МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ. " Как составить план текста".
учебно-методический материал

Назарова Елена Александровна

Данный материал поможет учащимся с ОВЗ правильно составить план к тексту на уроках чтения. Запись в виде плана помогает восстановить в памяти  содержание прочитанного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ.

 " Как составить план текста"

Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Как составить план

  1. Прочитай произведение.
  2. Определи идею, то есть главную мысль.
  3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
  4. Вырази идею в одном предложении.
  5. Раздели произведение на части.
  6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

  • Вопросный.
  • Назывной.
  • Тезисный.
  • План - опорная схема.
  • Комбинированный.

Как правильно составить каждый из них? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-большой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап... Укатилось солнышко в море - черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звёзды - снова плачет. Жалко ей звёздочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас... Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. (По Г. Цыферову)

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос - к какой-либо одной смысловой

части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т. д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли» и т. п.).

Например:

  • Кого поймали в море?
  • О чём плакала пойманная черепаха?
  • Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

*Тезис - кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слёзы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

План — опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.

Например:

  • Черепаха.
  • Слёзы.
  • Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов. Например:

  • Кого поймали в море?
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Настоящая причина слёз черепахи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как составить план текста"

В помощь учащимся инструкция по составлению плана текста....

Памятка "Как составить план.Типы планов".

В помощь учащимся памятка по сотавлению простого, сложного, вопросного, опорного планов....

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Методическая копилка. "Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья связной письменной речи".

Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья связной письменной речи является одной из актуальных проблем российской вспомогательной школы.Особую значимость приобретает реализация этой п...

Методические рекомендации «Как правильно составить план-конспект урока»

Методические рекомендации  «Как правильно составить план-конспект урока»...

Памятка Как составить простой план текста

Памятка Как составить простой план текста...