Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО
статья

Райх  Светлана Викторовна

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Учащийся должен научиться мыслить нестандартно, нестереотипно. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Важная роль в развитии интереса учащихся к творчеству отводится урокам технологии.

Что такое творческая деятельность? Какие задачи мы ставим перед собой и детьми? Как организовать обучение через желание?

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит методу  проекта, при котором приобретается опыт творчества.

Организация проектной деятельности учащихся  по технологии  проходит  на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Самое главное - создание условий для включения учащегося  в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.

Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование элементов проектной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе способствует пробуждению и развитию сознательного интереса у учащихся к предмету. Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад :  Организация проектной деятельности учащихся на уроках

                        технологии   в условиях реализации ФГОС ООО

        Докладчик: Райх Светлана Викторовна, учитель швейного дела

Содержание

    Введение        ………………………….3

1.Особенности проектной деятельности в специальной

(коррекционной) школе  …………………………………………………..4

2.Цели и задачи проектной деятельности…………………………………….6

3. Этапы выполнения проекта……………..…….…………………………..8

4. Виды и классификация  проектов…………………………………………  10

   Заключение        ………………………….12

  Литература        ………………………….13

  Приложения        ………………………….14

Введение

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Учащийся должен научиться мыслить нестандартно, нестереотипно. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Важная роль в развитии интереса учащихся к творчеству отводится урокам технологии.

Что такое творческая деятельность? Какие задачи мы ставим перед собой и детьми? Как организовать обучение через желание?

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит методу  проекта, при котором приобретается опыт творчества.

Организация проектной деятельности учащихся  по технологии  проходит  на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Самое главное - создание условий для включения учащегося  в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.

Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование элементов проектной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе способствует пробуждению и развитию сознательного интереса у учащихся к предмету. Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.

Особенности проектной деятельности в специальной

(коррекционной) школе 

        Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта.

        Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:

 - развитие познавательных навыков учащихся,

- развитие критического и творческого мышления,

 - умение ориентироваться в информационном пространстве,

 - умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ·

- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

     Благодаря методу проектов и использованию информационных компьютерных технологий появилась возможность вовлечь обучающихся с ОВЗ в активную деятельность по разработке и созданию не только разнообразных изделий, которые они представляют на творческих и тематических выставках, реализуют на школьных ярмарках, но и по выполнению творческих проектов.

   В  проектной деятельности  должны принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования должен быть  иной. По мере взросления перед учащимися ставятся более сложные цели. Это   задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель  контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников.

Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. По сути, выполнение любого изделия на уроке трудового обучения и на занятии кружка это уже исследовательская деятельность, так как школьники решают проблемы различного характера: выбор объекта труда, его анализ и обоснование данного выбора, разработка его конструкции и технологии изготовления сначала на уровне идей, а затем воплощение идеи в виде графического документа (творческого проекта) или компьютерной презентации выполненной с помощью учителя. Таким образом, ребята под руководством учителя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель метода проектов:

Научить:

  • приобретать знания самостоятельно
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных  

        задач

  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии

        альтернативы

  • планировать свою деятельность работать в разнообразных группах,  

        выполняя разные социальные роли

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Задачи проектной деятельности:

  • Формирование навыков сбора и обработки информации с

использованием ИКТ, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).

  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

 Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Метод  проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения:

- планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

- планирование действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

- выполнение обобщенного алгоритма проектирования;

- внесение коррективов в ранее принятые решения;

- обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);

- выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

- самостоятельный поиск и нахождение необходимой информации;

         -составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;

        - оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

        - оценивание проектов, выполненных другими;

        - понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;

        - конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

       - расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений, является одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности на уроках технологии.  

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

-  практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-  самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Этапы выполнения проекта

I этап - Организационно - подготовительный.

Обоснование возникшей проблемы и потребности. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений Описание внешнего вида модели. Выбор материалов. Выбор модели.

На I этапе:

- ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека (зачем и почему надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества);

- ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер; планируется технология изготовления, (подбор инструментов и оборудования);

- определяется последовательность технологических операций (выбор оптимальной технологии изготовления изделий);

- средствами деятельности выступает личный опыт, а так же все рабочие инструменты и оборудование;

- результатами деятельности является приобретение новых знаний, умений, производится самоконтроль и самооценка.

II этап – Технологический.

 Выполнение технологических операций.Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

III этап - Заключительный. Оценка проделанной работы. Защита проекта.

На III этапе:

-  происходит окончательный контроль;

- проводятся экономические расчеты;

- проводятся экологические исследования;

- анализируется проделанная работа, устанавливается, результат труда;

- оформляются результаты, - производится защита проекта.

Выполняются и  мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. Например,  при  изучении раздела «Проектирование и изготовления изделий с вышивкой, аппликацией, биссероплетением и т. д. » учащиеся,  выполняют мини - проекты на понравившиеся им при изучении  темы. В основном большинство таких проектов выполняется в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися  определенного учебного материала. Важным стимулом для развития личности  учащегося, является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Виды и классификация  проектов.

    Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

     Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

     Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

     Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности:

монопроекты;

межпредметные проекты;

По характеру контактов:

внутриклассные;

внутришкольные;

региональные;

международные

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты;

Краткосрочные проекты;

Недельные проекты;

Долгосрочные (годичные)проекты

       Очень важен для всех участников проектной деятельности и вопрос оценки проектной работы.

Критерии оценки проектных работ:

Самостоятельность работы над проектом;

Актуальность и важность темы проекта;

Полнота раскрытия темы;

Оригинальность предложенных решений;

Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;

Артистизм и выразительность выступления;

Использование средств наглядности, новых информационных технологий.




Заключение


       Проектный метод  реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся. Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом.    

       Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Что соответствует  одной из целей ФГОС:  развитие личности школьника и его творческих способностей.

Литература

1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям [Текст] / Ш. А.  

   Амонашвили. – М. – Воронеж, 2008. – 69 с.

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:

   Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н. Ю.

   Пахомова - М.: АРКТИ, 2003.- 112 с.

3. Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках

   технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. Пузанов Б.П. Обучение

   детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000. 

Интернет-ресурсы

Издательский дом «Первое сентября»:

http://1september.ru/

Издательство «Школьная пресса»:

http://www.schoolpress.ru.

Учительский портал:

http://www.uchportal.ru/

Информационно-библиотечные ресурсы (ссылки на официальные сайты):

http://www.xn--b1adnajvmpk.xn--p1ai/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/ehlementy_proektnoj_dejatelnosti_v_processe_trudovogo_obuchenija_uchashhikhsja_korrekcionnoj_shkoly_viii_vida/25-1-0-77© http://трудовики.рф

                                                                                                    Приложение

МКОУ «Школа №3»

Г. Прокопьевска

                                 Творческий проект

по  швейному делу

            Тема: «Платье на все случаи жизни»

                                   Выполнила: Рожкова Татьяна Андреевна,

                                                                        9 КЛАСС        

                                         

                                                 

                                    Руководитель: Райх Светлана Викторовна,        

                                                              учитель швейного дела

IMG_20190221_093437

                                             

                                            2019 год                          

 Последовательность выполнения проекта:

1.Обоснование проблемы.

2. Определение цели, постановка задач.

3. Виды платьев, назначение.

1. Рассмотреть все возможные  варианты платьев из журналов мод, выбрать наиболее подходящее к теме.

2. Изготовить выкройку, используя вкладыши из журналов мод.

3. Рассмотри все варианты использования платья.

4. Разработка идей.

5. Последовательность изготовление изделия.

7. Самооценка.

8. Источники информации.

1.Обоснование проблемы.

Какое платье можно сшить на все случаи жизни?

2. Определение цели. 

Разработка  и изготовление универсального платья.

Задачи:

1. Рассмотреть все возможные  варианты платьев из журналов мод,

   выбрать наиболее подходящее  теме.

2. Изготовить выкройку , используя вкладыши из журналов мод.

3. Рассмотреть все варианты использование платья.

Требования к изделию.

1. Универсальность.

2. Простота в изготовлении.

3. Удобство в пользовании.

4. Привлекательный внешний вид.

5. Наличие материала.

6. Наличие необходимых инструментов и приспособлений.

7. Экономичность (низкая стоимость).

4. Виды платьев, назначение.

Платье по способу носки относят к плечевым изделиям. Платья, детали переда и спинки которых выкраивают целыми, называют цельнокроеными, а которые выкраивают отдельно-отрезными. Повседневные летние платья шьют из легких, тонких тканей, светлых, ярких тонов, часто без и с открытым вырезом горловины. Платья для зимнего сезона шьют из тканей более плотных, с хорошими теплозащитными свойствами, гладкокрашеных или с рисунком. Спортивные платья изготавливают из гладкокрашеных хлопчатобумажных или льняных тканей ярких и спокойных тонов с несложными отделками: строчками, карманами, пряжками, пуговицами. Домашние платья лучше шить из недорогих тканей. Они должны быть свободными, удобными в носке, иметь простую отделку.  Платья для торжественных случаев шьют из красивых, блестящих тканей с рисунком или без него.

5. Разработка идей  

6. Экономическое обоснование.

 №

Наименование материала.

  Цена за              единицу.

   Количество.

        Сумма.

Ткань

-

1,30

Из запасов мамы

Нитки

12,50р.

1шт.

12,50р.

Молния

80р.

1шт.

80р.

итого

92р. 50к.

7. Планирование и изготовление изделия.

1. Раскроить изделия.

2. Выполнить примерку, исправить недостатки.

3. Стачать, обметать срезы.

4. Обработать карманы.

5. Обработать горловину подкройной обтачкой.

6. Обработать рукава.

7. Вметать и втачать рукава.

8. Соединить лиф с юбкой.

9. Обработать нижний срез.

10. Выполнить влажно тепловую обработку.

9.  Оборудование и материалы.

Оборудование: Швейная машина, ножницы, иглы, журналы мод, сантиметровая лента, утюг.

Материалы: Ткань, нитки, тесьма-молния.

11. Самооценка

Я хотела шить платье универсальное, чтоб можно было носить на повседневку и для торжественных случаев. На учебу я могу носить платье без отделки, а используя разные аксессуары (ремешки, шарфы, платки, съёмные воротники, различные украшения.)

я могу пойти в нем в кино, на прогулки. Считаю, что с работой справилась отлично.

12. Источники информации.

1.Учебник швейного дело 9класса.

2. Журнал « Бурда моден » 2010год.№3

IMG_20190221_093804IMG_20190221_094056

IMG_20190221_094423


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности в МБОУ Лицей №12в условиях реализации ФГОС ООО.

Разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся 6-х классов в рамках апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования....

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии

Проектная деятельность учащихся 7 классов  как средство реализации ФГОС  по биологии...

Проектная деятельность на уроках Технологии в условиях реализации ФГОС

Метадическая разработка на тему "проектная деятельность на уроках Технологии в условиях реализации ФГОС"...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...