Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
статья

Тараканова Юлия Юрьевна

Статья  по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья39.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

 

                                           Учитель –дефектолог

      ГБДОУ д/с №30 Калининского р-на

                                                    Тараканова Юлия Юрьевна

САНКТ – ПЕТРБУРГ
2020 г.

План:

  1. Некоторые аспекты и определения понятия «пространственные представления», «пространственная ориентировка». Стр.3
  2. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников. Стр. 3-4
  3. Особенности формирования  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих ЗПР. Стр. 5-6
  4. Основные направления по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Стр.6-7
  5. Дидактические игры и упражнения для развития пространственного восприятия и пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Стр. 7-10
  6. Заключение. Стр.11
  7. Список используемой  литературы Стр. 12

 

  1. Некоторые аспекты и определения понятия «пространственные представления» и понятия «пространственная ориентация».

    Пространственные представления представляют собой сложный комплекс представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: форме, объёме, протяжённости объектов в длину, ширину и высоту, относительном расположении объектов,  расстояний между ними и направлений их перемещения.   

    Пространственные представления являются необходимым элемент познания. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической деятельности.      

    Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышления, память. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

       Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться  на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.  

    Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.    

    В дефектологическом словаре дано следующее определение: Ориентировка - это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представления о расположении окружающих предметов .  

  1. Особенности развития  пространственной ориентировки у дошкольников.

          В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.).                                                                                 Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребенка систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игры. 

     Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно:

на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).  Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах .

2 этап -  умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап - ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

4 этап – этап применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

    Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях . Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

  В норме пространственные ориентировки  формируются к 7 — 8 годам. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности  и  являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение.  

  1. Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих ЗПР.

      Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия,  анализа и переработке информации.  Данные изменения  приводят  к трудностям  формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложный виды деятельности, как пространственная  ориентировка.

     К старшему возрасту дети с ЗПР могут овладеть ориентировкой в схеме собственного тела, понимать  такие пространственные ориентировки, как «вверху, внизу, впереди, сзади». Однако у них отмечаются нарушения понимания  пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Такие дети не различают правой и левой сторон,  плохо ориентируются в пространстве,  испытывают затруднения при составлении целого из частей.  У детей с ЗПР нарушено понимание  предлогов, обозначающих направления в пространстве, в собственной речи они пропускают предлоги или неправильно их употребляют, в их речи нет сравнительных характеристик (выше - ниже и т.д.),  Также отмечается  неправильное  обозначение  временных периодов при использовании их в предложениях (Я завтра ходил в кино), У детей с ЗПР отмечается недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения: «Ваня ударил Петю. Кому больно?»; «Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?»; «Папа лёг отдохнуть после того, как покрасил забор.  Что папа сделал вначале?;  «Собака бежит за кошкой. Кто бежит впереди?;    Детям с ЗПР трудно определить последовательность событий по серии сюжетных картинок и чем больше картинок, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствует способность одновременного  восприятия, целостного комплекса стимулов (в данном случае картинок), а это есть результат нарушения синтеза, возникающего из-за несовершенства пространственного гнозиса. Также детям трудно составить самостоятельно рассказ по картинкам, осуществить пересказа текста.

      При поступлении в школу у детей  с ЗПР часто остаются не   сформированными сукцессивные функции - функции последовательности: возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы, возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды: в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и т.д..  В результате дети оказываются  неподготовленными к усвоению разделов программы, требующих умения ориентироваться в пространстве (письма, счета, чтения). В связи с этим проведение мероприятий по коррекции недоразвития пространственных функций в дошкольном возрасте остается чрезвычайно важным направлением работы в системе воспитания и обучения детей с ЗПР.

  1. Основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

       В работе учителя-дефектолога по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие основные задачи:

Ориентировка в трёхмерном пространстве:

  • Формирование понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу ребёнка (правая рука, левая нога и т.д.). Определение правой и левой сторон зеркально, на другом человеке.
  • Формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов: справа, слева; закрепление понятий «вверху-вниз», «близко - далеко», «высоко - низко».
  • Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга  (красный карандаш лежит между синим и зелёным, ручка находится справа от листочка, картина висит слева от зеркала)  и введение в пассивный и активный словарь соответствующих понятий: между, за, перед, после,  около, за, из-за, под, из-под, внутри, снаружи; сравнительных характеристик «выше-ниже», «дальше-ближе», «левее-правее».

Ориентировка в двухмерном пространстве:

  • Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости                                                                                                                                                                                 неразлинованного пространства: стола, доски, листа. Определять стороны и углы (правый верхний угол, левый нижний угол посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол.
  • Размещать на плоскости  листа предметы, определяя углы и стороны, центр листа, самостоятельно называть углы, которые остались незаполненными.
  • Ориентироваться в пространственном расположении изображённых на плоскости листа предметов, элементов, знаков (цифры, буквы).  
  • Познакомить детей с клеточкой, линейкой. Учить ориентироваться на листе в клеточку (в линейку), формировать умение отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении - слева направо, справа налево, снизу вверх и сверху вниз, перемещать в заданном направление объекты, проводить линии.
  • Формировать понятие диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали, выполнять штриховки.  Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».
  • Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком.
  1. Примерный перечень игр, направленных на развитие пространственных представлений.
  • Игры, направленные на ориентировку в трёхмерном пространстве.
  • Игры с  массажным мячом. Детям предлагают взять мяч в проаву руку и передать его за спиной в левую, положить мяч на стол, прижать его правой рукой и «рисовать» мячом круги и т.д..
  • Игра “Путаница”. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.
  •  «Запрещенное движение» - педагог предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.
  • Игра “Встань, как я скажу” - формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
  • «Расскажи где звенит колокольчик» - умение по звуку определять направления.  
  • «Что и где стоит?», «Что стоит на полках?», «Расставь по схеме»  - установление пространственных отношений между предметами.
  • «Расскажи, что изменилось». - знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот
  • «Расскажи что далеко, а что близко для тебя».
  • «Назови, что находится выше носа», «Угадай, какую часть тела я загадала» и пр..
  • Игра «Да-нет» на  формирование умения определять пространственное положение предмета. Педагог загадывает предмет, а дети  с помощью вопросов должны определить его местонахождение.
  • Игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав инструкцию и выполнив всё правильно, находит предмет. Например: «Иди вперед до дверей. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до стола и т.д.».
  • Игры с объёмным конструктором.
  • Игры с водой. (понятия глубоко-мелко,  элементарные представления об объёме и уровне воды).
  • Д/и «Игра с обручами» Три разноцветных обруча, блоки Дъеныша. На полу располагаются три разноцветных обруча красный, желтый и зеленый так, что все они попарно пересекаются. Педагог  просит положить  все красные фигуры  внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого и т.д.
  • Игры, направленные на ориентировку в двухмерном пространстве.
  • Д/и «Динамические картинки» - дети по инструкции педагога располагают на ковролине или магнитной доске картинки.
  • Д/и «Веселые человечки» - картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки. К каждому человечку найти соответствующую схему. К каждой картинке выложить схему из палочек.
  • Игра “Назови соседей» . Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично  расположены изображения различных предметов. Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить что     изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета.  Также можно определить что находится  в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.
  • Игра «Расставь по полочкам» - изображение пустого шкафчика с полками (3-5). Вариант1 - педагог просит назвать предмет опираясь на словесную инструкцию (что стоит на верхней полке справа? и т.д Вариант 2 - Ребёнок по инструкции педагога расставляет предметы на полки. Вариант 3 - ребёнок расставляет игрушки опираясь на схему.
  • Игра “Волшебное дерево”-  формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
  • Игра «Новогодняя ёлка». - формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи.

            Вариант 1 - дети размещают игрушки на ёлке по инструкции педагога.

            Вариант 2 - дети называют местоположение ёлочных игрушек

  • Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах: определить изображенные левую и правую кисти рук,  определить след правой и левой ноги, определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади), определить левый и правый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх, определи, какой рукой машет девочка их окна вагона и т. д..
  • Разрезные картинки способствуют восприятию целостного образа предмета, развивают способность воссоздавать целое из частей  и формируют умение правильно располагать в пространстве отдельные части предмета.
  • «Украшаем коврик» - Дети  рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами.
  • Игра “Геометрический диктант”. Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например: красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
  • «Найди одинаковые картинки» - дети рассматривают 4 – 6 картинок и находят две, с одинаково расположенными элементами.
  • Игра “Я еду на машине”, «Я лечу на самолёте», «Полёт в космос».  Перед каждым ребёнком лист бумаги (А 4) и фишка. Дети передвигают фишку  в направлении, заданном педагогом. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д. 
  • «Разложи фигуры по образцу» - игра направлена на совершенствование восприятия пространственные отношения между фигурами и умения воссоздавать их по образцу; введение в активный словарь детей предлогов «за», «на» и слов «сверху, «снизу», «между».
  • Ориентировка в пространственном расположении цифр относительно друг друга: В цифровом ряду назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо). Покажи число 5. Есть ли у него соседи?  Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 5?
  • Игры с векторами:

Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево), а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой.

  • «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.
  • «Найди цифру» - ребёнку предлагается из множества перевёрнутых цифр, найти цифру, которая расположена правильно.
  • «Клеточка».  Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик.
  • «Клоун» - демонстрационное пособие с кармашками - клеточками, по которым перемещается пчела. Направлено на умение ориентироваться по клеточкам в основных направлениях: вправо, влево, вниз, вверх, отсчитывая при этом количество клеточек, а также на умение вербально обозначать заданные направления.
  • «Муха», «Жук», «Паучок», «Футбол»   (поля с клеточками 3/3 и 5/5, в игре с жуком, клеточки будут цветные). Игры направлены на умение ориентироваться по клеточкам в основных направлениях: вправо, влево, вниз, вверх, вправо наискосок, влево наискосок, тсчитывая при этом заданное  количество клеточек.
  • Копирование точек (геометрических фигур). Перед детьми лежат таблицы с расставленными в клеточках точками, детям выдаются такие же таблицы с пустыми клеточками. Задача: расставить в клеточках точки точно также, как в образце.
  • Воссоздание по памяти расположения точек (геометрических фигур) в клеточках.
  • «Графический диктант» - На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения.
  • Срисовывание по клеточкам разнообразных фигур.  Направлено наумение видеть клеточки и отсчитывать их в нужном количестве в заданном направлении.
  • Математический планшет -  это поле с двадцатью пятью штырьками для рисования резиночками. Игровой материал стимулирует развитие пространственного мышленя, позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных).
  • Различные виды плоскостных конструкторов – счётные палочки, палочки Кюизенера, «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «сложи квадрат» и т.п.
  1. Заключение   

      Пространственная ориентировка  неразрывно связана с развитием

мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.  

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.  

Валентин Берестов, 199

Список литературы

  • Зайцева Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 264-266..
  • Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии):  Учебно-методическое пособие СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика)
  • Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. С. 140
  • Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». - М. : Просвещение 1989 г.
  • Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. -С. 52 1.
  • Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
  • Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., 1991.
  • Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М., 2001.
  • Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей. Дошкольное воспитание. - 1975. - № 9. С. 14
  • Каразану, В. Ориентирование в пространстве [Текст].  Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994.
  • Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей [Текст]. - М. : Школьная Пресса, 2008.
  • Лаврентьева Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию  Дошкольное воспитание. - 1983. - № 7. -С. 105
  • Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
  • Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам.  Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994. -С. 156
  • Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994. -С. 123
  • Мусейибова Т. Ориентировка в пространстве. // Дошк. Воспитание. - 1988. - № 8-С. 53
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. ; М., 2007.
  • .Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. ; М., 2007.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. 1949. С. -35

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....

Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....