Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний  по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"

Работа № 1

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст по плану и озаглавь.

____________________________________

  • Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.
  • Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.
  • Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.
  • По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.

План.

  1. В поисках «новых землищ»
  2. Северная часть удивительной земли.
  3. Белые медведи.
  4. Самая глубокая впадина.

Задание.

  1. Распредели слова по столбикам: край, полярный,  побережье, тундра, зверь, океан, впадина, медведь

1 слог

2 слога

3 слога

4 слога

Одинаковое количество бук и звуков

Букв больше чем звуков

  1. Разбери по составу: землепроходцы,  дальневосточный.
  2. Выпиши имена собственные_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши по 3 существительных  1, 2, 3 склонения.

        1 склонение                        2 склонение                            3 склонение

__________________             _________________            _____________________

__________________             _________________            _____________________

__________________             _________________            _____________________

  1. Сделай морфологический разбор: на восток - _______________________________

_______________________________________________________________________

  1. Покажи согласование: за полярным (кругом) - ______________________________
  2. Определи спряжение глаголов: лежит, очищаются, оттает, достигнут, бродят, пробираются

1 спряжение

2 спряжение

Настоящее время

Будущее время

  1. Разбери предложение: По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.

Работа № 2

1.Над  головой  ра...ст...лается  весе(н,  нн)ее,  голубое  небо.  2.  В  п...лях  б...гут  шумные  и г...ворливые руч...йки.

3.  (Над)влажн...й  з...млей  круж...т(?)ся,  взл...тают  выс...ко  в  небо  жаворонки.  4.  В...селые руч...йки журчат: «Проснись, р...ка!»

5. Тонкие веточки кустов у берега ни...ко накл...няются к реке и шепч...т: «Проснись, поиграй с нами, р...ка». 6.  Идет  в...сна  (по)п..лям,  гон...т  тучи  с  весе(н;)н...  неба,  теплым  ветром  дыш...т  на  реку, солнеч(?)ными  лучами  с...грева...т  землю.  7.  Тихий  ш...рох  и  легкий  звенящий  шум пронос...тся (над)р...кой. 8. Это л...мает(?)ся ле.... 9. Со...нце заб...рает(?)ся в трещины, в них вспыхивают  голуб...,  з....лен...,  ж...лт...  ог...ньки.  10.  И  вот  уже  нет  на  р...ке  проч(?)ного панциря  изо  льда.  11.  Льдины  плывут,  ра...ходят(?)ся,  ....ближают(?)ся  и  со  звоном ра...бивают(?)ся.

12. Все ж...вое, все р....стения приве...ствуют весну. г...ворливые руч...йки.

1.Прочитайте текст. Озаглавьте его.  

2. Определите стиль текста и тип речи.

3. Подберите к  слову ШЕПЧУТ (предложение  5) синонимы.

4. Найдите в тексте и выпишите слова с переносным значением.

5. Вставьте орфограммы и объясните их написание.

6. Среди предложений 5-8 найдите предложение(я) с однородными членами. Объясните знаки препинания.

7. Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение. Назовите главные члены предложения.

8. Найдите в тексте предложения с прямой речью. Назовите их номера. Объясните постановку знаков препинания.  

9. Назовите номер(а) предложения(й), в которых используется обращение.  

10. Произведите синтаксический разбор предложений 1, 7

11. Сделайте фонетический разбор слов КРУЖАТСЯ, ВСПЫХИВАЮТ

12. Разберите по составу слова  РАССТИЛАЕТСЯ, ВЕСЕННЕЕ, ВЕТОЧКА

г...ворливые руч...йки. 

3.  (Над)влажн...й  з...млей  круж...т(?)ся,  взл...тают  выс...ко  в  небо  жаворонки.  4.  В...селые

руч...йки журчат: «Проснись, р...ка!» 5. Тонкие веточки кустов у берега ни...ко накл...няются

к реке и шепч...т: «Проснись, поиграй с нами, р...ка». 

6.  Идет  в...сна  (по)п..лям,  гон...т  тучи  с  весе(н;)н...  неба,  теплым  ветром  дыш...т  на  реку,

солнеч(?)ными  лучами  с...грева...т  землю.  7.  Тихий  ш...рох  и  легкий  звенящий  шум

пронос...тся (над)р...кой. 8. Это л...мает(?)ся ле.... 9. Со...нце заб...рает(?)ся в трещины, в них

вспыхивают  голуб...,  з....лен...,  ж...лт...  ог...ньки.  10.  И  вот  уже  нет  на  р...ке  проч(?)ного

панциря  изо  льда.  11.  Льдины  плывут,  ра...ходят(?)ся,  ....ближают(?)ся  и  со  звоном

ра...бивают(?)ся. 

12. Все ж...вое, все р....стения приве...ствуют весну. 

Работа № 3

Чтобы выжить, наши предки должны были приспособиться к природным условиям. Научиться добывать пищу, побеждать холод и болезни, бороться с хищными животными. По наскальным рисункам и археологическим раскопкам узнали, как охотились, рыбачили, и бортничали наши предки. Охотились они на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи – ремни для метания камней. Рыбу ловили с помощью сети, невода, ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев.

Чтобы собрать душистый сладкий мед, бортники еще  по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой палкой от медведей, больших охотников полакомиться медом.

Научились предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или острым камнем. Шерсть мяли и валяли, превращая в войлок. Скручивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из неё деревянными спицами вязали шерстяные вещи.

Из ст…блей тра… пре…ки ш…ли ле…кую одежду. Стебли дикого льна конопли крапивы м…чили суш…ли мяли тр..пали и ч…сали чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей  ткали полотно. Выбеливали его под солнечными лучами.

Задание

  1. Придумай заголовок и запиши _____________________________________________________
  2. Как мы узнаем о жизни наших предков _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назови основные занятия наших предков ___________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу

Занятие

Инструменты

Материал

Изделия

Сети, невод, ловушки

Шитье одежды

1)

2)

Шкура диких животных

Полотно

  1. Отметь правильный ответ

Пращи – это

  • Сумка для хранения лука
  • Ремень для метания камней
  • Сети для ловли рыбы

  1. Восстанови последовательность операции по изготовлению волокон для полотна
  • Сушили
  • Трепали
  • Мочили
  • Мяли
  • Чесали

  1. Выделенные предложения запиши, расставь знаки препинания.  Напиши  характеристику предложения. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Разбери слова по составу

Ловушка, наконечник, шерстяные, выбеливали

Работа № 4

Утро в весеннем лесу.

       Наступил март. В лесу первым об этом узнал озорной и веселый дятел. Он с громким треском летал по всему лесу и сообщал: «Пришла весна!»  

   Его стрекотанье услышала белка с бельчатами. Они в это время собирали прошлогодние шишки. Мама-белка сказала дятлу: «Тише ты! Разве не понимаешь, что тебя услышит старая куница? А уж она-то враг всем нам!» И дятел полетел дальше.

   Заяц-беляк тоже услышал весть дятла. Но и его она не обрадовала. Зайчишка лишь спрятался под старую ель, прижал ушки и сидел тихо-тихо. А лиса в это время бесшумно и печально брела по утреннему лесу. Ведь снега в лесу уже не было, и её серо-рыжая шубка была всем видна издалека. А следы уже не заметёшь хвостом, как зимой. Красавица-лисичка была голодна.

   Пёстрый дятел целый день летал по лесу и сообщал всем о приходе весны. Но звери не обращали на него никакого внимания. Каждый был занят своими очень важными и нужными делами. Ведь весна – это время хлопот! ______________________________________________________________

Утро в весеннем лесу.

      Наступил март. В утреннем лесу в это время происходит много необычного и интересного.

   От старых стволов елей исходит тонкий аромат смолы. Молодые елочки выглядят ярче прежнего. Весеннее солнышко золотит их острые верхушечки, и они становятся похожими на маленькие зеленые свечи. А древние дубы, будто воины, охраняют запахи весеннего леса. Слышен звук звонких ручьёв на полянах. Пробуждаются кустики первой изумрудной травы, они похожи на тоненькие стрелы охотников из русских сказок.

    А что это за цветы на проталинах? Белые колокольчики растут, покачиваясь от ветра. Это подснежники! Они пахнут тающим снегом, лесными родниками.

   Совсем скоро вся земля старого леса покроется весенними цветами. Каждое утро они будут расцветать вновь, распуская лепестки, а к вечеру засыпать.

  Лес очень красив  в утренние весенние часы! А помогает ему в этом яркое ласковое солнышко и теплый дождик. Солнце пригревает землю, дает жизнь каждому растению. А дождик питает корни, заботливо обмывает стволы и молодые листики._____________________________________

Утро в весеннем лесу.

      А ты знаешь, что весна приходит в весенний лес утром?

      Именно весной можно наблюдать в утреннем лесу, как набухают почки.  Потому что с первыми солнечными лучами в них происходит процесс роста, закладываются молоденькие листочки. Корни, напитавшись весенней талой водой, доставляют много питательных веществ им. Солнце помогает листьям окрашиваться в ярко-зеленые цвета. Этот процесс называют фотосинтезом.

   Жители леса, звери, меняют окраску шерсти. Это белки, зайцы, лисы. Этот процесс называют весенней линькой. Шерсть становится менее густой, но более легкой.

       Чуть позже в лес прилетают певчие птицы. Их называют ещё перелетными. Они в родном месте строят гнезда, выводят птенцов.  Каждое весеннее  утро они будут начинать свой прекрасный концерт.

   Утро в это время года нельзя сравнить ни с чем. Ведь это каждый раз начало новой дневной жизни леса._________________________________________________________________________

Задание.

  1. Определи  тип речи каждого текста. Запиши.
  2. Заполни таблицу, распределив слов, дятел, пестрый, бельчата, понимаешь, ель, ярче, весеннего, русских.

1 слог

2слога

4слога

Равное количество звуков и букв

Звуков меньше чем букв

  1. Разбери по составу слово подснежники
  2. Запиши 5 словосочетаний прилагательное + существительное  единственного числа из любого текста. Покажи согласование. ___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбери предложение.  Построй схему.

 Солнце пригревает землю, дает жизнь каждому растению, а дождик питает корни, заботливо обмывает стволы и молодые листики.

  1. Почему звери не обращали внимания на весть дятла______________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши слова, с помощью которых автор описывает весеннее утро (2 текст)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое проталина ___________________________________________________________________________
  2. О каких двух процессах происходящих в природе с приходом весны говорит автор_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой процесс в природе называют фотосинтезом_____________________________

___________________________________________________________________________

  1. Объясни понятие «весенняя линька». Укажи, у кого это происходит. Для чего он необходим

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

_________________________

Когда начинают исчезать насекомые, собираются в дорогу насекомоядные птицы. Первыми начинают улетать в теплые края кукушки и ласточки. Ранний отлет птиц предсказывает суровую зиму. Последними потянутся водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Пролетая они иногда гостят на еще не замерзших озерах, прудах, болотах. С криком, длинной цепью, группой улетают  перелетные птицы.

На смену им прилетят с севера зимовать  кочующие птицы. Снегири с красными грудками будут кормиться семенами деревьев и кустарников. Свиристели, серо-розовые пухлячки с козырьками хохолков, будут лакомиться рябиной. Прикочуют и крупные птицы сойки.

Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы. В лесу будут трещать сороки, стучать дятлы, прыгать по веткам синицы. Во дворах все так же важно будут расхаживать вороны, а воробьи – выпрашивать крошки.

Задание.

  1. Заполните схему.

                                     «Виды птиц»

  1. Какие из видов птиц относятся к перелетным ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая примета указывает на суровую зиму ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу. «Кочующие птицы»

Название птиц

Окрас

Корм

\

  1. Назови способ передвижения стаи птиц ____________________________________________________________________________
  2. Озаглавь текст.
  3. Составь план текста

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Определи тип речи ___________________________________________________________
  2. Найди сложные слова и разбери их по составу____________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Разбери предложение, составь схему.

В лесу будут трещать сороки, стучать дятлы, прыгать по веткам синицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Предпосылки усвоения программы русского языка учащимися начальных классов

Принципы русской орфографии,помогающие в написании слов,вызывающих затруднение у учащихся начальных классов....

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...

Методическая разработка на тему: Занятие для учащихся с интеллектуальными нарушениями 8 класс, 1 вариант обучения

Инвентарь: малый мяч (450 гр), скамейки.Задачи урока:1 Сформировать знания о необходимости занятий физической культурой.2 Разучить технику прыжка в длину с разбега в легкой атлетике.3 Содействовать ко...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по чтению учащимися с интеллектуальными нарушениями в 9 классе"

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах для детей с интеллектуальными нарушенями провести тестирование по чтению в 9 классе после изучения произведения....