Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа

Таранова Анна Викторовна

Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_psihomotorika_i_sensornye_protsessy.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

******

********************************

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

********************************

********************************

 от «_____» ______г. №__

Рабочая программа

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

1 класс

на _______/______ учебный год

Составитель: Таранова А.В.,

Учитель-дефектолог

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» адресована обучающимся 1 класса и представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими «Адаптированной основной общеобразовательной программы» образования обучающихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством преодоления и/или ослабления имеющихся у них недостатков в психическом развитии, а так же создание оптимальных условий для личностного развития и успешной адаптации и социализации в обществе.

Недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Поэтому разработанная программа коррекционного курса представляет собой систему комплексного развития познавательных и коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы и личности обучающегося.

Комплексный подход предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Эта структура способствует целостному психическому развитию обучающегося. В связи с этим в разработку занятий включены задания, упражнения и игры, направленные на эмоциональную стимуляцию, оптимизацию интеллектуальных функций, на развитие коммуникативных функций, формирование социальной активности. А также на занятиях предусмотрены музыкальные паузы, направленные на успокоение и релаксацию обучающегося.

Программа содержит практические методы психолого-педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития. Результатом освоения программы является - успешная социальная адаптация в дальнейшем. Занятия строятся с упором на расширение и развитие межличностного восприятия, что представляет собой процесс:

- восприятия внешних признаков других (окружающих) людей;

 последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;

- интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

   Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.

   Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие обучающегося с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.

 Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.

 Кроме того, у многих обучающихся с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие обучающиеся быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физически недоразвитием.
         Всем обучающимся с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
         У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью поисковые действия характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.  Выделенные особенности восприятия ярко видны у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
     Коррекционная работа с данной категорией обучающихся основывается на следующие общие
закономерности психического развития:

  • общность основных факторов и движущих сил развития;
  • возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении обучающегося в самостоятельную деятельность;
  • сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме, при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
  • органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

         Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого обучающегося. Значительным показателем является восприимчивость обучающихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Министерства просвещения от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 июля 2016 № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

Цель программы: дать обучающемуся правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствах   предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слуховых и голосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий,
  • улучшение навыков общения, умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми

Обучающегося следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. школьник должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
         Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
         Для школьников с ОВЗ характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает обучающихся к отражению в речи того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса обучающихся.
         Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
         Программа предусматривает развитие обучающихся в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает школьников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.

Принципы, определяющие содержание программы:

  • Приоритетности интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство работы специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип обеспечивает обучающегося и его родителей (законных представителей) непрерывной помощью на протяжении всего срока обучения до полного решения проблемы и определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных программ для коррекционной работы с обучающимися, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
  • Единства психолого-педагогических средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока   в   деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
  • Сотрудничества с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.

Общая характеристика

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов входят в коррекционно-развивающую область (вариант 1), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как обязательный коррекционный курс, что подчеркивает его особое и важное значение в системе образования детей с ОВЗ. На изучение курса отведено 66 часов, 2 занятия в неделю (согласно утвержденного расписания). Время одного занятия составляет 20 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Программа ориентирована на развитие психомоторики и сенсорных процессов и включает в себя следующие разделы:

  • развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.  

Индивидуальные обследования: графо-моторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет

  • создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний;
  • способствует развитию рефлексивных начал;
  • дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.

Структура проведения занятий

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у обучающихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагмального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. Грамотно подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние обучающегося. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;

- работа с локальными мышечными движениями;

- для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
  • обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
  • несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • развитие перцептивных и мнемических возможностей;
  • формирование пространственных представлений;
  • упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
  • развитие ловкости, точности, одновременности движений;
  • развитие произвольного внимания.

Второй раздел содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию обучающихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе обучающиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать:

  • распознавать эмоции;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть обучающиеся в конце каждого года обучения.
Основные умения и навыки:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
  • различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
  • составлять сериальные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Диагностика.Определение первичного уровня развития.

Раздел 2. Развитие моторики, графо-моторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 3.Тактильно-двигательное восприятие.Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
    Раздел 4.
 Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
    Раздел 5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
    Раздел 6.
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
    Раздел 7.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Раздел 8.Развитие слухового восприятия.Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 9.
Восприятие пространства.Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Раздел 10.Восприятие времени.Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Раздел 11.Диагностика.Исследование психомоторики и сенсорных процессов

Обучающиеся 1 класса должны научиться:

      — Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

      — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

      — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

      — Различать и называть основные цвета.

      — Классифицировать геометрические фигуры.

      — Составлять предмет из 2—3 частей.

      — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

      — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

      —Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

      — Различать речевые и неречевые звуки.

      — Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

      — Выделять части суток и определять порядок дней недели

Консультативная работа

Цель: обеспечение единства в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися всеми участниками образовательного процесса.

Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.

Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся;

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы, а также программы коррекционного курса.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;

- анкетирование педагогов, родителей (законных представителей);

- разработка методических материалов и рекомендаций для учителей и родителей (законных представителей).

Информационно-просветительская

Цель: разъяснение участникам образовательного процесса индивидуальных и типологических особенностей обучающихся, особенностей организации и содержания их обучения и воспитания.

Информационно-просветительскаяработа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,

- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности, в том числе и по вопросам развития и обогащения предметно-практической деятельности обучающихся.

Этапы реализации Программы

Этапы

Время проведения

Содержание

Подготовительный этап

1-2 недели сентября

Оценка контингента обучающихся для учета развития детей, определения их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы

Основной этап

С 3 недели сентября  по 2 неделю мая. включительно

Проведение занятий коррекционно-развивающих курсов с обучающимися

Консультирование родителей обучающихся

Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Заключительный этап

3-4 недели мая

Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и адаптированных образовательных программ особым образовательным потребностям школьника.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов

1 класс

Количество

занятий

Обследование обучающихся. Определение первичного уровня развития

4

Развитие крупной и мелкой моторики; графо-моторных навыков.

10

Тактильно-двигательное восприятие.

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

15

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

5

Восприятие особых свойств предметов.

4

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

4

Восприятие пространства.

8

Восприятие времени.

4

Обследование обучающихся. (психомоторика и сенсорные процессы)

4

Всего

66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  2. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  3. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  4. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  5. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
  6. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  7. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
  8. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
  9. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  10. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  11. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
  12. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
  13. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
  14. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  15. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  16. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
  17. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  18. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминутокЛюбимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  19. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
  20. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
  21. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  22. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  23. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
  24. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
  25. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .schoolpress, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
  2. Газета "Школьный психолог"
  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
  3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  5. Тетради для творческих работ учащихся
  6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 1

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

   1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

      Оценка статического равновесия

      — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

      Оценка динамического равновесия

      — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

      2. Оценка ручной моторики:

      — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

      — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

      Тесты зрительно-моторной координации:

      — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

      — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

      3. Оценка тактильных ощущений:

      — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

      — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

      4. Оценка владения сенсорными эталонами:

      Тесты цветоразличения

      — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

      — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

      Различение формы

      — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

      В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

      Восприятие величины

      — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

      — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

      5. Оценка зрительного восприятия:

      — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

      — узнавание контурных изображений (5 изображений);

      — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

      — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

      6. Оценка слухового восприятия:

      — воспроизведение несложных ритмических рисунков;

      — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

      — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

      7. Оценка пространственного восприятия:

      — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

      — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

      — конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

      8. Оценка восприятия времени:

      — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например, «Весна закончится, какое время года наступит?» и т. д.).

      Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.

Цель  данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...