Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
статья

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_logopeda_v_usloviyah_realizatsii_sipr.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда

в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

в условиях реализации СИПР

В  ФГОС для детей с ОВЗ  учтены особые образовательные потребности данной категории детей и возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Следует отметить, что существует часть детей, которая не  способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. И такие дети могут быть в каждом классе.

Нет необучаемых детей. Все имеют право на получение образования. В ГКОУ для детей – сирот с. Камышла обучение таких детей проводится в основном в индивидуальном порядке. Дети с диагнозами (ДЦП, аутизм,) имеют множественные нарушения слуха, зрения, двигательные расстройства, и всех их объединяет одно – тяжелое недоразвитие речи вплоть до ее полного отсутствия. А тем не менее, обучать их надо и как-то понимать тоже, чтобы обеспечить их как полноправных членов общества всем необходимым и помочь реализовать себя как личность.

 Для этого существует альтернативная  коммуникация.

Альтернативная коммуникация -это процесс установления и развития контактов

между людьми, обмен информацией и попытки влияния друг на друга.

Коммуникация— это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с особыми детьми.

 Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.

Содержание программы по курсу «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение основной цели — организации взаимодействия детей с ТМНР, передачи им социального опыта. Для её реализации решаются следующие задачи:

-  развитие умения понимать речь и способности выразить с помощью языка свои мысли и чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест;

- формирование умения выражать свои мысли с помощью речи и средств невербальной коммуникации: используются предметы, картинки, жесты, символы. Ребенок осознанно передает свои мысли с помощью предметов, картинок, серий картинок;

-  формирование навыков правильного поведения ребенка в окружающей среде;

- усвоение способов невербального и вербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать мир.

Специфика курса «Альтернативная коммуникация» заключается:

1. в коррекционной направленности обучения:

• максимальное использование коммуникативных, интеллектуальных и

эмоционально-волевых возможностей детей в работе по коррекции

недостатков в развитии младших школьников с ТМНР;

• взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами познавательно творческой деятельности (игрой, математикой, рисованием, ознакомление с окружающим социальным миром);

• неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

• подачу учебного материала малыми порциями;

• максимально развёрнутую форму подачи сложных понятий, умственных и практических действий;

• пропедевтику изучения нового материала;

• руководство над действиями школьника, вплоть до совместного

выполнения их учителем и учеником.

2. в формировании жизненной компетенции, которая составляет основное содержание специального образования и реализуется через:

• овладение учащимися вербальными и невербальными средствами коммуникации (мимика, жест, слово);

• развитие способности гибко и самостоятельно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации в жизни;

• привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Основные методы, формы, приемы и средства обучения:

1. объяснение,

2. беседа,

3. практические работы,

4. экскурсии,

5. сюжетно-ролевые игры,

6. моделирования реальных сюжетных ситуаций,

7. упражнения на развитие невербальных средств общения, создание

соответствующего положительного эмоционального фона общения

8. игры, помогающие слышать собеседника и понимать его;

9. использование проектных технологий;

10.использование наглядных средств обучения, ИКТ:

Оценка результатов обучения

Уровень сформированности действий/операций и сформированности

представлений, внесенных в образовательную программу:

1. невозможно выявить, пассивное участие или отказ от деятельности - 0 баллов;

2. в стадии формирования (ребенок позволяет выполнить действие с помощью полной физической подсказки со стороны педагога) - 1 балл;

3. сформировано частично, т.е. выполняет задания по словесной инструкции, по образцу - 2 балла;

4. сформировано, т.е. выполняет действие самостоятельно - 3 балла.

Контроль за усвоением знаний и умений осуществляется в виде практических заданий знаний (2 раза в год: январь, май)

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

1. качество выполненных учеником практических действий,

2. прилежание учащегося во время работы,

3. степень умственной отсталости,

4. наличие расстройств аутистического спектра,

5. уровень психофизического развития каждого ученика в отдельности.

Планируемые результаты освоения базовыми учебными действиями

У обучающихся будут сформированы:

  1. Потребность в коммуникации.
  2. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
  3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;

- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;

- использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

  1. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  2. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Виды деятельности, отражающие содержание работы по формированию навыков АК.

Совместное составление расписания с использованием символов.

Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.

Рассматривание коммуникативных книг.

Составление фотоальбома про себя.

Составление ритмических стихов с жестами.

Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком.

Список используемой литературы:

  1. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова   СПб: НОУ "СОЮЗ",2004    "КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ"
  2. Фрост Л., Бонди Э. СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского. Издательство: Теревинф: 2011

3.  Нуриева Л.Г.Серия: Особый ребенок. 2009. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ»

4. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатьина. М.:"ДРОФА", 2007. "Я ГОВОРЮ! УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ"

5.  Т.Н. Тищенко. М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с."Учим говорить особенного ребенка"

6.  Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям

с синдромом Дауна — Москва, 2006 г.

  1.  Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г.
  2. Интернет-ресурс: http://autism-aba.blogspot.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Комплексная психолого-педагогическая коррекция детей с РДА – необходимое условие успешной интеграции ребенка в социум

Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, психологом, нейропсихологом, дефектологом, логопедом, ...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

презентация на тему Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого медико педагогического консилиумаФункциональные обязанности логопеда ПМПкПроводит диагностику детей с целью выявления речевых наруш...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...