ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КОЖЕВНИКОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
материал

 Кожевникова Елена Владимировна

Тема опыта: «Повышение качества урока трудового обучения через использование здоровьесберегающих технологий  при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Автор педагогического опыта: Кожевникова Елена Владимировна, учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_moe.docx54.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема опыта: «Повышение качества урока трудового обучения через использование здоровьесберегающих технологий  при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Автор педагогического опыта: Кожевникова Елена Владимировна, учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат»

Актуальность педагогического опыта

Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной   жизни.        Здоровьесберегающие технологии - это технологии, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Работа учителя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.

Занимаясь обучением и воспитанием школьников, имеющих  стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, передо мной остро встает вопрос о соблюдение условий здоровьесбережения и формировании культуры здорового образа жизни  при проведении уроков. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.

Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Для современного учебного занятия характерна информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей. 

В нашем образовательном учреждении  есть все условия для реализации целей и задач, которые мы, педагоги, ставим перед собой и, посредством которых решаются проблемы сохранения здоровья обучающихся.

В основу инновационной деятельности положены следующие принципы, которые удовлетворяют принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть   обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип доступности;
  • Принцип учета индивидуальных особенностей.

Главным в своей педагогической идее считаю: создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

Основная идея

Изучив психолого – педагогическую литературу, я проанализировала понятия «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающие образовательные технологии», рассмотрела понятие «здоровье» и «технология», определила роль в развитии интеллектуальных способностей, изучила особенности развития интеллектуальных способностей детей, подобрала формы и методы помощи по развитию интеллектуальных способностей  детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в учебное занятие.

Данный опыт решает следующие задачи:

№п/п

Задачи

1.

Обучение навыкам осознанного выбора  поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье

2.

Обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации)

3.

Формирование представлений о  правильном и здоровом питании, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности

4.

Формирование  представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье

5.

Создание условий для реализации идей по развитию интеллектуальных способностей

В настоящие время стала очевидной идея необходимости использования на уроках здоровьесберегающих технологий, так как они дают широкие возможности для активизации учебного процесса.

Теоретическая база опыта

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».  «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,    формирование    представления    о    здоровье    как ценности, мотивации  на          ведение здорового   образа   жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению профессора В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  • соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет    особенностей    возрастного    развития   школьников    и разработка  образовательной     стратегии,      соответствующей особенностям       памяти,    мышления,      работоспособности, активности    и   т.д.   учащихся  данной возрастной группы.
  • Создание      благоприятного     эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. 

Также данные проблемы рассматриваются в работах педагогов, психологов, философских трудах, научно-публицистической литературе:

  • теории развития познавательных процессов (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, З.А-.Зак, А.М.Матюшкин и др.);
  • научные труды мыслителей, философов, исследователей процессов формирования познавательных интересов детей (Аристотель, Э.Кассирер, Ф.Фребель, Р.Хофман, М.Монтессори, Ф.Ницше, К.Д.Ушинскиий, Дж.Локк, Л.Н.Толстой, Я.А.Коменский, В.А. Сухомлинский, А.Лосев, Ю.Степанов, Г.Н. Волков и др.)
  • изучение личности ((Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др);

Новизна опыта

          Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к развитию интеллектуальных способностей  детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и, как следствие, повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий.

Технология опыта

        Одной из главных задач обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание условий, гарантирующих формирование и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий. Но педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на применение их на основных уроках (письмо, чтение, математика и т.д.) или на  внеурочных модулях. Уроки поварского дела, которые я веду, как правило проходят после основных уроков. К этому времени у детей наблюдается психоэмоциональная усталость, повышенная утомляемость и, как следствие, снижение учебной и социальной мотивации.  Именно это обратило меня к поиску  возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в  процессе проведения урока трудового обучения и этот вопрос занимает особое место в моей работе.

        Мой опыт направлен на  использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы  как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта.

       Цель опыта: создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

        Мною были поставлены следующие задачи:

  • Разработать комплекс здоровьесберегающих  упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности  и работоспособности учащихся на уроках;
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психофизического и нравственного развития;
  • Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

          Гипотезой моего исследования является положение о том, что уровень    сформированности познавательной активности обучающихся зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении.

Методы исследования в данной работе были использованы следующие:

- изучение и анализ литературных источников;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;

- наблюдение, беседа, тестирование.

          Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.

         Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.

         Из вышеизложенного следуют принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

       Я занимаюсь обучением и воспитанием школьников, имеющих  стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, работаю с детьми-инвалидами. Весь учебно-воспитательный процесс  строится на основе уровневой дифференциации, индивидуального подхода, для отдельных обучающихся мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

       Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – педагогов. Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье. Для этого необходимо исследование, оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности, проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь «Не навреди».
        Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому учителю приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения. Вхождение в урок необычным способом, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)

1. Организационный момент.

Итак, прошу внимания,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,        

Начнем сейчас урок.

2. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

- И сегодняшний наш урок будет посвящен одному очень известному и любимому овощу, а вот какому, вы узнаете, отгадав загадку.

Что копали из земли, жарили, варили?

 Что в золе мы испекли? Ели да хвалили!  

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач.      Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и другие. В игровой форме проходит работа с технологической картой: дети поочередно выходят к доске и разбирают последовательность различных этапов. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

1. Для урока - путешествия

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!

2. Работа по карточкам.

Сегодня мы с вами научимся готовить картофельное пюре и подавать его к столу.

А чтобы знать из каких продуктов оно готовится, мы выполним задание.

Перед вами лежат карточки с названием различных продуктов. Вам необходимо вычеркнуть  продукты, которые не понадобятся при приготовлении картофельного пюре.

Чтобы узнать, с чего мы начнем процесс приготовления блюда, мы выполним задание. На ваших карточках  перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.                        

Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку

№ этапа

Этап первичной обработки

очищаем от кожуры,

моем грязные овощи,

моем очищенные  овощи,

удаляем глазки,

          Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор. Также это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы психогимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки умственно отсталых  обучающихся. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамичные стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает школьников на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока. Также необходимо включение в каждый урок мотивации на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место на уроках отвожу проведению физкультминуток для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе я использую следующие виды физминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательные упражнения;
  • су-джок терапия;
  • кинезиологические упражнения.

Также не менее  важны гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся и риск психологических расстройств в большей степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Охранительный режим обучения направлен на стабилизацию эмоционального тонуса и повышения уровня работоспособности обучающихся в классе. Поэтому на уроке необходимо наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; место и длительность применения ТСО, моторная плотность урока, обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок, темп и особенности окончания урока.

         На своих уроках я обеспечиваю вовлечение каждого обучающегося в процесс активного обучения, использую в образовательном процессе передовые педагогические технологии и знания возрастной психологии. Мои уроки отличает атмосфера психологического комфорта и сотрудничества, использование дидактического материала, тщательно подобранная наглядность, работающая на протяжении всего урока. Всегда уделяю пристальное внимание развитию речи обучающихся с умственной отсталостью, познавательной сферы и их самостоятельности. На уроках использую перфокарты, тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, разнообразный яркий раздаточный материал, видеоуроки, что способствует развитию у детей с нарушением  интеллекта  познавательной активности, способности к анализу и синтезу, формирует умение обобщать и делать выводы.

          Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

        Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках. На уроках  учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

         Уроки технологии  дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Опыт работы подтвердил, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальных подход к обучающимся, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья и,  как следствие, повысить качество урока.

           Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической деятельности много внимания уделяя теме развития интеллектуальных  способностей обучающихся, сталкиваюсь со следующими противоречиями:

- между несформированностью ВПФ и желанием к получению новых знаний.

- между признанием необходимости развития интеллектуальных  способностей  с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса развития данных навыков и путей их реализации.

Пути их решения:

1. Использование современных технологий, совершенствование форм и методов.

2. Оптимальное сочетание репродуктивных и нетрадиционных методов и форм в коррекционно – развивающей работе.

Все возникающие вопросы в моей работе, стараюсь решить через систему самообразования, используя различные педагогические методики, традиционные и нетрадиционные формы и приёмы их реализации.

Результативность опыта

Конечно, нельзя сказать о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе. Думаю, что моим обучающимся будет  интересно, комфортно в дальнейшей жизни и самое главное – они научатся сохранять свое здоровье: как психическое, так и физическое.  

Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась повышения качества знаний по предмету трудовое обучение (поварское дело). О результативности моей профессиональной деятельности свидетельствуют следующие показатели:

  • результативность учебной мотивации и познавательной активности обучающихся;
  • уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года;
  • участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах.

Результативность учебной мотивации и познавательной активности обучающихся

2019-2020учебный год

2020-2021

учебный год

2021-2022  учебный год

1 полугодие

22%

1 полугодие

30%

1 полугодие

43%

2 полугодие

27%

2 полугодие

35%

2 полугодие

52%

Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года

2019-2020учебный год

2020-2021

учебный год

2021-2022  учебный год

Предмет

Класс

Качество

в %

Класс

Качество

в %

Класс

Качество

в %

Профильный труд (поварское дело)

6

44

7

47

8

50

Успеваемость в %

Успеваемость в %

Успеваемость в %

100

100

100

В своей работе использую элементы современных образовательных технологий,     которые можно применить в коррекционных образовательных учреждениях, что обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся к предмету, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют большой шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.    

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость. Таким образом, очевидна необходимость применения здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества урока.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт адресован учителям коррекционных общеобразовательных школ, детских домов, с целью повышения    эффективности  учебно-воспитательного  процесса.

Результаты применения педагогического опыта представлены в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы-интерната, провожу открытые уроки. Методические разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на сайте образовательного учреждения и на своем сайте.

          «Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ на уроках поварского дела»         - заседание ШМО учителей трудового обучения.        

         «Лэпбук как инновационное средство работы с умственно-отсталыми обучающимися» - семинар по дефектологии.                        

         «Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в условиях школы-интерната»-        педагогический совет        

«Организация предметно - развивающей среды в школе - интернате в соответствиии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» -семинар по дефектологии                «Повышение эффективности трудового обучения, воспитания и профессиональной подготовки обучающихся с УО(ИН)»        -педагогический совет.

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества урока»        - заседание ШМО учителей основной школы.

 «Организация учебной деятельности на уроках поварского дела в условиях здоровьесберегающей педагогики»        -заседание ШМО учителей трудового обучения        «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела и подготовка к самостоятельной жизни»-заседание ШМО учителей трудового обучения        .

«Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»-педагогический совет.        

Опыт моей работы представлен:

 на сайте учреждения   https://sh-int-insarskaya-r13.gosweb.gosuslugi.ru/pedagogam-i-sotrudnikam/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov/persony_22.html 

 на собственном мини-сайте    https://nsportal.ru/user/701459 

          Наглядное приложение: видеофрагмент урока https://youtu.be/08rPZQczawk 

Список литературы.

  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
  2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.
  3. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
  4. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
  6. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
  8. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  9. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:ПрофитСтайл, 2008. – 256 с.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
  11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Обобщение педагогического опыта Кривошапко Юлии Владимировны на тему: «Народная культуры, как инструмент формирования профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО

Материал дает возможность оценить приемы,методы работы и дать оценку педагогическому опыту преподавателя спецдисциплин в СПО....

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

   Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...

Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны

Представление педагогического опыта  учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны...