Приемы и методы работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзии
статья

Зорина Александра Дмитриевна

В стетье расскрываются приемы и методы работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), которые используются в  моей практике. В условиях инклюзии учителям общеобразовательных школ  будут интересны  эти приемы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зорина Александра Дмитриевна, учитель русского языка, олигофренопедагог ГКОУ УР «Школа № 79», г. Ижевск

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ в условиях инклюзии

Сообщение из опыта работы

«Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.  

Чем труднее учителю, 

тем легче ученику».
Л. Н. Толстой

Дети с ОВЗ.  В моем случае это дети с интеллектуальными нарушениями Кто они? Расскажу только один диалог наших учеников, правда тогда они были еще в начальной школе.  

- У тебя есть велосипед?

- Да.

- Большой?

- Нет, синий.

Думаю, что этим всё сказано.

Главной задачей образования является способность учителя не просто дать ученику фундаментальные знания, а также обеспечить для него все необходимые условия, которые бы способствовали его самообразованию.

Для обучающихся с ОВЗ такую задачу не выполнить без коррекционного воздействия.  Специально разработанная система учебных занятий, разработка коррекционно – развивающих упражнений, а главное,  овладение учителем технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я»

Коррекция – это исправление каких-либо недостатков личности ребёнка. Педагог в своей работе использует методы психолого-педагогической коррекции, т.е.  те приёмы и методы воздействия на ученика, которые обеспечивают развитие высших психических функций.

Интерактивное обучение дает возможность мне, как учителю, рационально использовать время занятия, позволяет учащемуся проявить себя во время самостоятельной работы. Поэтому применение на занятиях современных образовательных технологий, в данном случае технологий интерактивного обучения, может сделать урок более содержательным, и преподаватель легко вовлекает обучающихся в учебный процесс.

В настоящее время термин «интерактивные технологии» имеет довольно широкое понятие, которое включает в себя с одной стороны деловые и ролевые игры, работа в группах, мозговой штурм и дискуссии; с другой стороны – компьютерные игры, интерактивные средства, и с третьей стороны – технические средства обучения (мультимедийное оборудование, интерактивная доска и т. д.), дистанционное обучение, компьютерное тестирование. 

В моем кабинете стоит 10 ноутбуков для обучающихся, ученики 6-9 классов выполняют задания в Электронной тетради по русскому языку для 2-4 классов общеобразовательных школ. Специально для наших школ подобного материала нет. Подбираю по 1-2 задания на урок, это активизирует учеников, дает положительные результаты и в усвоении программы, и в коррекционном развитии.

В своей практике широко использую приемы работы в парах из технологии коллективного обучения.  Именно к этой образовательной технологии относится групповая работа. 

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку
  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
  • дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах.  

Работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать, вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации.

В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Работа в паре позволяет:

  • закрепить материал,
  • проверить уровень знаний,
  • выявить возможные пробелы,
  • устранить их и систематизировать знания учащихся,
  • даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала,
  • проверить умение обучать других.

Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не любят и плохо заучивают стихотворения. Распечатанное стихотворение, где в каждой строке 1-2 пропущенных слова, придает им уверенности. Повторяя за каждым одноклассником, кто-то все же выучит стихотворение, а кто-то точно запомнит пропущенное слово.  

Стихотворение мы также учим телом и движениями рук.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Разучивание стихов с движениями является одной из коррекционных форм работы.  Так из программы коррекционных школ по чтению  хорошо подбираются движения к таким стихотворениям:  А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», М.Исаковский «Осторожно ветер…», С.Есенин «Поёт зима аукает» и другие.

В заключении еще раз хочу вернуться к эпиграфу - «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л. Н. Толстой. Пусть нам трудно готовить урок работы в парах, или урок высокой коррекционной нагрузкой , но работа даёт хороший  результат в обучении детей с ОВЗ

Список литературы:

Учебно-методический комплект «Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов», модуль №2, Москва 2007,  Аксёнова А. К. ;

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение» 2008;

«Планирование уроков развития речи» Худенко Е, Д., Москва «АРКТИ» 2004

Технология коллективного взаимодействия — способ развития самостоятельности и коммуникативных умений https://youtu.be/tGoeidHYZE8

Интерактивные методы обучения в практике школьного образования https://youtu.be/J-qhoQw_zZY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

«Нейроигры как эффективный метод в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и ОВЗ »

Нейроигры - телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий;позволяе...