Методы логопедического воздействия
учебно-методический материал

Бахман Оксана Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_logopedicheskogo_vozdeystviya.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методы логопедического воздействия.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наглядные средства должны:

  • быть хорошо видны всем;
  • подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств

Целесообразность использования компьютерных программ в работе с детьми.Задачи, которые решает логопед, используя в своей работе ИКТ.Подход к выбору компьютерной программы.Аннотация к некоторым г...

Развитие эмоций в практике логопедического воздействия

Работа посвящена развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста....

Принципы и методы логопедического воздействия

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется ...

"Принципы логопедического воздействия"

Методический мат-ал для логопедов....

Логопедическое воздействие на этапе добукварного периода

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса коррекционной школы (8 вида)....

Проективный метод, как метод терапевтического воздействия

Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту.  Мы можем узнать реальное отношение к исследуемому предмету. Проективные методики нап...

Эмоциональное развитие в практике логопедического воздействия

laquo;Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческ...