Консультация «Коррекция звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта» Подготовила:
консультация

Саввина Алла Владимировна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi1.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Коррекция звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта»

Подготовила:

Учитель – логопед Саввина А. В.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются у таких детей в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука в словах сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко. У умственно отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

      В процессе коррекции дефектов звукопроизношения осуществляется развитие познавательной деятельности  детей  с интеллектуальной недостаточностью, развитие операций анализа, синтеза, сравнения. На всех этапах работы по устранению нарушений звукопроизношения широко используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение звука. На этапе автоматизации звук сравнивается с фонетически далекими звуками. В дальнейшем на этапе дифференциации проводится сопоставление отрабатываемых звуков с фонетически близкими звуками. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения анализируются различные слова по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в словах.

   Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности проявления их у умственно отсталых детей.

   Коррекция нарушений звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи.

   В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы.

   Необходимо осуществлять тесную преемственную связь между формированием правильного произношения и обучением грамоте. Формирование правильного произношения звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.

       При коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей учитываются особенности протекания у них психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, качественное своеобразие памяти, мышления, слабость мотивации и интересов).

   Особенностью логопедической работы является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что дети одной и той же группы резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплен в речи.

   Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Логопедические занятия строятся с учетом постепенного введения трудностей. Каждая  задача, доступная нормальному ребенку, максимально расчленяется на простейшие задачи.

       Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения  является более продолжительным. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса.   Учитывая особенности просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

   Необходимость развития моторики рук у  детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно страдающих дизартрией, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.  Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.

   На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

    Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1)  Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2) Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков.

3) Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем — по памяти.

4) Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

5) Обведение контуров предметных изображений.

6) Раскрашивание контурных изображений предметов цветными  карандашами.

7) Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8) Наматывание ниток на катушку, клубок.

9) Расстегивание пуговиц, разнообразные шнуровки.

10)  Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).

11)  Работа с мозаикой.

12) Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13) Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак — ладонь — ребро.

14) Поочередная смена положений рук: левая рука — кулак, правая — ладонь; затем наоборот: правая рука — кулак, левая — ладонь.

    С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения

Перспективный план по  поисково- познавательной деятельности  детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...

Презентация. Классификация речевых нарушений. Нарушения устной и письменной речи

Презентация Классификация речевых нарушений.Нарушения устной и письменной речи...

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Игра как средство коррекции нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта

Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, дефектологам и всем педагогам работающим в сфере коррекционной педагогики....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...