Методическая разработка занятия на тему "Шостакович. Седьмая симфония"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shostakovich.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича»

Цель урока: совершенствование навыков анализа музыкальных произведений, формирование у учащихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой  симфонии Д.Д. Шостаковича.
Задачи урока: познакомить учащихся с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение в наши дни;

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но я вас прошу не смущаться и работать в обычном режиме. Начнём?

Слушание песни  Александра Александрова   на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война» 0.38 мин.

В: Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню? Как она называется?

Д: Прозвучала песня «Священная война».

В: В какое время была написана эта песня?

Д: В годы войны.

В: Правильно, «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения?

Д: Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне. 

В: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Великой Отечественной войне? 

Д: Героизм народа, трудности, смерть, голод, русский дух, тяжесть, слёзы, народная, священная, захватническая, мировая, атаки, бомбёжка, катюши, окопы, танки, самолёты, похоронка, победа. 

В: А что вы знаете о блокаде Ленинграда? 

Д: В блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь: люди умирали с голоду, перестал работать водопровод, в домах погас свет, зимой появилась «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие. 
В: Для того, чтобы вы более полно представили жизнь в блокадном Ленинграде, учащиеся Коробова Дарья и Брысина Юлия подготовили презентацию о блокаде. 

Презентация «Блокада Ленинграда» 

 

В: Как вы думаете, звучала музыка на войне? Может быть верно утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат»? 

Д:
 Музыка звучала на войне, тому подтверждение – множество песен, рождённых в те годы. Это, например, «В землянке», «Тёмная ночь», «Вечер на рейде», «Вася-василёк», «Враги сожгли родную хату», «Давай закурим», «Жди меня».

В: На уроках музыки мы с вами слушали много песен, написанных в годы войны. Я вас хочу познакомить ещё с одной песней, которая называется «Песня о Ладоге». Песня была сложена в декабре 1942 г. в войсках Ленинградского фронта. Автор первоначального текста — капитан П. Богданов, авторы мелодии — старшина Краубнер и сержант Шенберг. Эта песня о «дороге жизни» города Ленинграда. У вас на столах тексты песен, я вам предлагаю первый куплет послушать, а со второго куплета подпеть.

Слушание песни о Ладоге. 3.12 мин

В: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о музыке, которая была написана во время войны, о её значении в те дни и в наши дни.

Тема урока «Дмитрий Шостакович. Симфония №7».

В: Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

1.познакомиться с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами;

2.определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.

В: Дмитрий Дмитриевич Шостакович (– явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве отразилась сложная жестокая эпоха, противоречивая и трагическая судьба человечества. Шостакович создавал музыку, требующую глубокого вслушивания, долгого «вчитывания». Им написаны 3 оперы,3 балета,15 симфоний, инструментальная и вокальная музыка, музыка к кинофильмам и спектаклям.

С первых дней войны, которая круто изменила жизнь советского народа, Дмитрий Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог, делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого музыканта - мыслителя в голове созревал крупный симфонический замысел. Он начал писать Седьмую симфонию.  Летом 1941 года была закончена первая часть. Вторая и третья части писались в блокадном Ленинграде.

Шостакович закончил симфонию №7 в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года,  а 29 марта - в Москве. Симфония транслировалась на всю страну.  Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде.

В: В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100. Как вы думаете, где взяли музыкантов для оркестра?

Д: Объявили по радио, на фронте, ходили по домам. 

В: Давайте послушаем  фрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина.

 «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. 
Всего  15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно -  оркестру быть.  Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»

В: Ребята, какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду. Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях?

Д: Для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против терроризма, например, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.

В: Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают части симфонии. Но вначале давайте  вспомним: что такое симфония?  

Д: Симфония – это сочинение для симфонического оркестра, которое состоит из 4 частей.

В: В какой форме написаны части?

Д: В сонатной форме, в форме сонатного allegro.

В: Из скольких разделов состоит сонатная форма?

Д:Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой.

В: На чём основана сонатная форма? Назовите основные темы?

Д: Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

В: Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, Человека и цивилизованного варвара, добра и зла.

Давайте прослушаем тему главной партии и побочной. Во время слушания я вам предлагаю подумать над вопросом: какой образ рисует главная партия и побочная. Слушание музыки (экспозиция 1 части - главная партия и побочная) 2.06 мин.           
В: Какой образ рисует главная партия? Каков её характер? 
Д:
 Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. Музыка широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная.  Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная, звучит у струнных, рисует образ героического народа.

В: Какая по характеру побочная партия? 

Д: Мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, её исполняют скрипки.

 В: Дальше в 1 части идёт знаменитая музыкальная тема симфонии, эпизод вместо разработки.  Давайте её послушаем на фортепиано.

Учитель исполняет тему нашествия на фортепиано (0,30 мин.)

В: А теперь давайте послушаем тему в исполнении симфонического оркестра и ответим на вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер? 

Слушание музыки (эпизод фашистского нашествия)  5.12 мин.
Д: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Я думаю, что это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом видеУ: Сколько образов мы услышали в теме нашествия?

Д: Один.

В: Какой образ?

Д: Образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.

В: В какой форме  написана эта тема?

Д: Можно сказать, что она написана в форме вариаций. Начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то не серьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и мы чувствуем, как тёмная разрушительная сила надвигается на нас. Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Тема и 11 вариаций. Последующие вариации звучит у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.

В: Какие инструменты преобладают?

Д: Духовые медные и ударные.

В: Как же развиваются события дальше? Давайте послушаем следующий фрагмент первой части симфонии. 

Слушание музыки (финал первой части симфонии – тема сопротивления советских войск) 1.34 мин

В: Что происходит в музыке?

Д: Внезапно появляется тема советских войск, как противодействие немцам. В музыке слышится борьба между ними. Эта тема сопротивления советских войск.  У: Идёт война, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Но финал Седьмой симфонии - победный!

Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки: Юля, Ангелина и Данила подготовили нам инсценировку поэмы «Шостакович». (слайд №25-чёрный)

 Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят, 
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

В: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?

Д:
 Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку. Пример: Ф.Шопен «Революционный этюд».

На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. 

В: А какое бы вы дали название симфонии? 

Д:
 Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград». 

В: Все вы были почти правы, Шостакович назвал Симфонию №7 «Ленинградская». А на титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

У: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? 

Д:
 Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии, в консерваторииможет быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа. Её слушают, потому что это просто красивая музыка. 

В: Много раз звучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в концертных залах, по радио, телевидению.  Исполнялась она и под открытом небом в Южной Осетии в Цхинвале в августе 2008 года, когда на площади собралось около четырех тысяч человек. Концерт-реквием был посвящён жертвам конфликта между Южной Осетией и Грузией  под руководством Валерия Гергиева, осетинца по национальности.

В: Ребята, а какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией?

Д:
 Мне понравилось это произведение своей военной тематикой. Автор симфонии хотел сказать, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Шостакович написал симфонию и посвятил её Ленинграду, чтобы поддержать жителей города и разбудить в них чувство патриотизма. Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны.  Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. 

В: Предлагаю вам поработать в парах, выразить своё отношение к Седьмой симфонии Шостаковича в синквейне. (2.00 мин.)  
Д:
 Шостакович. Симфония №7»

серьёзная, героическая

рассказывает, тревожит, волнует

рисует картину блокады города

Ленинградская 

В: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и физорга класса приглашаю провести физминутку под музыку.

Физминутка  (Проводит с классом физорг под музыку) 1.12мин.

В: А сколько песен посвящается военным событиям в наше время?  Как вы думаете, какая песня из нашего репертуара созвучна с темой сегодняшнего урока?

Д: Теме нашего урока созвучна современная песня Елены Плотниковой «О той весне».

В:  Давайте исполним эту песню. 

Исполнение песни. (3.10 мин.)

Рефлексия.  
В: Ребята, я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и оценить свою работу, заполнив цветную табличку. В первой колонке вы оцениваете как прошёл урок (интересно, скучно, безразлично), во второй колонке вы оцениваете свою работу на уроке, а в третьей колонке оцениваете итог урока.

Урок

Я на уроке

Итог

  • Интересно
  • Скучно
  • Безразлично
  • Работал
  • Помогал другим
  • Отдыхал
  • Понял материал
  • Узнал больше, чем знал
  • Не понял материал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...