Использование тестирования на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний учащихся с ОВЗ. Мастер-класс: "Создание интерактивных тестов в MS Power Point".
тест

Пучкина Татьяна Петровна

Данный материал предназначен для создания интерактивных  контрольно-измерительных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_dokument.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме самообразования :

«Использование тестирования на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний учащихся в школе для детей с ОВЗ.»

Мастер – класс:

«Создание интерактивных тестов в MS Power Point»

                                                                                             Учитель

                                                                                             Пучкина Т.П.

30.10.2017 г.

Цель: Применять комплекс контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности

Задачи: Изучить основные  аспекты изучаемой  темы в теории и практике. Рассмотреть область применения  комплекса контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися начальной школы основными компонентами  учебной деятельности

Что такое тест?

1.    В переводе с английского — испытание, проба, исследование.

 2. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

  3. «Тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнения каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

Тестирование можно использовать на различных этапах урока.

Вводное тестирование-получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.

Текущее тестирование-ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.

Итоговое тестирование - систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.

Достоинства

-Быстрота проверки

-Возможность проверки теоретического материала

-Проверка большого объёма материала малыми порциями

-Объективность оценки результатов

-Даёт возможность определить «проблемную зону» и даже «болевую точку»

-Развивает мыслит. операции

-Формирует навыки самоконтроля

-Могут служить объектом познания

- Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

- Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

- Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.

- Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие в методику работы.

- Позволяют применять дифференцированный и индивидуальный подход при составлении тестовых заданий.

                                            Недостатки

-Возможность угадывания

-Часто невозможно проследить логику ученика

-Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся

-Сложность проверки глубины ЗУН.

 

Требования к тестовым заданиям.

1.Валидность – адекватность целям проверки.

2. Определённость- при чтении  обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить.

3.Простота- формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения заданий.

4.Однозначность - задания имеют единственно правильный ответ. Термины, изображения заданий и ответов необходимо представлять однозначно понятными.

5.Равнотрудность- при составлении тестов с разными видами заданий необходимо учитывать, чтобы основная часть была ориентирована на проверку достижения об-ся планируемых результатов обучения, а задания творческого характера должны проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

Виды тестовых педагогических технологий, рекомендую применять их  на практике.

1. Тест выбора  верных ответов из общего числа, предложенных в задании

2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”.

3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении     (тест на дополнение).

4. Тест со свободно конструируемым ответом.

5. Комбинированный тест

1. Задания открытого типа: вместо многоточия вписать только одно слово, словосочетание, фразу, предложение. Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п. Правила составления таких заданий: использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1-2; дополнять нужно наиболее важное - то, что проверяем; дополнение лучше ставить в конце предложения; вопрос формулируем четко; ответ должен быть четким и однозначным.

2. Задание закрытого типа - альтернативный ответ. Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно. Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п. Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию. Правила составления таких заданий: вопрос должен содержать одну законченную мысль; в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе («иногда», «обычно» и т. п.); не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что...»; число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.

3. Задание с множественным выбором - это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание, и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3-х правдоподобных ответов, похожих на правильные. Правила составления таких заданий: вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение; все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; ответ не должен зависеть от предыдущих ответов; лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ; место правильного ответа не должно повторяться от вопроса к вопросу; правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

4. Задания на соответствие-это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков. Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п. Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать. Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).

 Ни один из методов не является абсолютно универсальным.  Любой метод  имеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Применение тестов на уроках.

 Как правильно определить место и время тестирования? Какие методы и приемы при этом использовать? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем при разработке технологической карты любого урока. Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля.

- На этапе опроса домашнего задания.

- Закрепление материала.

- Обучающая роль тестов.

- Тематический и итоговый контроль.

Основным этапом урока  является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 10 – 15  минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика.          К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить большое число учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, поурочное тестирование или поурочный контроль. Тесты предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты  включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу - ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопляемость оценок.

При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся и учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

Закрепление материала.  Закрепление - обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном этапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали. 

Тематический  и итоговый контроль.

      Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами.

     Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий  процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё недостаточно разработаны, а чтобы самостоятельно составить качественный тест необходимо чётко представлять его структуру в зависимости от вида теста       

      Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования. Можно использовать бумажные носители а проверку делать общую, используя один компьютер.

С началом активного развития компьютерных технологий  в качестве инструмента анализа заданий   очень эффективно использование компьютера. Сегодня компьютерные тесты являются одним из электронных средств обучения (ЭСО).

       Основными этапами оценки результативности обучения школьников с использованием электронных средств обучения  должны быть:
     1. Четкое формулирование требований к знаниям, умениям и навыкам школьников. Требования формулируются до начала обучения и создания ЭСО, должны соответствовать содержанию и методам обучения;
      2. Разработка контрольно-измерительных подсистем ЭСО для проведения тестирования школьников. Материалы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

    Целесообразно использовать на уроках в начальной школе для детей с ОВЗ и интерактивные тесты и тренажеры с использованием триггеров (в программе Power Point (повер поинт) Это значительно увеличивает КПД. Использование компьютера становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью интерактивных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.

     Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Вывод: тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест в MS Power Point по английскому языку по теме "Healthy Lifestyle"

Интерактивный тест в MS Power Point по английскому языку...

Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся

На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И....

Мастер - класс "Тест – один из актуальных способов контроля знаний учащихся"

Данная статья содержит мастер - класс по созданию  разноуровневых тестов в системе MyTest...

Мастер класс «Создание и оформление презентаций в программе Microsoft Power Point».

Целью мастер-класса является повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы в создании ...