Безопасное взаимодействие: какие слова и действия педагога могут нанести психологическую травму ребенку
презентация к уроку

Сэротэтто Людмила Ивановна

       К сожалению, дети не защищены от травматических событий и заболеваний вроде ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Посттравматическое стрессовое расстройство— психическое расстройство, которое может развиваться после того, как человек подвергается травматическому опыту. Если не обсуждать и не решать проблему, подобные события могут нанести значительный вред ребенку, в то же время дети могут легче переносить травмирующие события при должной поддержке со стороны взрослых людей, которым они доверяют. Выявив травму как главную причину поведения «трудных» детей, педагог может изменить свой подход. Данная информация посвящена правилам безопасного взаимодействия педагога и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация ПТСР165.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безопасное взаимодействие: какие слова и действия педагога могут нанести психологическую травму ребенку К..п.н., доцент, семейный психолог О.Н. Хахлова

Слайд 2

Психологическая травма Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям; это эмоционально значимое событие, связанное с негативным переживаниями Это переживание, потрясение, вред, нанесенный нервной системе и внутреннему миру человека сильным стрессом Нарушение целостности и функций психики человека, вызванное внешним воздействием на нее Переживание, которое вызывает непереносимые душевные страдания и тревогу

Слайд 3

Типичные травматические ситуации для детей Ребенок разлучен со своими биологическими родителями по разным причинам. Ребенок подвергается насилию (сексуальному, физическому, эмоциональному). Ребенком, его интересами, потребностями пренебрегают. Ребенок длительное время живет как бы меж двух огней: например, повреждающими родителями и безопасными друзьями/ другой семьей. Ребенок подвергается издевательствам. Ребенок имеет физические недуги. Ребенок переходит из одной безопасной и дружелюбной опекунской семьи в другую не менее приветливую.

Слайд 4

Воздействие травматичного опыта на ребенка Травмированные дети развивают целый ряд патологических стратегий, которые, как они верят, помогают им выживать. С другой стороны, они не могут сформировать важные навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность контролировать свои импульсы, разрешать проблемы, и др. Ребенок, находящийся в опасности, функционирует на уровне своего примитивного мозга. Это та часть мозга, которая отвечает за системы сохранения и обеспечения жизни и стратегии выживания Бей/Беги/Замри. Проблема травмированных детей состоит в том, что когда они попадают в безопасную среду, режим выживания не выключается. Ребенок продолжает находиться в нем; и даже мелкие, повседневные дела (например, переход из одной классной комнаты в другую или слегка повышенный голос) сигнализируют об опасности, угрожающей жизни.

Слайд 5

Что нужно знать педагогу о травме? Вырасти без травм невозможно. Травмировать может любое событие, но при определенных условиях. Симптомы травмы нередко сопровождаются невротическими нарушениями и психопатологиями. Травматические события, случившиеся с родителями, отражаются на детях. Полностью излечиться от психических травм невозможно, но можно помочь с ними справиться. Помочь в преодолении травмы ребенку может только надежный взрослый. Ключевую роль в формировании травмы у ребенка играет социальная среда (семья, сверстники, школа). Любое травмирующее событие хочет повториться. Травмирующие события замалчиваются детьми так, как они боятся осуждения и стыда.

Слайд 6

Двойная ловушка или двойное послание Двойное послание — это вид психологической манипуляции, в которой человек получает противоречащие друг другу указания или сигналы. А попытка разобраться с противоречием и прояснить, что же собеседник имеет в виду, приводит к конфликту или наказанию. Например, в одном высказывании есть одновременно и разрешение, и запрет. Иногда двойное послание возникает на разных коммуникативных уровнях: на словах собеседник выражает одно, а в интонации и языке тела — совсем другое .

Слайд 7

Кейс Никогда ни на кого не ругайся и не давай себя оскорблять – понял, неуч ? Ты хорошо справился с задачей, а почерк подтянуть силенок не хватило? Я поощряю, когда каждый ученик высказывает свое мнение, только не нужно говорить откровенных глупостей! Иди сюда! Не мешай мне! Например, ребенок бежит к любимой мамочке показать свой шедевр. Мама равнодушно гладит его по головке и вялым голосом произносит: "Как красиво! Покажи папе". Папа занят и ему не до шедевров. Он говорит: "Молодец! Иди, покажи маме!« Какой ты сообразительный Ваня, жаль что характер у тебя вредный ! Голова у тебя хорошо думает, вот только руки растут не из того места.

Слайд 8

Сравнение Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, особенно при всем коллективе Ситуация, в которой внимание ребенка обращается на то, что кто-то лучше него считает или аккуратнее раскрашивает картинки, не является стимулирующей и не способствует повышению результативности его деятельности. Напротив, самооценка ребенка понижается. Сравнение вместо желаемой стимуляции мотивации к учёбе, наоборот, приводит к тому, что ребенок теряет желание сделать что-то лучше, так как снова боится оказаться в ситуации обесценивания.

Слайд 9

Кейс Слава (6 лет 6 мес.) — очень аккуратный мальчик. В его рабочих тетрадях всегда порядок: почти нет исправлений, то, что нужно закрасить — закрашено, там, где нужно обвести — обведено. А вот у Кати (6 лет) другая ситуация. Катя торопится, много исправляет, стирает написанное так сильно, что получаются дырки. Педагог сравнивает детей: «Слава — мальчик, а его тетради намного чище, чем Катины. Катя, ты же девочка! Девочке стыдно быть грязнулей ». Вот посмотри на Машу, она то может! Почему бы тебе не поучится у неё! Ну надо же как ты красиво нарисовала, а вот посмотри у Настеньки то линии поровнее будут.

Слайд 10

Стигматизация Стигматизация – это процесс навешивания ярлыков (стигм), который приводит к предубежденному отношению окружающих, выражающееся в неодобрении, осуждении и отвержении. Девиантное поведение является следствием навешивания обществом соответствующих ярлыков на индивида путем соотнесения его действий с абстрактными правилами. В соответствии с этим, стигматизированный придерживается девиантной роли сообразно сложившейся репутации, которая усиливает изоляцию индивида и рецидивы девиантного поведения .

Слайд 11

Стигматизация Процесс стигматизации формируется в начальной школе, развиваясь и закрепляясь в подростковом возрасте. Ярлыки (стигмы), «навешанные» в детстве, неумышленно фиксируются в процессе социального взаимодействия. Педагоги придерживаются негативных ожиданий от учеников, и следуют им даже когда сталкиваются с нормальным поведением со стороны индивидов. В результате навешивания стигм индивид не обладает полноценными возможностями общения с нестигматизированными людьми, у него имеются сложности во взаимоотношениях с его близким окружением.

Слайд 12

Кейс Садись, три! — Но почему три? Я же хорошо отвечал. — Три и всё! Ты просто не можешь знать на четыре . Так, Иванов, как же это ты умудрился контрольную на четыре написать? — Я готовился, Марь Иванна . — Ты мне зубы не заговаривай. Готовился он! Я всё про тебя знаю. С Петровым сидел — у него и списал. — Нет, Марь Иванна , у нас же разные варианты. — А, ну тогда у Сидоровой списал. Она как раз за тобой сидела, на твоём варианте. — Да нет же, Марь Иванна , я сам! — Перестань врать, Иванов. Ты же двоечник беспросветный. Ты сам ничего не в состоянии решить. Ну, кто из вас стул сломал? (Молчание). Я-то знаю! Это Ваня, конечно. — А почему сразу я? Я не ломал. — Ты, ты. Не отпирайся! — Ну почему я? Не делал я этого! — Потому что ты — хулиган. Это всем известно.

Слайд 13

Кейс Эпизод из практики учителя. Были у меня как-то в одной группе два Сергея — Иванов и Петров. Один — рассеянный троечник, другой — способный отличник. Это я их так определила. После родительского собрания подошли ко мне как-то родители одного Сергея. Я к этому времени ещё не очень хорошо запомнила детей и путала этих двух мальчиков. Однако ярлыки на детей я навесить уже успела: один — троечник, другой — отличник. И начала я родителям хвалить Сергея-отличника. А, как оказалось, со мной разговаривали родители Сергея-троечника. Дома они, видимо, рассказали мальчику, как я его хвалила и называла очень способным учеником. Спустя некоторое время, Сергей-троечник стал твёрдым хорошистом и вообще увлёкся английским языком.

Слайд 14

Оскорбление (унижение) личности ребенка Оскорбление личности — это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. При этом имеется в виду дерзкая и издевательски циничная словесная форма, противоречащая установленным правилам поведения и общения. Это словесная унизительная оценка физических, умственных и других качеств человека, подрывающая его престиж, как в собственных глазах, так и в глазах общества. При этом совершенно не имеет значения, соответствуют ли оскорбительные слова действительности.

Слайд 15

Оскорбление (унижение) личности ребенка Использование ругательных выражений; Подавление психологического состояния ребёнка; Присутствие в речи прямых или косвенных угроз; ненормативная лексика, обращенная в адрес несовершеннолетнего; сравнение с другими детьми с одновременной обидной оценкой умственных или физических способностей; высмеивание физических недостатков; физическое воздействие в виде подзатыльников, пощечин, которое производится не с целью нанесения побоев, а с умыслом обидеть и унизить ребенка. оскорбительное сравнение с неодушевлёнными предметами или животными; нарушение личного пространства: прикосновения к телу или одежде, при этом не обязательно носящие сексуальный подтекст, а просто неприятные ребенку.

Слайд 16

Кейс Учитель даёт задание нарисовать картинку «Как я провёл лето?». В момент подведения итогов учитель кого-то хвалит, а кому-то говорит, что это всё неаккуратно и человечки вообще летают в воздухе, и всё вообще непонятно, особенно по сравнению вот с теми другими детьми. Ребёнок замыкается и отныне считает, что он плохо рисует. «Моя учительница химии спокойно могла сказать ученику, который получил двойку, что он дебил . На уроке, разбирая ошибки класса, она громко спрашивала: „Иванов, ты идиот ? Только честно, ты вообще знаешь хоть что-то?“. Мы тогда еще хихикали над этим, но сейчас я понимаю, что преподаватель не должен себя так вести». Учитель критикует ученика за то, что его тетради «будто их корова жевала», а «почерк: как курица лапой». «Вы ничего не добьётесь», «Вас даже дворниками работать не возьмут», «Вы худший класс»

Слайд 17

Игнорирование ( гостинг ) Некоторые взрослые, которые не могут себе позволить физическую агрессию, считают эффективным способом наказания бойкот, который может длиться от нескольких часов до нескольких недель. Они перестают замечать ребенка, демонстрируя ему, насколько он их разочаровал. Вы считаете это насилием?

Слайд 18

Игнорирование ( гостинг ) Форма психологического насилия, при котором один человек игнорирует другого. Например, родитель наказывает малыша за непослушание: «Я больше с тобой не разговариваю». Или, ничего не говоря, замолкает и не замечает ребенка. Оно же транслирует ребенку: если ты меня не слушаешься, то я разрываю связь с тобой. Тебя для меня не существует. Все, ты остаешься один, я бросаю тебя. А если ребенку три года или пять лет — это совершенно невозможно вынести. Дети сразу прибегают и говорят: «Прости меня».

Слайд 19

Кейс Рафаель залез под парту во время математики. Когда его учительница проигнорировала это поведение, он переключился на то, что она не может игнорировать. Он приподнял парту и несколько раз громко стукнул ею по полу, пока учительница не отреагировала. Так Рафаель узнал, что громкий стук работает гораздо лучше, чем сидение под столом.

Слайд 20

Кейс Год назад она была моей учительницей по русскому языку. Она меня позвала к доске и я все писал правильно, но, она нашла 2 ошибки и ВСЕ! КОНЕЦ! Начала позорить меня перед всем классом типа: Ленивый ты человек, "как горох об стенку",свалившийся с луны. Потом я сел на свое место, и она продолжила: Ну что? не любишь меня да? А я тебя тоже не уважаю (так сказал мой учитель) И я перешел в другую группу по русскому языку. Там все было просто отлично, учился на 5 и 4. Но, с этого года она снова мой учитель, и теперь она меня игнорирует не только на русском языке, но и на литературе! ПОДНИМАЮ РУКУ ВЕСЬ УРОК! Ноль внимания, и самое смешное, что она у всех спросила а у меня нет! Что мне делать?

Слайд 21

«Кивок» в сторону семьи Высказывания о ребенке, о его личностных особенностях, достижениях, поступках в контексте ситуации семейного развития. Ну… все с тобой понятно… какой отец, такой и сын… Вашему ребенку не следовало бы дружить с Машей, у нее же семья неблагополучная, а там сами понимаете, ничего хорошего нет… Да, конечно, отец у тебя алкоголик, достойный пример для подражания! Ну что с него взять, у него родители видели кто?!

Слайд 22

Обесценивание Обесценивание — это психологический защитный механизм снижения значимости собственной или чужой мысли (действия, выполненной работы), пренебрежение, уменьшение психологической стоимости достижения, чтобы избежать боли или некомфортных переживаний. Различают прямое, однозначно негативное обесценение, и косвенное, завуалированное шутками, сарказмом или легкой насмешкой, снисходительным тоном. Опасность второго заключается в том, что его порой трудно распознать.

Слайд 23

Кейс Вот дурачок ! Болван . Ты бестолочь . А мог бы и лучше сделать ! Ты еще слишком маленький/наивный для … А тебя что, кто-то спрашивал/звал ? Разве это повод гордиться? Вот если бы ты одержал победу на Всероссийской олимпиаде … Сколько можно ныть! Не ной ! Почему ты должен это делать? Потому что я ТАК сказала Ну ты даешь! Это же надо до такого додуматься ! Ты сначала со своими оценками в школе разберись.

Слайд 24

Техники поддержки Волшебный стул Безопасное место Я не умею делать это, зато… Терапевтическая сказка

Слайд 25

Контакты Хахлова Ольга Николаевна hahlova1979@mail.ru https://t.me/hahlova https://vk.com/holga79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм действий педагога при несчастном случае (травме обучающегося, воспитанника)

Алгоритм  действий педагога при несчастном случае (травме  обучающегося, воспитанника)...

Доклад "Взаимодействие педагога и семьи в вовспитании ребенка с ОВЗ."

Данный материал может быть использован для ШМО классных руководителей....

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка на этапе предшкольной подготовки.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической практике. Родители учащихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответстве...

Взаимодействие педагога и семьи в вовспитании ребенка с ОВЗ.

Материал может быть использован в работе классного руководителя коррекционной школы....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ?...