Сценарий урока по предмету " Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Знакомство со звуками [в] и [в`] и буквами В, в."
план-конспект урока

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Знакомство со звуками [в]  и [в`] и  буквами В, в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_vv.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Батаминская средняя общеобразовательная школа

( МОУ Батаминская СОШ)

СЦЕНАРИЙ  УРОКА  

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН)

 на тему "Знакомство со звуками [в]  и [в`] и  буквами В, в."

                                          Разработала: Степаненко Ирина Владимировна,

                                                          Учитель МОУ Батаминская СОШ

2022г.

Тема: Звук и буква В в . Чтение прямых слогов с изучаемым  звуком  (в)

Задачи:

1. Познакомить со звуками [в]  и [в`], маленькой и большой  буквами В в. Учить прямые слоги и слова с буквой в по следам анализа.

2. Учить слышать звуки [в]  и [в`] в словах.

3. Закреплять  умение читать схемы слов, давать характеристику звуков по вопросам учителя, отвечать на соответствующие вопросы полным ответом( для сильных групп), повторять правильные ответы (для слабых групп)

4. Расширять словарь посредством  уточнения значения слов, имеющихся на букварной странице.

Оборудование:

Шкатулка;  вырезанные подснежники.

Картинки:" Воробей, ворона"," Вол", "Ваза","Воз, несколько возов", "Вилы"," Санки", "Домашние  животные, жующие сено ", "Зима", "Золушка", "Корзинка"

Зеркала для артикуляционной гимнастики; влажные салфетки; увеличенная форма разрезной азбуки; кружочки синего и зеленого цветов; картинка с изображением очков; разборная буква в.

Конверты для каждого обучающегося:

Красный конверт:  изученные ранее буквы у,о, л,ы,н,з,и,т,п,к,р,; домики синего и красного цвета

Синий конверт: таблица со слогами

Зеленый конверт: карточка для составления слов

Желтый конверт: элементы буквы В; большая и маленькая буква в  из разрезной азбуки; карточка с недописанными элементами буквы в

Белый конверт:  стебель  соломы

 Ход урока

I  Организационный момент

-Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

- Какое  сегодня число?  (..........)

-Какой день недели?

-Посмотрите за окно. Какая погода? ( ветер, холодно)

-Какое время года? (зима)

-Ребята, сегодня к нам на урок пришла  Золушка. Злая мачеха  отправила ее в лес за подснежниками. Все мы с  вами знаем, что подснежники появляются   только весной, но если мы сегодня будем хорошо работать на уроке, то каждый раз  из этой волшебной шкатулочки я буду доставать  подснежники. Ребята, вы все готовы помочь Золушке? (да)

- Молодцы, тогда работайте хорошо и будьте внимательны.

II Артикуляционная гимнастика

- Будем выполнять  гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.

- Приготовьте зеркало. Я показываю, затем вы выполняете упражнение.

- Первое упражнение " Улыбка" Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку  пока идет счет от 1до 3

- Второе упражнение " Трубочка" вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  ( зубы  при этом сомкнуты).

- Теперь потренируем язычок.

- Первое упражнение «Лопаточка»  Рот открыть, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его пока я читаю стишок.

Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.

 

-   А сейчас мы накажем  непослушный язычок.  Упражнение  «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Удерживайте широкий язык в спокойном положении при открытом рте пока я читаю стишок:

Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.

 

-Второе упражнение «Забить гол»  Улыбнитесь, положите широкий передний край языка на нижнюю губу, прикройте верхней губой, оставив небольшую щелочку сдуйте ватный шарик  на противоположный край стола.

 

Я послушный язычок
Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

- Молодцы. Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами. Самым активным и старательным на зарядке был(а)...  Вот тебе подснежник положи его Золушке в корзину.

III  Повторение изученных  букв и слогов

1) Повторение букв

- Будем  повторять буквы, которые уже знаем.

В конвертах у каждого ребенка лежат изученные буквы: у,о, л,ы,н,з,и,т,п,к,р, а также  домики синего и красного цвета.

- Найдите в красном конверте  изученные нами буквы, обозначающие согласные. Положите их на парте. Прочитайте про себя (учитель проходит по рядам и слушает  детей, уточняет трудные буквы.)

-Сейчас новое задание. Достаньте из конвертиков домики. Какого они цвета? ( один красный, другой синий)

- В какой цветом домик вы заселите буквы, которые лежат перед вами на парте? ( в синий , потому что они согласные)

- Рассмотрите внимательно домик. Какой значок нарисован на первом этаже домика, на втором? ( звоночек, наушники)

-Заселите домик буквами на первый этаж поселите глухие согласные, а на второй этаж звонкие согласные.

- Назовите звонкие согласные. Как определили, что они звонкие?(работает голосовой моторчик)

Дети  называют, учитель выставляет на доску.

-Теперь назовите глухие согласные. Как определили, что они глухие?( голосовой моторчик не работает)

- Какие буквы мы не заселили в домик? ( гласные) Найдите в конверте и заселите  гласные буквы. Прочитайте их.

2) Повторение слогов

- Теперь будем читать слоги.

На доске таблица

- Прочитаем слоги в таблице.( Два сильных ученика, хором, два слабых ученика)

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-25_08-21-12.png

- Почему [к`]  и [т`], прочитали мягко? (буква и командует согласному читаться мягко)

- Будем  составлять слова из слогов. Достаньте из зеленых  конвертов карточки.  Кто составит больше слов? ( на доске картинки, у детей карточки для составления слов, прочитанных на прошлом уроке:   зима, санки

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-25_08-22-08.png

 

-Проверим. Читаем по одному. У кого есть такое слово поднимите руку.

-Прочитаем это слово хором.

 Оценка  работы детей. Прикрепление подснежника .

IV Знакомство с новым звуком и его закрепление.

1) Выделение нового звука.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Чтобы узнать какой это звук, надо отгадать загадки:

1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей)

2. Окраской – сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Кто каркает
… (ворона)

На доске картинки с изображением  воробья, вороны

- Ворона, воробей – какой первый звук мы слышим? ([в])

-  [в]-это наш новый звук.

2) Артикуляция и характеристика звука [в]

- Давайте научимся произносить звук  [в] отчетливо и посмотрим, как он произносится

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [в]

- Произнесём все вместе, нам что ни будь, мешает?

- Значит, какой это звук? (Согласный)

- Положите ладонь на горлышко, послушайте, работает ли голосовой моторчик?

- Значит  [в]- это какой звук? (звонкий)

-Кто хочет рассказать о новом звуке [в] все, что мы узнали?

Рассказывает сильный ученик

- Мы с вами произносили пока только твердый звук [в]. Давайте произнесем слоги с твердым звуком [в]. Повторяйте хором за мной: ва,во,ву,вы

-Теперь произнесем мягкий звук [ в`]

-Повторите за мной слог: ви

-Назовите твердый и мягкий звук парой [ в], [в`]

3) Упражнение на звукоподражание

-Ребята, а на что похожи звуки [в] , [ в`]?

-Как  гудит машина, когда застрянет в грязи ? (в-в-в-в)

4) Упражнения на различение звуков [в] , [ в`] в словах в начале слова

-Будем учится слышать звуки [в] , [ в`] в словах

-Поиграем в игру: я буду называть вам слова, а вы когда услышите звук [в`] хлопните в ладоши.

-Волк, ваза,  виноград, ворона, вилка.

 Открываем доску: на доске картинки с ранее названными словами.

-Выходим к доске по одному. Выбираем картинку, называем слово и рассказываем какой звук [в] в слове. Берем кружок синего или зеленого цвета и прикрепляем под буквой в.

Оценка работы детей. Получение подснежника.

V Знакомство с буквой и ее закрепление

1) Знакомство с буквой

-А сейчас узнаем новую букву. Звуки [в] , [ в`] можно записать буквой В

- Это большая буква В, где пишут большую букву В? (в начале предложения и в именах людей)

-Это маленькая  буква в

2) Закрепление буквы

-Сейчас будем узнавать букву в и запоминать ее.

-Посмотрите на картинку . На что похожа буква в? ( на очки)

- Рассмотрите букву на доске. Как вы думаете, из каких элементов состоит буква В.(буква «В» состоит из трех элементов. Из одной вертикальной палочки и двух полуовалов)

Учитель указкой показывает элементы буквы., раздвигает элементы буквы, сохраняя общий образ буквы.

-Достаньте из конверта элементы букв. Сложите букву. Говорите   в-в-в.

-Итак, какую букву сложили? )

-Найдите в конвертиках большую и маленькую букву В

-Возьмите свои разрезные азбуки. Найдите домик для буквы в. Положите их на место.

 -Сейчас мы будем рисовать букву «В». Нарисуйте пальчиком в воздухе букву «В».

- Достаньте карточку из желтого конверта. Что надо дорисовать? ( элементы букв)

-Какую букву мы нарисовали?

Оценка детей. Получение подснежника.

VII Чтение слогов с новой буквой

-Будем учится читать слоги с буквой в.

-Послушайте первый слог: ва

-Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

-Какой звук первый? Какой второй?

-Составьте слог на партах, (имя обучающегося из второй группы) составит на доске.

-Проверьте. Прочитаем слог хором.

- Сейчас составим слог: во. Какую букву надо заменить в слоге ва , чтобы получился слог во? Составьте слог во, у доски (имя обучающегося  из второй группы)

-Теперь сами составьте слог ву

-К доске выйдет(имя обучающегося  из второй группы) и составит слог ву. Проверьте.

-А теперь сами составьте слог вы

-Проверим. На доске составит слог вы (имя обучающегося  из второй группы)

-Прочитаем  слоги на доске хором.

Слоги читаются сначала по порядку, потом вразбивку.

Затем читают слабые дети по одному.

- Уберите буквы в кассу.

Оценка детей. Украшение елочки.

VIII Чтение слов с новой буквой.

-Будем учится читать слова.

Составление слова "Вол"

-Посмотрите на экран. Кто это? Как называется это животное? (бык)

-Это вол. Вол —это домашнее животное.

-Разделите слово на слоги. Сколько слогов? ( один).

-Произнесите хором этот слог, хорошо проговаривая звуки..

- Назовите первый звук ).Это какой звук?( согласный, твердый, звонкий)

 -Какой второй звук? (о).Он какой? (гласный)

-Какой третий звук?( л)  [Л]- какой звук?(согласный, твердый, звонкий)

-Составьте слово вол на партах. На доске будет составлять (имя обучающегося  из третьей  группы)

- Проверьте. Прочитаем  слово хором.

-Теперь читает (имя обучающегося  из третьей группы)

Составление слова " Возы"

-Посмотрите на экран. Что это ? (телега, сено...)

-Ребята,  телега груженая  сеном или соломой называется воз.

Учитель показывает слайд , где несколько возов.

- Что вы видите на этой картинке? (возы) 

- Посмотрите на  схему, что можете сказать о слове возы. (отвечает  обучающийся  первой группы)

-Произнесите первый слог ,хорошо проговаривая звуки? (отвечает  обучающийся  первой группы)

-Какой первый звук в слоге во? ( в )

-Какой второй звук в слоге во ? ( о)

-Составьте первый слог. Я пройду и посмотрю.

Учитель помогает составить слог слабым обучающимся

-Назовите  второй слог в слове возы, хорошо проговаривая звуки ( зы)

-Какой первый звук в слоге зы? ( з) Он какой? (согласный, твердый, звонкий)

- Какой второй звук в слоге зы? ( ы) Он какой ( гласный)

-Составьте слог зы.

-Поставьте пальчик каждый на свое слово. Прочитаем хором.

-Читает (имя обучающегося  из третьей группы) Теперь (имя обучающегося  из четвертой группы)

        Составление слова "Солома"

-Составим слово солома. Что такое солома? (это корм для животных)

-Достаньте из белых конвертиков стебелек желтого цвета. Осмотрите его, понюхайте.

-Разделите слово на слоги  и сколько их? (отвечает  обучающийся  первой группы)

- Послушайте первый слог: со

-Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

-Какой первый звук в слоге со? (с)

-[с ]- это какой звук? ( согласный, твердый, глухой)

-Какой второй звук в слоге со? ( о ) Он какой? ( гласный)

Составьте  слог на партах. Я пройду и посмотрю.

Учитель помогает составить слог слабым обучающимся

-Назовите   второй слог в слове солома. ( ло)

-Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

-Какой первый звук в слоге ло? (л)

-[л ]- это какой звук? ( согласный, твердый, звонкий)

-Какой второй звук в слоге ло? ( о ) Он какой? ( гласный)

-Составьте на партах слог ло.

-Назовите последний слог в слове солома. ( ма) 

- Составьте слог ма.

-Поставьте пальчик каждый на свое слово. Прочитаем хором.

- Читает (обучающийся  третьей группы)Теперь ( обучающийся  четвертой группы)

        Составление слова "Вилы"

-Посмотрите на экран. Что это? (вилы)

-Для чего нужны вилы? ( грузить сено, солому, копать огород)

- Посмотрите на  схему, что можете сказать о слове вилы. (отвечает  обучающийся  второй группы)

-Послушайте первый слог: ви

-Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

-Какой первый звук в слоге ? (в`) Кокой он? ( согласный, мягкий, звонкий)

-Как вы его произнесли? ( мягко) Почему мягко? ( после него идет буква и, а она командует согласному читаться  мягко)

- Молодцы. Какой второй звук? ( и , он гласный)

-  Составьте слог ви

-Назовите второй слог в слове вилы (лы)

-Сейчас составим слог лы Произнесем его отчетливо. Назови звуки в этом слоге. (имя обучающегося  из первой  группы)

- Составьте слог лы на партах.

-Поставьте пальчик каждый на свое слово. Прочитаем хором.

- Читает (обучающийся  третьей группы)Теперь ( обучающийся  четвертой группы)

Составление слова "Ваза"

-Посмотрите на экран. Что это? (ваза)

-Разделите слово на слоги. Сколько слогов? ( два).

-Покажите на схеме первый слог , второй слог.

-Какой первый слог? Сколько в нем звуков? Какой первый звук?

- Какой второй слог? Сколько в нем звуков?

-Составьте слово самостоятельно.

Учитель помогает составить слово обучающимся четвертой группы

-На доске составит слово .( обучающийся  третьей группы)

-Прочитаем  все слова, которые составили.( читают сильные ученики по одному слову, затем хором , затем прочитывают слабые)

Оценка работы обучающихся, получение подснежника.

IX Чтение по букварю

-Будем читать букварь.

1) Повторение характеристики звука

-Откроите букварь по закладке. Найдите новую букву.

-Почему буква В в синем квадратике? (это согласный звук)

-Какой это согласный звонкий или глухой? (звонкий)

-Почему звонкий? (работает голосовой моторчик)

-Кто назовет в паре твердый и мягкий согласные звуки.?

2) Подготовка к чтению рассказа

-Будем читать рассказ.

-А кто изображен на картинке? (мальчики.)         

-А что у первого мальчика в руке? (коса) 

-А зачем ему коса? (чтобы косить траву)

-А зачем ему трава? (?)

- А трава ребята нужна для того, чтобы зимой кормить домашних животных.

учитель показывает картинку с домашними животными, жующими сено.

-А что у второго мальчика в руках? (Вилы) Для чего нужны вилы? (Чтобы собирать траву)

3) Чтение и разбор рассказа

-Поставьте пальчик на начало рассказа.

-Прочитайте рассказ сами.

- Итак,  о ком этот рассказ?

-Будем учится хорошо читать этот рассказ.

Рассказ читается по одному предложению(каждое предложение- один ребенок) После чтения каждого предложения задается вопрос:

 -Где волы стоят? ( у дерева) А как называется это дерево? (ива)        

-Что у  мальчиков в руках? (коса и вилы) 

-Что на возу? (солома)

4) Чтение по эстафете

-Сейчас  будем читать по эстафете. Я буду останавливать ,и называть имя следующего. Кто будет внимательно  следить и сразу начнет читать, тот тоже сможет достать из волшебного мешочка елочную игрушку.

X  Итог урока

-Закройте букварь. Сядьте правильно.

-С каким звуком  мы сегодня познакомились?

-Назовите парой твердый и мягкий звуки

-Расскажите об этом звуке все, что знаете.

-Назовите слова со звуком  [в]

- Вы все очень хорошо работали  на уроке и в итоге полностью заполнили корзинку для Золушки  подснежниками. Она говорит вам большое спасибо и прощается с вами.

- И я в свою очередь говорю вам спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 (подготовительный) класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образован...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Понимание слов, обозначающих предметы (посуда)"

Материал данного урока можно использовать по программе 9.2 для расширения представлений детей о предметах (посуда) и пополнения словарного запаса по данной теме....

Сценарий урока по предмету " Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Закрепление звука [в] и [в`] и буквы В, в."

Сценарий урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН)  на тему  "Закрепление звука [в]  и [в`] и буквы В, в."...

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...