Речевая карта школьника (И.А. Смирнова)
учебно-методическое пособие

Николаева Ольга Трофимовна

Речевая карта для логопедического обледования школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_shkolnika_po_i.a._smirnovoy.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая карта школьника

(И. А. Смирнова)

Общие сведения

Фамилия, имя_____________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________

Домашний адрес__________________________________________________________________

Школа №__________класс____________

Дата заполнения карты_____________________________________________________________

Анамнез

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные актуального обследования

          Общая характеристика речи

Развернутость (отдельные слова, фразы, связная речь)

Внятность________________________________________________________________________

Специфические проявления_________________________________________________________

          Состояние дыхания:

Тип дыхания - диафрагмалъный, грудной, ключичный

Объем дыхания - достаточный для произнесения____слогов

Темп - нормальный, частый_________________________________________________________

Ритм -- ритмичное, аритмичное_____________________________________________________

          Состояние фонации:

Голосоподача - мягкая, твердая, придыхательная_______________________________________

Сила голоса (громкость) - нормальная, слабый голос____________________________________

Тембр     голоса            нормальный,     назализованный,      приглушенный,     сиплый,     хриплый

_____________________________________________________________________________________

Модуляция       (изменение       по       высоте)                голосоподача       интонированная       или монотонная___________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

Губы____________________________________________________________________________

Зубы____________________________________________________________________________

Челюсти_____________________________________________________________________________

Нёбо________________________________________________________________________________

Язык________________________________________________________________________________

          Выполнение мимических движений:

Поднимание бровей: вместе_________________поочередно______________________________

Зажмуривание глаз: вместе_________________поочередно______________________________

Улыбка__________ Надувание щек_________________

          Состояние артикуляционной моторики:

          Подвижность губ:

Оскал________________________________________________________________________

Вытягивание губ вперед____________________________________________________________

          Подвижность языка:

Подъем кончика языка внутри рта____________________________________________________

Высовывание распластанного языка__________________________________________________

Подъем кончика языка на верхнюю губу______________________________________________

Опускание кончика языка на нижнюю губу____________________________________________

Движения кончика языка вправо-влево_______________________________________________

Облизывание губ______________________________________________________________________

Высовывание узкого языка__________________________________________________________

          Подвижность мягкого нёба:

Произнесение [а] с открытым ртом___________________________________________________

          Для всех движений отметить:

- объем выполнения движения

- симметричность движения

          Синхронность дыхания, фонации и артикуляции

_____________________________________________________________________________________

          Чувство ритма

          Выстукивание ритмического рисунка:

//____///______/ //_______// /______/ ///______

          Состояние фонематической системы:

          Состояние слуховой дифференциации фонем по признакам:

Лак-Рак                         Коза-Коса

Лук-Люк                        Мишка-Мышка

          Состояние фонематического анализа слов, состоящих из 3-5 звуков:

Определение    наличия    звука    в    слове    «Есть    ли    звук    М    в    словах:     дом,     кот, мама ?»__________________________________________________________________________

Выделение      звука      из      слова      «Какой      первый      звук      в      словах:      Аня,      Оля, утя ?»_______________________________________________________________________

Количественный    звуковой    анализ     слов     «Сколько     звуков     в     словах:     сад,     каша, кошка ?»____________________________________________________________________

Последовательный (порядковый) звуковой анализ слов «Какой звук в конце слова, в начале, в

середине: дом, мак, лук?» ______________________________________________________________

          Состояние фонематического синтеза ______________________________________________

          Состояние фонематических представлений__________________________________________

          Состояние фонематической системы

          Состояние звукопроизношения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Состояние просодии

         Состояние звукослоговой структуры слов:

слон____кран____торт_____волк_____ чашка_____тетрадь_____  трактор_____солнце____

курица____ посуда_____барабан________ телефон_______ велосипед______ телевизор________         кастрюля ______лестница _______ электричка______троллейбус_______компьютер__________ магнитофон__________________

          Звукослоговая структура фраз:

На плите стоят кастрюля и сковорода___________________________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке у светофора. _____________________________________

Милиционер едет на мотоцикле. ________________________________________________________

Темп речи___________________Ритм речи____________________________________________

          Наличие разных видов интонации:

повествовательная_________вопросительная__________побудительная____________________

          Состояние лексической стороны речи

          Денотативный аспект лексических значений (показ и название предметов и картинок по категориям):

          Конкретные существительные:

Барабан______кукла_____машинка____паровозик____пирамида__________кубики_____________

Скрепки______тетрадь____ручка______линейка_______карандаш_________ножницы__________

Рубашка_____брюки______юбка_______майка_________носки_____________куртка___________

Ботинки______сапоги_____туфли______тапки________кроссовки__________босоножки_______

Кровать______стол______шкаф_______кресло________диван______________трюмо__________

Кастрюля_____чашка_____блюдце_____чайник________сковорода_____тарелка_____стакан___

Огурец________помидор____капуста______свекла_______лук_______баклажан_______________

Груша________банан_______яблоко_______виноград______апельсин________ананас___________

Автобус______самолет______ корабль____грузовик_____вертолет______электричка__________

Корова_____тигр________собака________медведь______черепаха_______попугай_____________

Телевизор_____пылесос____ компьютер_____стиральная машина______ плита____батарея____

Лыжи______санки_______самокат_____велосипед_____ракета_____ роликовые коньки_______

          Глаголы, обозначающие способы передвижения:

Идет_______ плывет _____ летит _______ ползет _______ бежит _______прыгает _______

          Глаголы, обозначающие состояния:

Спит______ сидит______загорает _______ сердится _______ плачет _________ смеется_______

          Глаголы, обозначающие действия:

Читает ________ пишет_____ умывается ______моет ________пьет _______гладит__________

Поет __________ лечит ______ рисует_______ варит_________продает ______строит________

          Относительные прилагательные:

Высокий______низкий______красный _______ синий ______ тяжелая ______легкий ____________

          Качественная прилагательные:

Апельсиновый ___ клубничное ___ бумажный__пластилиновая___деревянный____стеклянный____

          Притяжательные прилагательные:

Бабушкина ________________ тетина ____________ медвежьи_________птичий__________

          Числительные:

Первый______ второй______ третий _________ четвертый_____________ пятый____________

Первая _______ вторая_______ третья _________    четвертая __________      пятая

          Предлоги:

В_____на_____над______под _____перед ____за____ из____ из-за _____по____ от ____к___

          Сигнификативный аспект лексических значений (показ и называние предметов, имеющих идентичные названия):

Собака ____________ стол _________ кукла ____________машина_______________

          Структурный аспект лексических значений:

          Парадигматические отношения

          Подбор антонимов:

Жарко - ______ входит - _____ большой - ______ грустный - ______ грязный - _____ вверху - ____

          Подбор синонимов:

Бежит - _____________________________________________________________________________

Красивый - __________________________________________________________________________

          Часть - целое:

Рукав - ______ пуговица - _______руль -______ листок -________ страница - _________окно - _______касса -__________плита -_________

         Синтагматические отношения

Мужчина идет_______ Корабль плывет _______ Птица летит _______Змея ползет ___________ Спортсмен бежит__Девочка прыгает ___ Кошка спит______Женщина сидит _______ Мужчина загорает_______

Мальчик сердится____Малыш плачет____Малыш смеется________Девочка читает____Мальчик пишет____Девочка умывается____Мальчик моет_______Бабушка пьет____Мама гладит______

Певец поет____Врач лечит____Художник рисует____Повар варит____Продавец продает____

Строитель строит ___Высокий дом____Низкий дом _____Красный круг ___Синий круг _______

Тяжелая гиря____Легкий шарик ____Апельсиновый сок ____Клубничное варенье _____Бумажный

Кораблик_____Пластилиновая ворона_____ Деревянный  человечек____  Стеклянный  шар______

Бабушкина книга _______ Тетина сумка______ Медвежьи уши________   Птичий хвост________

          Парагматический  аспект лексических  значений  (разграничение  предъявленных  слов  на «веселые» и «грустные»)

Пушистый___________веселый___________конфеты_______________солнышко_______________

Злой_________________плачет____________ горькое________________дождь_________________

          Состояние грамматического строя речи

          Словоизменение:

          Изменение     притяжательных     местоимений    в     соответствии    с     родом    и     числом существительного:

Моя машинка _________мой барабан_______мое яблоко________мои игрушки_____________

         Изменение существительных по числам:

Стол -__________________ стул - _________________ книга - ________________ окно -_____________

         Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

Красная ягода__________красное платье________красный шар ________ красные ленты____________

         Согласование глаголов с существительными во времени:

Мальчик идет_________мальчики идут__________мальчик сидит_______ мальчики сидят___________

          Изменение существительных женского рода по падежам:

Стоит лестница______Мальчик прыгает с лестницы____Мужчина подошел к лестнице________ Он взял лестницу_____Он пошел с лестницей___________Мужчина стоит на лестнице_________

          Изменение существительных мужского рода по падежам:

Стоит дом_________Из дома выходит кот _______К дому подходит собака______Собака заходит в дом________Кот прячется за домом_________Собака сидит в доме________________

          Изменение существительных среднего рода по падежам:

Облако______ кусочек оторвался от облака_______он присоединился к другому облаку_________я смотрю на облако________солнце спряталось за облаком________я рассказал об облаке_______

          Изменение существительных множественного числа по падежам:

Лежат книги_______на полке много книг______муха ползает по книгам.________ я прочитал  эти книги__________тетради лежат за книгами________много знаний в книгах______________

          Согласование числительных с существительными:

Один гриб______три гриба_____ одна ложка______две ложки____три кота____пять котов____

          Словообразование:

          Суффиксальное образование существительных:

Дом -_________________кукла -________________книга -_______________

          Префиксальное образование глаголов:

Подошел____________перешел___________обошел___________вошел____________вышел___________

          Состояние связной речи

Рассказ по серии сюжетных картин_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описательный рассказ по предметной картине_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Состояние ручной моторики

Ведущая рука_________участие обеих рук в движениях_________________________________________

          Удержание ручки:

поза руки - правильная, неправильная

тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый

          Движения руки в процессе письма:

поза руки - правильная, неправильная

тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый

координация движений

          копирование поз руки:

правая___________левая_____________________

          Переключаемость движений рук:

правая___________левая____________

          Стереогноз

Различение фактуры предметов_________________________________________________________

Формы реальных предметов________________________________________________________________

объемных геометрических фигур____________________________________________________________

предметов по величине_____________________________________________________________

          Состояние зрительного гнозиса

          Узнавание цветных предметных изображений –

домик________звезда________кораблик_____    машинка__________мяч_______чашка____

гриб_________ножницы________птица________

          Узнавание контурных изображений –

домик________звезда________кораблик_____    машинка__________мяч_______чашка____

гриб_________ножницы________птица________

          Узнавание перевернутых изображений –

домик________звезда________кораблик_____    машинка__________мяч_______чашка____

гриб_________ножницы________птица________

          Узнавание зашумленных изображений –

домик________звезда________кораблик_____    машинка__________мяч_______чашка____

гриб_________ножницы________птица________

          Узнавание изображений, наложенных друг на друга –

домик________звезда________кораблик_____    машинка__________мяч_______чашка____

гриб_________ножницы________птица________

          Узнавание мелких изображений

          Узнавание изображений с отсутствующими деталями

          Общая характеристика внимания

Объем___________________________________________________________________________

Концентрация_____________________________________________________________________

Переключаемость_________________________________________________________________

Распределение____________________________________________________________________

          Слуховое внимание

Неречевое________________________________________________________________________

Речевое__________________________________________________________________________

          Зрительное внимание

Последовательное называние изображений в строке____________________________________

Дифференциация сходных изображений______________________________________________

Прослеживание линий в лабиринтах__________________________________________________

Концентрация внимания (поиск фигур определенного цвета)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распределение внимания (поиск фигур определенного цвета и формы)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Зрительная память

Выбор    заранее    предъявленных    предметных    картинок    и    раскладывание    в    заданной последовательности_______________________________________________________

          Вербальная память

Повторение серии слов: дом, лес, стоя, мак, кот, ночь, сын, мяч______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

через 5 секунд____________________________________________________________________

          Зрительно-вербальная память

Воспроизведение названий тематически связанных изображений: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, маршрутное такси, теплоход, самолет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

через 5 секунд____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Зрительно-пространственная ориентировка

Различение      геометрических      фигур      -      круг_____      квадрат_____ треугольник_____

прямоугольник______________ромб____________________овал__________________________

Выделение геометрических фигур из предметного изображения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рядообразование по величине_______________________________________________________

          Ориентировка на листе бумаги:

Левый верхний угол______________правый верхний угол________ середина страницы______

левый нижний угол________________правый нижний угол______________________________

          Ориентировка во времени

Время суток______________________________________________________________________

Времена года_____________________________________________________________________

Дни недели_______________________________________________________________________

Сравнение продолжительности минуты, часа, дня, суток_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Знание букв

          Выбор букв:

объемных_____________________плоских____________________________________________

          Узнавание печатных букв:

 строчных________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Дифференциация сходных печатных букв строчных_________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Узнавание заштрихованных печатных букв строчных_________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Узнавание печатных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Узнавание печатных букв с недописанными элементами строчных_________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Дифференциация прямого и зеркального изображений печатных букв строчных_________________________________________________________________________

заглавных____________________________________________________________________________

          Узнавание рукописных букв:

строчных____________________________________________________________________________

заглавных____________________________________________________________________________

          Дифференциация сходных рукописных букв: строчных_________________________________________________________________________

заглавных

          Узнавание рукописных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Узнавание рукописных букв с недописанными элементами: строчных_________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Дифференциация прямого и зеркального изображений рукописных букв:

строчных_________________________________________________________________________

заглавных________________________________________________________________________

          Чтение печатного материала 

          Чтение слогов, напечатанных

          крупными буквами:

ма_______во_________ле_________бу_______жи______тю_____ми______фо_____ры______

ам_______ош________уч________ык_______ер________ял______ин______ос______юн______

дра________акр______вло______акт_______пре______

          мелкими буквами:

ли________ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят__

ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______

кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______

          Чтение слов и фраз, напечатанных

          крупными буквами:

щука _______жираф_____   хлеб____   стая_______жизнь_______ магазин_______ барабан________ телевизор___________

О чем ты мечтаешь?__________________________________________________________________

          мелкими буквами:

рыба_______ ветер_____ песня_______ медведь________ костер_______ скрип_______________

газета________ мандарин_________тарелка________

Я вижу белый пароход_________________________________________________________________

          Нахождение ошибок в словах, напечатанных печатными буквами:

едведь____апелсин_____весилопед_____линей_____роашка_____орзинка_____сопака__________

кошмос_____шетка_____колова_____рубашна______конвета______мебел____________________

Маша вчера ходи в гино.______________________________________________________________

          Чтение и понимание текста

Ночью волчица охотилась на зайца.  Шустрый заяц перебежал через  шоссе.  Волчица наблюдала за ним из-за кустов.

Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась в лесу.

О ком этот рассказ?__________________________________________________________________

Где находилось шоссе?_________________________________________________________________

Куда побежал заяц?___________________________________________________________________

Почему волчица не поймала зайца? ______________________________________________________

Как можно назвать рассказ?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Смысловая догадка

Толя лежал на траве и смотрел в небо. По небу плыли ______________. Одно облако было похоже на ________ с длинными ушами. Зайца догонял жираф, вытянув_____. Шея вытягивалась все больше и ______. Вот она зацепилась______ ногу зайца, и жираф превратился в длинную _______. Змея разорвалась на _______. Толя закрыл ______.

          Сопоставление прочитанных слов с изображениями:

ящерица____________пирамида__________клубника______________троллейбус_______________

стрекоза____________ сковорода_________

          Сопоставление прочитанных фраз с изображениями:

На лугу вкусная трава._____________________Мы поедем в деревню на поезде.________________

Скоро Новый год.________________________ Ночью светят фонари._________________________

          Сопоставление текста с картинкой__________________________________________________

          Чтение рукописного материала

          Чтение слогов, написанных

          крупными буквами:

ма__________во______ле__________бу_____жи________тю_____ми______фо_______ры_______

ам __________ош_______уч________ ык_____ер____ял_____ин______ос___________юн________

дра__________акр________вло_________акт_________пре________

          мелкими буквами:

ли________ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят__

ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______

кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______

          Чтение слогов и фраз, написанных

          крупными буквами:

луна______диван_________секрет_____крыша_____тапки_____куст ________малина ________капуста________перекресток__________

Кот не ест фрукты.___________________________________________________________________

          мелкими буквами

дача____ этаж_____ лампа_____дверь____ клубок_____ пряник_____ крест_____ страус___

курица______надежда______черепаха______

Этот салат я куплю завтра.________________________________________________________

          Нахождение ошибок в словах, написанных рукописными буквами:

посуба_____  моркока______ талерка_____ желез_____момоко_____     корзина____________

финоград______ласточка_____конки_______столь_________глиб_______печене___________

Маиина едет по бороге.____________________________________________________________

          Списывание печатного текста:

Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова,  ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Списывание рукописного текста:

Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова,  ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Письмо под диктовку:

Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова,  ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Изложение:

Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова,  ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективный план

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта школьника.

Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....

Речевое развитие школьников

Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...

Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.

Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией....

Речевая карта школьника

РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ____________________________________________Возраст__________________________________________________Школа  __________________________________________________Домаш...

Речевая карта для младших школьников

Речевая карта для младших школьников...

Карта речевого развития (школьники).

Представлена карта речевого развития  школьника с пояснениями к проведению диагностики...

Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.

Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...