Тренинг «Готов ли я к экзаменам» или «Психологическая готовность учащихся к сдаче ОГЭ-9».
материал (9 класс)

Матвиенко Оксана Николаевна

Тренинг «Готов ли я к экзаменам» или

«Психологическая готовность учащихся к сдаче ОГЭ-9».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Готов ли я к экзаменам» или

«Психологическая готовность учащихся к сдаче ОГЭ-9».

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ОГЭ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, своих силах.

Задачи:

- повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения;

- развитие эмоционально-волевой сферы, внимания к себе и доверия к окружающим;

- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

- помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

Ход тренинга:

  1. Орг. момент:

Психолог приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе.

  1. Разминка:
  • Упражнение «Подари улыбку другу».

- Улыбнитесь друг другу, тем самым, выразите радость встречи. Садитесь.

  1. Основное содержание – работа по теме:
  • Введение в тему:

Тема занятия - «Готов ли я к экзаменам?» или «Психологическая готовность учащихся к сдаче ОГЭ-9». Эта тема очень актуальна, поскольку через несколько месяцев наступит время для сдачи первого в вашей жизни основного государственного экзамена. Любой экзамен является стрессовой ситуацией, это связанно с тем, что в определенный день, и определенный час вам будет необходимо показать все свои знания и умения, которые вы приобрели в школе. Это решающий момент в жизни каждого девятиклассника, ведь от того, как вы знаете учебный материал, как справляетесь с эмоциями во время стресса, зависит результат – оценочный балл. От этого зависит, как дальше будет простроена ваша жизнь, по какой дороге вы пойдете, выбирая школу 10-11 класс, колледж, техникум, или просто получить справку, о том, что на протяжении школьного обучения прослушал учебный материал (если сдали экзамены на 2 балла).

Страх сдачи ОГЭ связан еще с тем, что каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Под психологической готовностью к сдаче ОГЭ-9 подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций: психофизиологическая зрелость, мотивация к учению и желание достичь больших высот в жизни – целеустремленность, высокий или адекватный уровень самооценки, без всего этого невозможна успешная сдача экзаменов.

И сегодня на занятии мы попробуем отработать стратегии и тактики поведения в период подготовки к ОГЭ, изучим навыкам саморегуляции, самоконтроля, а также выполним упражнения на повышение уверенности в себе, своих силах.

Тест «Моральная устойчивость»

Цель: предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не доставляют ли они своим обычным поведением неприятностей людям.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.

2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.

3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.

4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.

5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.

6. Я очень люблю животных.

7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.

8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.

9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.

10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.

Определение результата и его интерпретация:

1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.

4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.

7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам». Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Как подготовиться психологически:

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй квадрат, треугольник, круг — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня:

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе — 8 часов;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание:

Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала:

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление:

1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ.

Некоторые закономерности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

Условия поддержки работоспособности:

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Задание «Чего я хочу достичь» Цель: настроить на успех.

Инструкция: Подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в жизни? Чему вам хотелось бы научиться? - напишите.

Обсуждение:

- Трудно ли было выбрать важную цель?

- Верите ли вы, что сможете достичь этой цели?

- Что нужно сделать для этого?

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Цель: показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих.

Инструкция: Прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет».

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов: Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»: Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена:

1. За день до начала экзамена постарайся отдохнуть, как говориться «Перед смертью не надышишься».

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Если готов, иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь оттягивать время своего ответа, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки, затем расслабь.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

— сядь удобно,

— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

— задержка дыхания (2–3 секунды).

8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15. Стремись выполнить все задания.

3. Упражнение «Я хвалю себя за то, что...» Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.

Инструкция: Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...» (дети по цепочке, говорят о себе приятные слова).

Анализ:
Трудно ли было хвалить себя?

Какие чувства вы испытали при этом?

Дискуссия:

Вопросы для обсуждения:

1. плюсы и минусы проведения экзамена в форме ОГЭ?

2. правила подготовки к экзамену?

3. как сосредоточиться во время экзамена?

4. как избежать неудачи во время экзамена?

5. как расположить к себе преподавателя во время экзамена?

6. как реагировать на неудачу, если плохо справился с заданиями?

Тест «Готовность к ОГЭ»

Друзья!

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

Анализ данных:

Низкими показателями считается 4 и меньше, высокими – 8 и больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля

«Способы снятия нервно-психического напряжения» Цельпознакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

1. Спортивные занятия.

2. Контрастный душ.

4 . Уборка в квартире

5. Арт-терапия.

6. Скомкать газету и выбросить ее.

7. Громко спеть любимую песню.

8. Покричать то громко, то тихо.

9. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

10. Смотреть на горящую свечу.

11. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

12. Погулять в лесу, покричать.

Упражнение «Стряхни»Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день» Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Инструкция: Садитесь в круг. У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу.

БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»

Инструкция:

- «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
- «Мои способности и таланты» — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

- «Мои достижения» — в этой графе записываются достижения в любой области.

4. Рефлексия.

  • Подведем итоги

Сформулируйте впечатления о занятии:

- Что понравилось на занятии?

- Что было трудно делать?

- С чем уходите, и что с собой берете? Занятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

«Чего я хочу достичь в жизни и чему научиться?» ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять «дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.

Тест «Моральная устойчивость»

1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных.
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.






Тест «Готовность к ОГЭ»

Фамилия, имя ______________________________________________________


Оцените свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен. Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.


Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.

Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не­простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?»[Целостное представление о своём ...

Анкета "Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ нами подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологическ...

Роль классного руководителя в формировании психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ

В данной статье рассматривается роль классного руководителя по формированию психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ и приведены некоторые рекомендации по организации работы с родителя...

"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"

В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков ...

"Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности"

Данное экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков общ...

6.Буклет для родителей «Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ»

Несколько коротких правилПоказывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.Следует по возможности честно...