Рабочая программа по предмету изобразительная деятельность (АООП 2 вариант)
рабочая программа (7 класс)

Коканова Марина Николаевна

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Задачи и направления:

- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.

- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий.

- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34  учебные недели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_-_vse.docx73.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью. 

Задачи и направления:

- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.

- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий.

- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34  учебные недели.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Ожидаемые личностные результаты:

-  проявление устойчивого интереса   к взаимодействию со знакомым взрослым;

- формирование потребности в  общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию  при использовании вербальных и невербальных средств общения;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- развитие социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность»

- проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- уметь использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

-  проявлять положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

- уметь выражать свое отношение к результату собственной и чужой творческой деятельности;

- проявлять готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками и взрослыми.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» представлено следующими разделами «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

     Рисование

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1 четверть

1

Лепка «Пластилиновое лето»

1

Работа с пластилином. Катание жгутиков, сворачивание в «улиточку», выкладывание рисунка по образцу

2

Рисование «На лугу»

1

Рисование акварельными красками по предложенному образцу.

3

Аппликация «Сладкая земляника»

1

Вырезание по шаблону, сгибание бумаги, приклеивание по образцу

4

Лепка «Пчелки»

1

Отщипывание кусочка, катание шариков, приплющивание, нанесение рисунка стекой

5

Рисование «Вишенки»

1

Рисование в нетрадционной технике с помощью штампа.

6

Аппликация «Лягушка»

1

Вырезание кружочков из цветной бумаги, наклеивание на картон

7

Лепка «Кошка»

1

Работа с пластилином. Катание шариков разных размеров, сплющивание, соединение деталей и нанесение рисунка стекой

8

Рисование «Осенние цветы»

1

Рисование в нетрадиционной технике с помощью смятой бумаги и примакивания кистью

9

Аппликация «Зайка»

1

Выполнение аппликации из геометрических фигур (овал и круг), обведение шаблона, вырезание, наклеивание по образцу

10

Лепка «Мяч»

1

Работа с пластилином. Скатывание в колбасок, шариков, приплющивание, соединение деталей

11

Рисование «Мухомор»

1

Рисование контура простым карандашом, раскрашивание акварелью

12

Аппликация «Птички на ветке»

1

Выполнение аппликации из природных материалов

13

Лепка «Грузовик»

1

Отрезание  куска пластилина определенного размера, соединение деталей

14

Рисование  «Осенний лес»

1

Рисование методом разбрызгивания

15

Аппликация «Стройные березки»  

1

Вырезание по контуру из цветной бумаги, наклеивание на картон, составление композиции

16

Пластилинография «Картины из пластилина»

1

Размазывание по шаблону пластилина

17

Рисование «Рябиновая ветка»

1

Рисование акварелью техникой примакивания и касания

18

Аппликация «Ажурная закладка для книги»

1

Аппликация с элементами конструирования, вырезание по контуру, составление  рисунка по шаблону, наклеивание

19

Рисование «Осенние деньки»

1

Рисование с элементами аппликации.

20

Лепка коллективная «Астры»

1

Катание жгутов из пластилина.

21

Рисование «Прощайте, краски осени»

1

Выполнение рисунка в технике «печать листьями»

22

Аппликация и плетение из бумажных полос «Плетеная корзинка»

1

Составление орнамента на полоске бумаги по схеме, предложенной учителем

23

Рисование сюжетное по замыслу. «Весёлые качели».

1

Выполнение рисунка по сюжету

24

Лепка рельефная коллективная «Азбука в картинках»

1

Работа с пластилином, размазывание на картон, прищипывание, раскатывание, работа со стекой, нанесение узора

2 четверть (24 часа)

1

Пластилиновая мозаика.

1

Работа с пластилином. Отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист;

2

Рисование карандашами.

1

Раскрашивание раскрасок по номерам, по цветам (на выбор).

3

Аппликация «Лебедушка»

1

Объемная аппликация, вырезание по контуру,  наклеивание по инструкции

4

Лепка по замыслу «Кто живет в лесу»

1

Работа с пластилином. Скатывание в улиточку, работа со стекой

5

Аппликация симметричная из фактурной бумаги. «Кудрявые деревья»

1

Выполнение объемной аппликации, вырезание, склеивание деталей, составление композиции.

6

Рисование «Варежки»

1

Нанесение акварельными красками орнамента на шаблоне 

7

Композиция из пластилина «Рыжий кот»

1

Работа с пластилином техникой разглаживания.

8

Аппликация «Комнатное растение»

Вырезание по контуру, наклеивание по образцу.

9

Рисование узоров.

1

Работа  гуашью на шаблоне.

10

Лепка «Мышка и сыр»

1

Работа с пластилином, скручивание жгутиков, нанесение узора стекой, выдавливание узора

11

Аппликация «Пирамидка»

1

Работа с цветной бумагой, вырезание по контуру и наклеивание.

12

Рисование «Зима в городе»

1

Рисование мелками

13

Лепка «Елочка-красавица»

1

Работа с пластилином, нанесение узора

14

Аппликация «Воздушные шарики»

1

Аппликация из ваты и ватных дисков

15

Рисование «Зимний лес».

1

Раскрашивание в технике примакивания гуашью

16

Лепка «Елочный шар»

1

Отрезание кусочка стекой, получение формы путем размазывания, нанесение узора

17

Аппликация «Снеговик»

1

Работа с шерстяными нитками, наклеивание на шаблон

18

Рисование «Узор из снежинок»          

1

Работа с трафаретом.

19

Аппликация «Новогодние поделки»

1

Наклеивание на шаблон разноцветного узора

20

Рисование «Елочная игрушка»

1

Рисование пальчиком.

21

Аппликация «Коробочка для подарка»

1

Складывание и  украшение коробочки

22

Аппликация «Радужная птичка»

1

Аппликация из разноцветных полосок бумаги

23

Рисование «Дед Мороз и Снегурочка»

1

Раскрашивание по образцу шаблона

24

Аппликация «Укрась мешок Деда Мороза»

1

Составление узора по шаблону

3 четверть (30 часов)

1

Рисование «Узор на стекле» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком

1

Рисование восковыми мелками и акварельной краской.

2

Лепка «Зимнее дерево».

1

Работа с пластилином: катание колбасок и шариков. Коллективная работа

3

Аппликация «Мороженое»

1

Нарезание цветной бумаги различных фигур и наклеивание на шаблон

4

Рисование «Лесная сказка»

1

Рисование в технике набрызгивания.

5

Лепка «Синичка»

1

Размазывание пластилина на поверхность.

6

Аппликация «Веселый клоун»

1

Работа с цветной бумагой. Нарезание на полоски, склеивание в кольцо, приклеивание на шаблон

7

Рисование «Что я вижу за окном?»

1

Работа с гуашью в нетрадиционной технике с «пуантилизм»

8

Лепка «Пластилиновые узоры»

1

Работа с пластилином

9

Рисование «Медуза»

1

Рисование солью

10

Аппликация «Деревья в снегу»

1

Работа с шерстяными нитками

11

Лепка «Шишки на ветке»

1

Работа с пластилином

12

Рисование «Укрась кружку»

1

Работа с гуашью: нанесение узора на шаблон кружки

13

Аппликация «Рыбки» Коллективная работа

1

Работа с цветной бумагой: вырезание по контуру, приклеивание по образцу

14

Лепка «Самолет»

1

Работа с пластилином: катание колбасок, закрепление деталей

15

Рисование «На морском дне»

1

Рисование ватными палочками

16

Аппликация к 23 февраля

1

Работа с цветной бумагой.

17

Лепка «Тюльпаны для мамы»

1

Работа с пластилином: размазывание, нанесение узора стекой, трубочкой и др.

18

Рисунок «Цветы для мамы»

1

Работа с восковыми мелками

19

Аппликация «Портрет мамы»

1

Работа с цветной бумагой.

20

Аппликация «Открытка для мамы».

1

Работа с ватными дисками, цветной бумагой.

21

Рисование «Совушки»

1

Рисование в нетрадиционной технике (губкой)

22

Лепка «Сладкая печенька»

1

Работа с пластилином: разукрашивание различными материалами, различными приемами вылепленное изделие

23

Аппликация «Герань»

1

Работа с цветной бумагой: разрывание на кусочки, скатывание комочков

24

Рисование «Веселые пятнышки».

1

Нанесение капли краски на лист бумаги и раздувание.

25

Лепка «Черепашка»

1

Работа с пластилином: украшение различными материалами и приемами вылепленное изделие

26

Рисунок «Кошки на заборе»

1

Раскрашивание восковыми мелками

27

Аппликация «Путешествие в город геометрических фигур»

1

Составление рисунка из геометрических фигур по образцу, приклеивание.

28

Лепка «Весеннее дерево»

1

Работа с пластилином

29

Аппликация «Строим скворечник для скворца»

1

Вырезание по контуру, расположение деталей по образцу, приклеивание

30

Рисование «Буквы»

1

Раскрашивание цветными карандашами изученных букв В,Б,Г,Ж

4 четверть (24 часа)

1

Рисование «Чашка и блюдце»

1

Рисование узоров различными кисточками

2

Аппликация «Паровоз»

1

Аппликация из геометрических фигур по образцу

3

Лепка «Ракета»

1

Работа пластилином.

4

Рисование «Башня»

1

Рисование с натуры башни из элементов конструктора.

5

Лепка «Блюдце»

1

Работа с пластилином, украшение различными материалами и приемами вылепленное изделие

6

Смешанная техника «Первоцветы»

1

Работа с акварелью, цветной бумагой

7

Аппликация «Пасхальное яйцо»

1

Нарезание на полоски цветной бумаги, наклеивание на шаблон

8

Рисование «Цифры»

1

Рисование по опорным точках изученных цифр

9

Лепка «Яблоневый цвет»

1

Работа с пластилином.

10

Аппликация «Весенние цветы»

1

Выполнение аппликации из цветной бумаги

11

Рисование «Открытка к 9 Мая»

1

Работа восковыми мелками.

12

Лепка «Ландыши»

1

Работа пластилином: катание шариков, колбасок, нанесение узора стекой

13

Аппликация «Весенние веточки в вазе»

1

Работа с цветной бумагой

14

Рисование «День и ночь»

1

Рисование акварелью

15

Аппликация «Цветы»

1

Аппликация из ватных дисков

16

Рисование «Березка»

1

Работа с гуашью и солью.

17

Лепка «Весеннее настроение»

1

Работа с пластилином: катание колбасок, составление узора из пластилина на картоне

18

Аппликация «Матрешка»

1

Работа с цветной бумагой, вырезание, наклеивание на квадратный шаблон

19

Рисование «Незабудки»

1

Рисование ватными палочками.

20

Лепка. Насекомые (бабочка, стрекоза).

1

Катание колбасок и выкладывание по трафарету в виде бабочки.

21

Аппликация «Маки».

1

Нарезание бумаги на кружочки , сминание, приклеивание по инструкции педагога.

22

Рисование «Мама, папа, я».

1

Рисование на различных поверхностях (асфальте).

23

Лепка «Светофор»

1

Работа с пластилином на каркасе.

24

Рисование «Лето»

1

Рисование восковыми мелками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность», ОВЗ первый год обучения надомно.

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность», ОВЗ первый год обучения надомно....

Рабочая программа по предмету: изобразительная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: изобразительная деятельность обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-...

Рабочая программа по предмету: изобразительная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: изобразительная деятельность обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-...

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, ФГОС, вариант 2...

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность»

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной, тяжел...