Консультация для родителей «Играем и развиваем память дома»
консультация

Пименова Татьяна Николаевна

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igraem_i_razvivaem_pamyat_doma.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Играем и развиваем память дома»

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка?  Узнайте об играх для развития памяти . 

В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:

зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;

слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);

двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;

эмоциональную — память чувств.

По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;

произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

Развить память у детей помогают игры

Игры для развития памяти


Картотека игр на развитие памяти

у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

1.УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку  завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

2.ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.

3.ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

4.КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

                                            5.РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКУ

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

6.ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

                                                     7.ЗАПАХИ И ЗВУКИ

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

- Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

8.ВКУС И ЗАПАХ

Цель: развитие обонятельной памяти.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

9.СКАЖИ

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

10.ЭКРАН

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

11.ВИДЕОСКОП

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.

                                                  12.ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

13.ЗАПОМНИ КАРТИНКИ

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

14.КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

15.ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ

Цель: развитие слухового запоминания

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

16.ОБЕЗЬЯНКИ

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

17.ИГРА В СЛОВА

Цель: развитие слуховой памяти

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

18.ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Игра на развитие памяти — Очередь в кино

Возьмите игрушки и поставьте их в очередь в кино. Пусть ребенок запомнит их последовательность. И тут вдруг неожиданно пошел сильный дождик, и все звери разбежались искать себе укрытие. Дождь закончился, и пусть малыш теперь поможет правильно восстановить очередь из игрушек в кино.

Что в мешочке лежит?

Вместе с ребенком соберите небольшие игрушки, которые различаются по форме и размерам. Сложите их в мешочек. Далее ребенок должен просунуть туда руку, схватить одну игрушку и попытаться назвать, не глядя какой предмет находится у него в руках.

В магазин за покупками

В этой игре пусть к вам на помощь придёт папа, побудет продавцом. Отправьте ребенка в магазин и перечислите ему список необходимых покупок, для начала достаточно 3-4 предмета. Купив все, что надо у папы в соседней комнате, за покупками отправляет малыш уже вас. Со временем увеличивайте список предметов, которых надо купить.

Найди ошибку

Нарисуйте на бумаге рисунок, который содержит в себе логическую ошибку. Например: елку, на которой растут яблоки, или человека с хвостом, снеговика в ластах и все в таком роде. Ребенок должен найти допущенную вами ошибку и исправить ее.

Подбирать игру для ребенка нужно исходя из его возраста, темперамента. Ели ребенок устал и не желает играть, не настаивайте, поиграете в следующий раз. В такие развивающие игры надо играть постоянно, постепенно усложняя задание. Все ваши труды и старания не будут напрасны. Учеба ребенку будет даваться легко, и он у вас будет умницей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Простые движения рук поммогают убрать на...

Консультация для родителей "Играем с детьми в театр дома".

Консультация для родителей"Играем с детьми в театр дома"....

Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."

Логопедические игры для детей дома — это  общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...

Консультация для родителей "Играем - речь развиваем"

Варианты игр, в которые можно играть с детьми в домашних условиях не используя каких либо наглядных пособий. В процессе прогулки или приготовления пищи. Закреплять данный на логопедическом занятии мат...

консультация для родителей "Играя, развиваем речь детей"

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у д...

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»...

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»...