Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Методический материал на тему: "Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Весь учебный процесс, без исключения, в коррекционной школе направлен на формирование максимально возможного уровня самостоятельности обучающихся путем решения задач коррекции, подготовки к овладению профессий, социальной реабилитации и адаптации будущих наших выпускников.

Курс математики преследует аналогичные цели. Для их достижения учителю математики необходимо, в первую очередь, знать и учитывать особенности использования методов обучения на уроках математики.

В условиях школы VIII вида, учитывая дефекты познавательной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность детей.

Развивая воспроизводящую деятельность учащихся, учитель ставит и решает более сложную задачу — развивает их инициативу, творческую деятельность, учит использовать полученные знания сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это  может достигаться созданием знакомой жизненно-практической ситуации, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной им проблемы или учебной задачи. Например, прежде чем познакомить учащихся с вычислением площади прямоугольника, я спрашиваю у них: «Удобно ли определять площадь прямоугольника путем наложения на него мер площади? Представьте себе, что нам нужно определить площадь вашей мастерской, где стоят тяжелые станки, верстаки, доски и т. д. Чтобы измерить эту площадь наложением квадратных метров, все надо вынести из мастерской. Это потребует много сил, времени. А не знаете ли вы, как еще можно определить площадь мастерской?» Учащиеся не могут дать ответ на этот опрос. Они готовы слушать объяснение учителя. При этом я, как правило, использую метод рассказа, или изложения знаний.

Рассказ — это последовательное логическое изложение материала. Этот метод при обучении математике чаще всего применяется при ознакомлении с теоретическими знаниями (правилами, свойствами действий, порядком действий), вычислительными приемами.

При объяснении связываю новый материал с пройденным, включая его в систему знаний, устанавливая связи и взаимозависимость между уже имеющимися у учащихся знаниями и приобретаемыми вновь.

Изложение знаний, т. е. слово учителя, сочетается с наблюдениями учащихся. В процессе изложения знаний учитель выделяет существенные признаки, варьируя несущественные, ведет учащихся, опираясь на чувственную основу, к выводам, правилам, обобщениям.

Объяснение нового материала в школе VIII вида не должно быть продолжительным. Оно должно быть разбито на небольшие, логически завершенные «порции».

В коррекционной школе следует отдать предпочтение таким методам обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы.   Беседой пользуюсь тогда, когда учащиеся имеют определенный запас представлений для формирования на их основе новых знаний, понятий. Готовлю систему вопросов, с помощью которых не только ученики воспроизводят усвоенный ранее ими материал, но и организую наблюдения учащихся. Так я могу управлять восприятием, помогать выделять главное, устанавливать взаимоотношения между изучаемыми фактами, свойствами объектов, явлений, веду учащихся к обобщениям, и выбору действий при решении задач. Беседа активизирует учащихся будит мысль.

После беседы даю учащимся образец ответа связного рассказа. Например, после беседы и выводов о свойстве элементов в прямоугольнике и свойствах его углов даю образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы у прямоугольника прямые. Противоположные стороны равны».

Беседа как метод обучения широко использую при решении задач. Однако вопросы, которые ставлю перед учащимися, носят различный характер. Например, предлагая следущую задачу: «Для праздника купили 8 кг печенья на сумму 72 р. и 9 кг конфет на сумму 126 р. Во сколько раз дороже 1 кг конфет, чем 1 кг печенья?»

1-й вариант. Что купили для праздника? Сколько килограммов печенья купили? Сколько денег заплатили за 8 кг печенья? Что можно узнать, если известно, что куплено 8 кг печенья на сумму 72 р.? Сколько килограммов конфет купили? Сколько денег заплатили за 9 кг конфет? Что можно узнать, если известно, что за 9 кг конфет уплатили 126 р.? Мы узнали стоимость печенья и конфет. Можно ли узнать, во сколько раз дороже конфеты, чем печенья?

2-й вариант. Какой главный вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Можно ли из условия задачи узнать, сколько стоит 1 кг печенья? Можно ли узнать, сколько стоит 1 кг конфет? Когда будем знать, сколько стоит 1 кг печенья и 1 кг конфет, можно ли ответить на главный вопрос задачи?

3-й вариант. Что нужно знать для того, чтобы узнать, во сколько раз 1 кг конфет дороже, чем 1 кг печенья? Можно ли из условия задачи узнать стоимость 1 кг печенья и 1 кг конфет?

Форма вопросов 3-го варианта носит проблемный характер, требует от учащихся максимума активизации мыслительной деятельности для решения задачи. 43

 Постепенно веду учащихся от системы вопросов в 1-м варианте к системе вопросов в 3-м, развивая самостоятельность и активность учащихся.

Вопросы, которые ставлю в беседе, должны быть сформулированы четко, доступны по содержанию, учитывая запас знаний и жизненный опыт учащихся. Недопустимы сдвоенные вопросы. Они не помогают учащимся усваивать знания, сосредоточиться, а наоборот, рассеивают их внимание. (Например: «Как образуется число 6 и из каких чисел оно состоит?»)

Вопросы не должны заключать в себе ответа. (Все ли стороны в прямоугольнике равны или только противоположные?) Ответы на такие вопросы учащиеся дают наугад, не думая, не рассуждая. Следует избегать и неопределенных вопросов. (К каким фигурам относится квадрат?)

Используя метод наблюдения, так организую познавательную деятельность учащихся, что им становится доступным самостоятельно сделать обобщения, выводы. Например, учащимся на основе наблюдений доступно сделать вывод об умножении десятичной дроби на 10. Записываю на доске примеры и прошу решить их столбиком.

Далее сравниваем первый множитель и произведение. Какое число умножали? Какое число получили после умножения на 10? Что происходит с запятой? Учащиеся подводятся к выводу: «При умножении десятичных дробей на 10 произведение можно получить, перенося запятую вправо на один знак.»

Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.

Вопрос об использовании метода самостоятельной работы как источника знаний в условиях коррекционной школы являлся долгое время дискуссионным. Бытовало мнение, что умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно «добывать» знания. Однако практика показала, что некоторые учащиеся в определенных условиях могут самостоятельно разобраться в новом материале.

Если учитель расчленяет материал на небольшие порции, то усвоение какой-то промежуточной порции возможно и при самостоятельной работе наших школьников. Например, в 6-м классе после знакомства со сложением смешанного числа с дробью я даю учащимся разобрать самостоятельно сложение смешанного числа со смешанным. Но следует иметь в виду, что некоторым учащимся будет необходим образец для выполнения действия. Разобравшись в решении такого примера самостоятельно, они, осмыслив его, смогут перенести свои знания на решение аналогичных примеров. Некоторым учащимся доступно выполнение действий и без образца.

 Формирования знаний не ограничивается их сообщениями. Знания необходимо закрепить, раскрыть их новые зоны, привести в систему, научить учащихся использовать их решения практических задач, формировать практические умения. Достижению этих целей служит использование целого ряда методов, в том числе и некоторых из тех, которые применялись в сообщении новых знаний (метод беседы, метод самостоятельных работ, метод работы с учебником).

Метод беседы чаще всего использую для закрепления теоретических знаний (свойства геометрических фигур, правил, законов арифметических действий и т. д.). Метод самостоятельных и практических работ использую для закрепления умений и навыков. Самостоятельная работа в процессе закрепления математических знаний может быть организована по-разному.

В одних случаях она требует от учащихся использования лишь репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Например, при закреплении и повторении таблицы умножения и деления, системы соотношения единиц мер и др.

В других — в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мысль, связанные с применением знаний и сходной ситуации (нахождение значения числового выражения, аналогичного тому, на котором происходило знакомство с выполнением действия, решение аналогичных задач и др.).

Наконец, в самостоятельной работе от учащихся может потребоваться использование продуктивной творческой деятельности (применение знаний в новой ситуации, решение новых задач).

Закрепление и повторение математических знаний невозможны без упражнений.

 Упражнения использую для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т' д. в определенной системе, с нарастающей степенью трудности. Система упражнений подбираю так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению. Например, подбирая упражнения на закрепление действий с десятичными дробями, включаю и действия над целыми числами, составляю сложные примеры с целыми и дробными числами (3,75+75+0,25+25), подчеркиваю общность приемов выполнения действий над этими числами и общность законов (в данном случае переместительного и сочетательного).

Степень трудности определяю не только сложностью задания, но и индивидуальными возможностями учащихся.

Первые упражнения на закрепление того или иного действия, приема, решения задачи выполняются под руководством учителя. В дальнейшем упражнения выполняются самостоятельно, с последующим контролем, который выполняет сам ученик, проверяя выполнение действия обратным или тем же действием, проверяя задачи и др. Таким образом, в процессе выполнения упражнений формируются навыки самоконтроля, имеющие жизненно-практическое значение.

Упражнения должны развивать инициативу, творчество учащихся. С этой целью подбираю такие упражнения, которые требуют от учащихся выбора наиболее рационального пути решения, выполнения того или иного действия. Например, решая примеры вида 250+126+34+350, учащиеся должны использовать переместительное и сочетательное свойства сложения, а решая пример вида 199+75 — прием округления. Кроме того, они должны самостоятельно составить пример или задачу данного вида.

Упражнения должны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся в мастерских. Например, закрепления| знания по нумерации, я для анализа привожу примеры чисел, обогащающих знания учащихся об окружающей их действительности (численность населения крупных городов, протяженность границ, площади морей и т. д.).

Самостоятельная работа в классе — это подготовка и к выполнению домашнего задания. Успешность ее выполнения является, как правило, показателем того, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному выполнению домашних заданий.

Практические работы — это, как правило, ручная деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование, конструирование. Практические работы находят в моей работе широкое применение при закреплении умений и формировании навыков измерений различными инструментами, черчении, конструировании и т. д. Такой вид работы дает учащимся максимум самостоятельности, инициативы, умения проконтролировать свою практическую деятельность. Организовываю взаимопроверку, контрольные измерения и т. п.

Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Этому способствуют дидактические игры. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. На своих уроках использую игры «Веселый счет», «Живые цифры», «Арифметическое лото» (домино), «Круговые примеры», «Лесенка», «Молчанка», «Магазин» и др.

Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения.

Программированные задания, которые уже нашли место на уроках математики, составляю таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ, сравнивал его либо с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями приборов. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

Учащиеся с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Не нужно отводить специального времени на проверку самостоятельной работы, следовательно, экономится время и ученика, и учителя. Этот метод позволяет быстро выявлять затруднения учащихся при выполнении заданий и оказывать им необходимую помощь.

Новые понятия лучше усваиваются и дифференцируются учащимися, если они изучаются в сопоставлении или противопоставлении. При использовании сравнения имеется возможность выделить существенные признаки одного понятия и сравнить их с существенными признаками другого, подчеркивая черты сходства и различия. Например, необходимо сравнить две задачи на увеличение числа на несколько единиц и на увеличение числа в несколько раз. Чтобы учащиеся смогли уяснить существенные признаки каждой из этих задач, подбираю задачи с одинаковой фабулой, одинаковыми числовыми данными.

Учащиеся нередко производят сравнение по несопоставимым признакам, с трудом устанавливают черты сходства и различия. Поэтому учеников необходимо учить сравнивать. На первых порах сначала ставлю много вопросов, направленных на понимание содержания задания, постепенно число их сокращаю. Например, нужно сравнить два числа: 375 и 375 000. Вывешивает таблицу: «Прочитай первое число. Прочитай второе число. Сколько цифр в первом числе? Как называется такое число? Сколько цифр во втором числе? Как оно называется? Сколько классов в первом числе? Сколько классов во втором числе? Как называются эти классы? Сколько разрядов в первом числе? Сколько разрядов во втором числе? Какими цифрами записано первое число? Какими цифрами записано второе число? Четное или нечетное первое (второе) число? В чем различие этих чисел? В чем сходство этих чисел?»

Постепенно сокращаю число вопросов: «Прочитай числа. Обрати внимание на их запись. Сколько знаков в каждом числе? Сколько классов и разрядов в каждом числе? В чем различие этих чисел? В чем их сходство?».

Опытная проверка, наблюдение, постепенное обобщение частных случаев оказываются более понятными для учащихся. Такой путь познания позволяет связать преподавание математики с жизнью, новые знания с ранее усвоенными и обеспечить как условия сознательного их усвоения, так и оптимальный вариант социальной адаптации школьников.

Итак.  Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод или их сочетание ни использовали вы на уроках математики, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, на их воспитание и развитие, максимальное ослабление и преодоление дефектов мыслительной и эмоционально-волевой деятельности учащихся.

Только так дети смогут достичь максимально, своего уровня, самостоятельности в образовательной и социальных сферах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Презентация к уроку математики в коррекционной школе VIII вида

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: "Нахождение 1% числа". Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Урок математики в коррекционной школе VIII вида с элементами профессиональной подготовки.

Трудовое обучение в  коррекционной школе  ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на ...

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных  презентаций в учебном...