Проект Тема «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ОВЗ.
проект

Субракова Надежда Олеговна

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творческие способности. Одним из самых интересных видов творческой деятельности для детей является декоративно – прикладное творчество, которое  содержит в себе большие возможности для развития детей с ОВЗ. Декоративно – прикладное творчество  является средством умственного, моторного, волевого и эмоционально-эстетического развития детей, также средством совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти. 

Работая с бумагой, пластилином, тестом, ребенок развивает себя как физически, так и умственно ведь функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Работа по прикладному творчеству также способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук,  координации движения, гибкости, точности выполнения действий.  Дети, выполняющие творческую работу более внимательны к деталям, могут рассуждать о предметах, с которыми они работают, у них развивается чувство цвета, композиции.

Вместе с тем от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца, преодолевая все трудности. Таким образом, занятия творчеством помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

В процессе занятия декоративно – прикладным творчеством ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется изделию, которое он создал сам. Положительные эмоции, как известно, составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, снижая уровень психоэмоционального напряжения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavochnaya_deyatelnost.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Аскизская школа-интернат»

Проект

Тема «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса

детей  с ОВЗ.

                                                    Разработчики  проекта:

                                                                            Топоева Н.К , педагог - библиотекарь

                                                                      Ачитаева Е.А., педагог - психолог

                                                                   Топоева Т.А., педагог - психолог

                                                                       Субракова Н.О., учитель - логопед

Аскиз - 2022

  1. Введение

 В настоящее время перед нашим обществом остро стоит вопрос о социализации детей с ОВЗ.  Как известно, дети с ОВЗ часто бывают ограничены в различных видах деятельности, в общении, в познании окружающего мира. В результате у детей с ОВЗ возникают  различные эмоциональные проблемы:  неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, зажатость. А это, в свою очередь, ограничивает их в получении жизненных навыков.

Одним из способов реабилитации детей с ОВЗ является вовлечение их в различные виды творческой деятельности. Известно, что именно творчество является универсальным механизмом развития любого человека, а для детей с ОВЗ это является ещё и   одной из форм адаптации в обществе, так как позволяет  им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности.

  1. Актуальность

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творческие способности. Одним из самых интересных видов творческой деятельности для детей является декоративно – прикладное творчество, которое  содержит в себе большие возможности для развития детей с ОВЗ. Декоративно – прикладное творчество  является средством умственного, моторного, волевого и эмоционально-эстетического развития детей, также средством совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти. 

Работая с бумагой, пластилином, тестом, ребенок развивает себя как физически, так и умственно ведь функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Работа по прикладному творчеству также способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук,  координации движения, гибкости, точности выполнения действий.  Дети, выполняющие творческую работу более внимательны к деталям, могут рассуждать о предметах, с которыми они работают, у них развивается чувство цвета, композиции.

Вместе с тем от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца, преодолевая все трудности. Таким образом, занятия творчеством помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

В процессе занятия декоративно – прикладным творчеством ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется изделию, которое он создал сам. Положительные эмоции, как известно, составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, снижая уровень психоэмоционального напряжения.

  1. Проблема:

Занятие творчеством играет важную роль в социализации детей с ОВЗ. Постоянное взаимодействие обучающегося с педагогом, со сверстниками создают условия для полноценного социального общения. 

Декоративно – прикладное творчество – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: сувенира,  аппликации, лепки, вышивки. И часто бывает так, что  изделие ребёнка видит только он сам, педагог и небольшой круг одноклассников.

А каждый  ребёнок хочет гордиться результатами своего труда,  хочет показать свою работу и получить оценку и признание школьного коллектива и родителей.  Только таким образом, он может понять значимость своего труда, может утвердиться как личность. Ребёнку требуется самореализация, ситуация успеха. Без этого  у детей постепенно пропадает интерес к творчеству.  Творческая деятельность должна иметь выход и экспонироваться для зрителя.

Для стимулирования творческой деятельности необходима организация выставок  изделий детского творчества. Выставка может служить точкой отсчета, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся, посещающих  выставку – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.

  1. Цель:

- развитие творческих способностей детей через организацию выставочной деятельности:

  1. Задачи:
  • Создать условия для демонстрации результатов творческой деятельности обучающихся, которая способствует их духовному и психическому развитию
  • Развивать у детей интерес к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.
  • Воспитывать  в детях стремление к проявлению индивидуальности в творческой деятельности, тем самым повышая личностный рост обучающегося
  • Организовать  конструктивную деятельность детей для развития навыков целенаправленной самостоятельной деятельности

  1.  Срок действия проекта: 2021-2022 учебный год
  2.  Форма проведения: коллективная
  3.  Участники проекта: Педагоги и обучающиеся  
  4.  Место проведения: ГБОУ РХ «Аскизская школа - интернат», школьная библиотека.
  5.    Ожидаемый результат реализации проекта:

Дети:

  • изготавливают поделки
  • проявляют творческую активность;
  • отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности

Педагог: 

  • определяет интересы и предпочтения детей для реализации их творческих замыслов;
  • организует детей на создание поделок с учётом их уровня развития и творческих способностей;
  • создает мотивацию для творчества;
  • оказывает помощь детям.

Родители: 

  • проявляют интерес к результатам творческой деятельности  детей;
  • оказывают эмоциональную поддержку детям после посещения выставки

  1. План реализации проекта с 10.01.2022 по 31.05.2022.

Этап реализации проекта

Срок реализации

Проекта

Мероприятия.

Ответственные

1

Организационный

Январь

 

Создание условий, необ -ходимых для реализации проекта (изготовление стеллажей)

Администрация школы.

Руководитель МО педагогов,

 Библиотекарь.

Знакомство педагогов с проектом

Администрация школы.

Разработчики  проекта

Организовать жюри из педагогов и детей.

Администрация школы. Руководитель МО педагогов.

2

Практический

Январь - май

 Проведение мастер –классов для обучения детей различным видам декоративно-прикладного творчества.

Руководитель МО педагогов.

Педагоги

Изготовление поделок с детьми

Педагоги

Ежемесячно

Выставка детских поделок

Руководитель МО педагогов.

Педагоги

Ежемесячно

Организованное посещение выставки.

Педагоги

Оценивание жюри детских работ.

Администрация школы.

Жюри

Создать портфолио выставочных материалов, фотографии творческих работ участников для пополнения фонда школьного музея.

Руководитель кружка «Школьный музей»

3

Заключительный

Март, май.

В конце четвертей провести итоговые выставки лучших детских работ для показа родителям.

Администрация школы.

Руководитель педагогов МО.

Педагоги

Поощрение детей за лучшие работы

Администрация школы.

Жюри

Мониторинг количества обучающих принявших участие в выставке

Мониторинг качества выполненных работ

Педагоги-психологи,

жюри

Публикация итогов реализации проекта на официальном сайте учреждения и на других сайтах.

Администрация школы

  1. Заключение.

Организация и проведение ежемесячных выставок детского творчества в нашей школе позволит обучающимся проявить свои художественные способности и представить свои творческие работы на суд жюри и зрителей – посетителей выставок. Результатом выставочной деятельности будет  повышение интереса детей к творческой деятельности. Осматривая и сравнивая свои поделки с поделками других детей, ребёнок будет гордиться результатами своего труда и  стремиться повысить качество своих изделий. Таким образом, создаются предпосылки для формирования у детей с ОВЗ активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Творческая деятельность детей также обеспечит их занятость в свободное время.

Посетителями выставки будут обучающиеся, их родители, а также учителя, воспитатели и работники нашей школы.  Взрослым предоставляется возможность узнать  о творческих возможностях  детей, увидеть какие прекрасные поделки могут сотворить наши дети своими руками.

Таким образом, выставочная деятельность может объединять педагогов, обучающихся и родителей, может сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству через детское художественное творчество.

Использованная литература:

1.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987э

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.-М.: Просвещение, 1987.

Кроме того, занятия творческой деятельностью позволит организовать занятость детей в свободное время.

Выставка- это точка отсчета, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся – зрителей (посетителей выставки) – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.

Каждое участие в выставке связано с приобретением определенного опыта.

.Цель проекта:

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждое участие в выставке связано с приобретением определенного опыта.

Выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации работы. Выставка убедительно свидетельствует о многообразии тематики, видов и жанров работ, своеобразии детского художественного творчества, о любви детей к искусству, их умении видеть прекрасное в этой жизни, передавать его в своих творческих работах.

 Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств,

стимул для развития творческой деятельности обучающихся. Показатель успешности, развития творческих способностей. Выставка это организационно - педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач:

- способствует формированию художественного вкуса;

- раскрывает и развивает творческие способности;

- пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых  работ;

-способствует формированию ответственности, самостоятельности.

Выставка является отчетом деятельности обучающихся.  Выставка может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного(персональные)

Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.

Была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития может сыграть и изодеятельность.

Для разрешения проблемы возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов по изодеятельности.

Практические занятия проводились по принципу «от простого к сложному», с учетом психологического настроя и имеющихся навыков

 Данный проект направлен на то, чтобы через занятия декоративно – прикладным творчеством дать ребёнку с ОВЗ возможность реализовать свои потенциальные возможности для развития.  Занятия по декоративно – прикладному творчеству можно проводить в рамках воспитательских занятий, так же в свободное время.  

Таким образом, через занятия декоративно – прикладным творчеством реализуется возможность для   продуктивной творческой деятельности

Решение ряда педагогических задач через организацию выставочной деятельности: развитие творческих способностей детей

Выставка  может решить целый ряд. Она раскрывает и развивает творческие способности детей, пробуждает интерес к созданию оригинальных  работ и способствует формированию художественного вкуса.

  •  развития личности, способной к творчеству и самореализации;
  • Формирование у детей нравственно-эстетической культуры;
  •  Развитие у детей навыков  целенаправленной самостоятельной  
    работы;

Значимость выставки зависит, прежде всего, от глубины и актуальности выбранной идеи, масштабности, художественного уровня представляемых изделий. Работы должны:
- отражать способности воспитанника, отвечать самым высоким критериям отбора;
- отражать лучшие традиции народных ремесел края;
-содержать новизну;
- быть оригинальными в художественной изобразительности,
-высококачественными по технике исполнения.

Цель:

Задачи,

- познакомить с результатами труда как можно большее число зрителей;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- развитию творческих способностей, тем самым, содействуя широкой пропаганде декоративно-прикладного искусства.

Для коллектива, занимающегося декоративно-прикладным творчеством, выставка - это подведение итогов работы за определенный срок, связь теории и практики, форма контроля.
Выставки детского творчества - показ достижений творческой самодеятельности школьников

Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в художественно-творческом направлении эстетического воспитания становится механизмом творческой реабилитации детей.

Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, предполагающая занятия любыми видами творческой деятельности.

занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством,

Аппликация из различных материалов: цветная бумага и картон, ткань, мех, кожа, природные материалы, цветная манка и другие крупы;

Работа с пластическими материалами: тесто, пластилин;

Арт-терапевтическая авторская техника «Текстильные краски»;

Изготовление мягких игрушек и сувенирной продукции

Работая с людьми с ограниченными возможностями здоровья, я наблюдаю, что

занятия творчеством ставит индивидуума в активную позицию, которая пробуждает

познавательное отношение к окружающему миру и содействует эмоциональной

отзывчивости, у него активизируется внимание, сенсорная чувствительность,

совершенствуется моторика и речевая инициатива, развивается воображение.

Понимание того, что человек с ограниченными возможностями здоровья

испытывает трудности во вхождении в общество, испытывает внутренние

психологические конфликты. Как помочь человеку понять свое состояние? Один из

способов это арт – терапия. Арт-терапия это методика, которая направлена на лечение с

помощью художественного творчества. Арт-терапия на сегодня является одним из

наиболее мягкодействующих, но эффективных методов, применяемых в работе

реабилитологами, психологами и психотерапевтами Во

время создания творческого продукта происходят перемены, в том числе и внешние, и

поведенческие - происходит насыщение эмоциональной сферы позитивными эмоциями,

на лицах появляется улыбка, глаза светятся радостью, доброжел Занятия не только в технике «Текстильные краски», но и работа с тестом,

пластилином, с цветной манкой, аппликационное творчество и изготовление мягкой

игрушки, способствуют снятию напряжения, агрессии, помогают работать с различными

фобиями и фрустрациями, развивает все психические процессы. А также служат

повышению уровня и качества общения инвалидов, развитию их интеллекта, мотивации

активного участия в социокультурном пространстве, повышению самооценки,

овладению навыками профессионального мастерства.

За ательностью. На выставках декоративно-прикладного и изобразительного творчества мы

представляем творческие работы людей с ограниченными возможностями здоровья,

поощряем любое самовыражение и любую творческую активность.

Выставка, как форма распространения культуры является составной частью многих

областей художественного творчества, а так же значительным атрибутом культуры и

культурной жизни какой-либо среды.

Выставки произведений людей с ограниченными возможностями порой

перерастают рамки привычного и обыденного и становятся значительным явлением. Нет

более острой проблемы в жизни таковых людей, чем дефицит общения. Выставки такого

рода осуществляют организационно-воспитательную роль, они объединяют, сплачивают

людей, вдохновляют их, поднимают настроение, пробуждают творческую активность,

помогают жить.

Литература.

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия. 2002.

2. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение.

1993.

4. 7. Искусство в жизни детей/А.Ершова. Е. Захарова и др. - М.: Просвещение. 1991.

Л. С. Алексеева и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность".

Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Считается, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Одной из форм адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, позволяющей им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности, является творческая реабилитация, предполагающая занятия любыми видами творческой деятельности.

Но трудно говорить о творчестве, когда мир человека ограничен четырьмя стенами. Все равно: будь это дом или интернат. Они стараются не выходить во внешний мир, предчувствуя, что этот мир не особенно хочет их принимать. Для детей – инвалидов очень мало развивающих и обучающих программ.

И поэтому, любая работа, любые экскурсии, занятия в творческих объединениях, выставки - все, что только позволяет ребенку увидеть внешний мир - все на пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.

Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счёт формирования способности анализировать, сравнивать, об...

Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.

Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.Задачи:1.Определение содержания проективной методики как ...

Досуговая деятельность как одна из форм воспитательного процесса

Досуговая  деятельность(ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА), внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.Досуг ребёнка – это ...

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...

Проект «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творчес...