Внеклассное чтение " За строками крыловских басен"
план-конспект урока (6 класс)

Громова Ирина Юрьевна

Урок-презентация по внеклассному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_strokami_krylovskih_basen.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация по  внеклассному чтению

Тема: " За строками крыловских басен"

Цель:- обобщение  и систематизация знаний обучающихся о баснях И.А. Крылова.

Задачи:

- углубить знания о жанре басни;

- развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;

- воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование:

• иллюстрации к басням, названия басен;

• рисунки детей к басням;

 • портрет И.А.Крылова;

• выставка книг по теме урока;  

• видеоматериалы;

• презентация;

Подготовительная работа: Чтение басен И.А. Крылова; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков - иллюстраций к басням Крылова; инсценирование басни;

  Ход урока.

Слайд 1

Эпиграфом к уроку мне хотелось бы предложить слова М. Исаковского

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский.

        И действительно с баснями Крылова дети знакомятся еще в дошкольном возрасте, а уж в школе нет старшеклассника, который не знает крылатые слова, пришедшие и прочно вошедшие в нашу речь из басен Крылова.

 Сообщение темы и целей урока:

- Учитель: «Ребята, что мы будем делать на уроке внеклассного чтения?

- Учащиеся: «Мы будем работать с баснями И.А.Крылова».

-Учитель: «Мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Кто такой баснописец?

Баснописец –это человек, который пишет басни. (Разбор слова «баснописец» на доске.) И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

        

Слайд 2

 Слово учителя: Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Прошел 251 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

             Как вы понимаете эти слова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»?

(Люблю замечать недостатки). Что такое пороки?  Какие пороки вы знаете? (трусость, лень, ложь, жадность,  эгоизм, хвастовство)

Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню “Лебедь, Щука и Рак”, «Стрекоза и муравей». Ведь нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте. А беззаботные, ленивые, легкомысленные люди  не думают о завтрашнем дне, проводят время в праздности и наслаждениях и поэтому часто попадают в беду.

        

Слайд 3

Сообщение учащихся  о жизни и творчестве Крылова.

        1.Иван Андреевич Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г.в Москве.  Жизнь Крылова в детстве была необычайно бедной.  Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Он сам выучил  итальянский и французский язык, математику и стал образованным для своего времени человеком.

2.Любил переводить книги. Когда ему исполнилось 9 лет, умер его отец, оставив в наследство сундук с книгами. Мама много работала, но денег не хватало, и Ваня поступил на службу в  суд. Там он переписывал бумаги, разносил пакеты и много читал, переводил.

3.Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, но И.А.Крылов решил стать писателем. Он писал пьесы для театра и, конечно же, басни.

\За свою жизнь Крылов написал 200 басен, которые сделали его имя бессмертным. И хотя главные герои его произведений животные, а в действительности он смеется над недостатками людей. Иван Андреевич  говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Слайд 4

        Что же такое басня? Подумайте и выберите верный ответ.

- ЗАБАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- ВЕСЁЛЫЙ РАССКАЗ
- РАССКАЗ  О ЖИВОТНЫХ
- НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ

Слайд 5

- Что такое мораль басни?

поучительный вывод

        - Посмотрите на иллюстрации, вспомните эту басню.  «Стрекоза и муравей»

Слайд 6

- Как она называется?

Чтение по ролям.

Какова мораль этой басни?

Мораль:  Чтобы что-то иметь -  нужно работать.

Слайд 7

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен.

До этого ни одному писателю монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей - крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...

        

        

        На первый взгляд лёгкие и простые басни писались непросто и нелегко. Он переписывал их много раз, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни начинала звучать просто, как живая речь. По черновикам Крылова видно, что только к одной басне « Кукушка и Петух» написано около двухсот строк черновых набросков, а ведь эта басня очень короткая, в ней всего 21 строка.

Слайд 8

Инсценировка басни  «Слон и Моська»

Мораль: Хочет приписать себе качества, которых у него нет. Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.

        

Учитель: Его произведения учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки, подсказывают, как можно от них избавиться. Он хотел, чтобы люди, прочитавшие басни, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из басен стали поговорками (крылатыми выражениями), то есть со страниц книг перешли в нашу речь.

Крылатые слова, вошедшие в нашу жизнь.

  • «Ворона каркнула во все воронье горло». – Ворона и лисица
  • «Да только воз и ныне там».-Лебедь, рак и щука
  • «Мартышка к старости слаба глазами стала». – Мартышка и очки
  • «А Васька слушает да ест». – Кот и повар
  • «Хоть види око, да зуб неймет».- Лисица и виноград
  • «Мартышкин труд».

К крылатым словам подобрать название басни.

         Слайд 9

А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и кто лучше всех знает басни Крылова.

Викторина по басням.

Из какой басни этот отрывок?

1.Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

(«ВОРОНА И ЛИСИЦА»)

2.Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.

        

(«СЛОН И МОСЬКА»)


3. «Погодите!                              
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».   (Квартет)

Слайд 10

- Закончить фразы.

…Ты все пела?

     Это дело;…(так пойди же, попляши…) Стрекоза и муравей

…Чем кумушек

считать  трудиться,…(не лучше ль на себя кума оборотиться…) Зеркало и обезьяна

…Когда товарищах согласья     нет,…(на лад их дело не пойдет….) Лебедь, рак и щука

…Мартышка к старости… (слаба глазами стала….) Мартышка и очки

…«Ах,Моська!Знать, она сильна,…(что лает на слона…) Слон и Моська

       Вы  подготовили рисунки к басням И.А.Крылова. Давайте их рассмотрим.

Ученики читают отрывки из любимых басен к своим рисункам.

        

    Учитель

Нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца. В школьной программе мы ещё встретимся с произведениями И.А.Крылова, понаблюдаем за героями, насладимся строками басен Крылова. Ребята, никогда не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

А если вы захотите прочесть басни, то найдете их в этих книгах, что стоят на выставке.

        

        - Чему учат басни  Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Его басни переживут века.

Слайд 11 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения по литературе "Мир басен И.А. Крылова"

Методическая разработка предназначена помочь учителям-словесникам, особенно начинающим, составить план урока и провести его содержательно и интересно. Предлагается разнообразный материал по совершенст...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...