакомимся с представителями другой национальности- татарами.

УЧЕНИЦА читает стихотворение «ЕДИНСТВО» ( автор- татарский поэт- Заки Нури)

Известно ль вам, как реки возникают,

Откуда силу вешнюю берут?

Сольются капли- и ручей сверкает.

Ручей к ручью- и волны в берег бьют.

И, пробивая путь, вода несется,

Бурлит поток, могуч, неутомим,

В нем звёзды отражаются и солнце,

И горы расступаются пред ним.

И знает капля каждая в теченье,

Хоть капля слабосильна и мала,

Что с сестрами своими в единенье

Она и вес, и силу обрела.

Так мы, народы родины любимой,

Союза нерушимого сыны-

Сплочённостью своей неодолимой

И волею единою сильны.

УЧЕНИК:

:

ТАТАРЫ- изначально  название монгольского племени 11-12 века. Говорили на монгольском языке ( монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин «ТАТАРЫ» впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюркской языковой группы алтайской языковой семьи. Татары( самоназвание- татар), этнос, составляющий основное население Татарии(Татарстана)-1765 тыс.человек(1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской  и др. областях Татарами называются также тюрко-язычные общности Сибири(сибирские татары), Крыма(крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации-(без крымских татар)-5,52 млн.человек(1992).  Общая численность 6,71 млн.человек.

В татарском языке выделяются  три диалекта- западный (мишарский), средний (казанско- татарский) и восточный(сибирско-татарский).Письменность до 1928 года основывалась на арабской графике, а в период 1928-1939 годов- на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия- мусульманство. Верующие татары  в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен- православные.

УЧЕНИЦА:  ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Этноним татар  стал распространяться среди монгольских и тюркских племён Центральной Азии и юга Сибири с 6 века. В 13 веке во время завоевательных походов Чингиз- Хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества,  впоследствии этноним «татары» стал переходить в простонародье.

                                          ( слайды)

 УЧЕНИК: ХОЗЯЙСТВО ТАТАР.

 В конце 19-начале 20 веков основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие  с трехпольем в лесных и лесостепных районах. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом(сабаном), в дальнейшем применяли более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, горох, чечевица. Животноводство имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, кряшены разводили свиней. Развито было пчеловодство, а в степной зоне- бахчеводство. Рыболовство носило любительский характер. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

                                                 (слайды)

УЧЕНИК: ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ТАТАР.

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубахи туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался. Поверх камзола мужчины надевали длинный просторный халат, подпоясывались кушаком. В холодное время носили стеганые на вате или меховые бешметы, шубы. Головным убором мужчин была тюбетейка,  поверх неё в холодную пору надевали меховую или стеганую шапку, а летом войлочную шляпу. Женские уборы различались мноообразием- разнотипно богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений- серьги, подвески к косам, нагрудные  украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

        ( слайды с изображением татарской одежды)

 

Учитель: Ребята, на нашем празднике присутствуют гости: коллектив башкиро-татарских культур «Мирас» («Наследие»).Руководитель: Инсапова Гюзель- апа. Предоставим им слово.

 (Гости рассказывают о  национальных костюмах, исполняют  песни на татарском языке, танцуют). Кроме того, ребята узнают о Священной  книге-Коране.

                                        (слайды)

УЧЕНИЦА:  ПИЩА ТАТАР.

Основу питания составляла мясо- молочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, её варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым  блюдам относился баурсак- шарики из теста, вареные в сале или масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное- баранина, говядина, птица. Впрок готовили тутырма- колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста делали бэлэши- с мясной начинкой. Разнообразны были молочные продукты: катык-особый вид кислого молока, сметана, корт-сыр и др.Овощей ели мало, но  с конца 19 века заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран( смесь катыка и воды). Праздничным напитком был ширбэт- из фруктов и растворенного в оде мёда. Ислам обуславливал запреты на свинину и спиртные напитки.

     На сцене   ученицы представляют татарские блюда, читают  стихи собственного сочинения: (слайды)

1-я ученица:

До чего же хороши в Татарстане бэлэши!

Хворост- просто объеденье,

К чаю чем не угощенье!

2-я ученица:

А чак- чак какое чудо!

Насладитесь этим блюдом!

Раз попробуешь- полюбишь

Вкус его ты не забудешь!

 1-я ученица:

И не спутаешь никак

Другой шедевр- баурсак!

Много яств в татарской кухне,

И напитки тоже есть,

Просто времени не хватит

Все сегодня перечесть!

2-я ученица:

У татар своя культура,

У башкир она своя.

Мы живем в любви и дружбе,

Это ж Родина моя!

Учитель: Каждая народность имеет свою культуру, накопленную десятилетиями ,обряды,  национальные праздники. Одним из самых  значимых праздников является Сабантуй.( слайды).

Ученик читает стихотворение « Сабантуй»:

Сабантуй- веселый праздник,

Это всем давно известно.

Сколько игр и зрелищ разных!

Приходите- интересно!

Хорошо, когда все видно,

А немного опоздал,

И уже до слез обидно,

И уже до слез завидно!

Кто-то больше увидал!

Я успел к борьбе и бегу,

Посмотрел футбольный матч,

А потом катал в телеге

Нас, ребят, один силач!

Видел, как на шест взбирались:

Приз висел, ого , какой!

Самовар!

Да зря старались:

Где же снять одной рукой!

Тут я зазевался малость-

В поле скачки начинались-

Здесь толпа стеной стояла

Проскользнуть не удалось.

Так и надо мне, зевале:

Из-за спин смотреть пришлось!

-Эге- гей- кричу-

Скажите,

Кто хоть будет победитель?

Проворчал болельщик зло:

«Снова синее седло!»

Синее? Я страшно рад,

Это же мой старший брат!

«Кто-то много понимает!»-

Я шепчу из-за спины.

Синих седел не бывает,

То  жокейские штаны!

Сабантуй- веселый праздник,

Это всем давно известно,

Столько игр и зрелищ разных!

Приходите, интересно!

УЧИТЕЛЬ: каждый народ  свято хранит произведения устного народного творчества. И  сегодня мы познакомимся со сказкой «Завещание»:

На сцене  члены театрального кружка инсценируют сказку ( слайды)

Жил, говорят, в далекие времена старик. Было у него три сына. Перед смертью позвал старик к себе старшего сына и сказал ему:

— Сынок, коль сможешь, строй дом в каждой деревне. Затем подзывает среднего сына:

— А ты, сын мой, кушай сладко всю жизнь. И младшему сыну напутствие дал:

— Почаще женись.

Ладно. Умер старик. Сыновья его стали думать да гадать, как же им завещание отца исполнить. Старший тревожится: как же ему в каждой деревне дом построить? Средний решил отправиться по белу свету искать самые вкусные кушанья. Младший размечтался, как он будет много раз жениться.

Вот однажды приходит к ним старец. Поздоровался, о житье-бытье стал расспрашивать.

194

_ Жизнь-то не из легких оказалась, бабай,— сокрушается старший из братьев.— Отец перед кончиной наказывал в каждой деревне дом выстроить. А я пока не выполнял отцовского наказа.

Средний говорит:

— А мне отец советовал кушать вкусные яства. Младший сын тоже в сторонке не остался:

— А мне отец завещал: «Почаще женись, мол». Хочу отцовскому совету следовать, да ничего у меня не получается.

Старец выслушал, что ему три брата рассказали, и говорит им:

— Эх, сынки, ведь вы неправильно истолковали отцово завещание. Он ведь вам что советовал: «строй в каждой деревне дом» — значит «приобрети себе в каждой деревне друзей, с друзьями легче прожить на свете», «кушай сладко всю жизнь» — это так надо понимать: «если еда трудом добывается, то даже ржаной хлебушко слаще всего окажется», «почаще женись» — значит, это так: «постоянно ищи себе работу, станешь тогда о жене крепче скучать, а вернешься — словно вновь женился». Вот ведь оно как. Отец завещал вам трудом рук своих жизнь налаживать.

Сказав это, старец ушел. С того дня братья стали, как было им подсказано, выполнять отцовское завещание.

Ученица читает стихотворение Пасарби Цекова «РОССИЯ- МАТЬ»

Как солнце щедрое в небесной сини

Из века в век  не устает сиять,

Так согреваешь нас и ты, РОССИЯ,

Для ста народов ты- родная мать.

Необозримы светлые просторы

Цветущей, нестареющей земли.

И тундра, и тайга, и наши горы

С тобою вместе счастье обрели.

И мой народ вскормила ты, РОССИЯ,

Нас приняла в единую семью.

За все тебе сыновнее спасибо,

РОССИЯ- мать, я гимн тебе пою.

Ты раскрываешь нам свои объятья,

Радушия тебе не занимать,

Мы все- одна семья, навеки- братья,

С тобой мы навсегда, РОССИЯ- мать!

Заключительное слово учителя, участники праздника, гости выходят на сцену под   звуки  национальной татарской песни( слайды).

Приложение: слайды к мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Планета толерантности"

Материал   раскрывает   понятие, значение   слова  -  толерантность, приёмы   развития   этого   качества....

Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"

Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"...

Презентация внеклассного мероприятия "Воспитание толерантности" для 5 класса

Данная презентация является наглядным пособием для проведения внеклассного мероприятия по данной теме. Презентация содержит ряд заданий, упражнений которые помогут классным руководителям в формировани...

Творческая разработка мероприятия по толерантности "Беседа о толерантности"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Толерантность"...

Презентация к сценарию мероприятия по толерантности "Возьмемся за руки, друзья"

Данную презентацию можно использовать как для предложенного мною сценария по толерантности "Возьмемся за руки, друзья", так и использовать ее слайды к другим сценариям по данной теме....

Внеклассное мероприятие по толерантности "Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила!"

Внеклассное мероприятие по толерантности для учащихся 8-11 классов. Данный материал будет полезен для классных руководителей и воспитателей детских домов и школ-интернатов....


 

Комментарии

В мероприятии дается историческая справка о этносе татарской нации, обычаях, национальных костюмах. Повествуется о национальной кухне, произведениях устного народного творчества.