6 класс ИЗО. Урок 19. ТЕМА УРОКА: Беседа на тему: «Прошлое нашей Родины в произведениях художников-живописцев (И. Репин «Бурлаки на Волге», В. Васнецов «Богатыри», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»).
план-конспект урока (6 класс)

Поурочное  планирование по ИЗО 6  класс 8 вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

19 урок.                                                                                             6 класс.

ТЕМА УРОКА: Беседа на тему: «Прошлое нашей Родины в произведениях художников-живописцев (И. Репин «Бурлаки на Волге», В. Васнецов «Богатыри», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»).

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с произведениями художников. Углубление понимания идейного содержания и художественных достоинств произведений живописи. Коррегировать память, мышление, внимание, речь. Прививать любовь к прекрасному.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: художественные произведения России 19 века.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть.

  1. Основная часть.

И.Е. РЕПИН.

   Илья Ефимович Репин – великий художник-реалист, передвижник, в творчестве которого живопись достигла своего наивысшего расцвета.

   Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве в семье военного поселянина. С раннего детства он пристрастился к рисованию, и целые дни просиживал за рисунками. Детство Репина было тяжёлым, всепобеждающий интерес к искусству привёл его в 1864 году в Академию художеств. В 1871 году, оканчивая Академию, Репин получил за дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Ещё в стенах Академии художник задумал картину «Бурлаки на Волге» и в 1873 году завершил её. В этой картине он отразил беспощадную эксплуатацию и каторжный труд простого народа. В бурлаках Репин видел большую духовную силу, ум, красоту русской души. Выразителем этих черт стал богатырь Канин, который идёт во главе группы. Впоследствии Репин писал: «Много лет спустя, я вспоминал Канина, когда передо мною в посконной, пропитанной насквозь рубахе проходил по борозде с сохой и лошадью Л. Толстой.

   Картина «Бурлаки на Волге» была прогрессивным явлением в русской демократической живописи. Выдающий критик Стасов так отозвался о ней: «Он, Репин, сделал из своей картины такую сцену для которой ровно сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

   В 80-е годы Репин создал ряд картин на революционную тему. Картина «Не ждали» появилась на одной из передвижных выставок. Её считали самой талантливой и замечательной картиной выставки, одним из великих произведений русской живописи. В ней художник показывает неожиданное возвращение, в семью, революционера из ссылки. Мать, двое детей, женщина у рояля, прислуга – каждый  по  своему, реагируют на неожиданную встречу. Вся комната наполнена мягким светом неяркого солнечного дня. Тихая, большая радость робко входит в семью.

В. И. СУРИКОВ.

   Крупнейшим историческим живописцем 19 века был Василий Иванович Суриков. Он родился в 1848 году в сибирском городе Красноярске, в семье принадлежащей к старинному казачьему роду.

   Будущий художник рос сильным, волевым мальчиком, интерес к старине, любовь к красоте были у него с детства. «Главное я красоту любил», - вспоминал Суриков позже. Впечатления детства он использовал  впоследствии в своём творчестве.

   Двенадцати лет Суриков потерял отца. Пришлось оставить уездное училище и идти работать в канцелярию. Большую роль в жизни будущего художника сыграл его учитель рисования Н.В. Гребнев, который заметил исключительные способности мальчика и помог ему найти средства на поездку в Петербург, чтобы там продолжить своё образование.

   В 1875 году Суриков оканчивает Академию художеств и переселяется в Москву. Здесь он пишет своё первое большое полотно «Утро стрелецкой казни», посвящённое жестокой расправе Петра I с восставшими стрельцами.

   В 1883 году Суриков пишет картину «Меньшиков в Берёзове», в которой изображает сподвижника Петра I  Александра Меньшикова в далёкой ссылке. Меньшиков, интересует художника, как яркий представитель своего времени, человек, сильный духом и телом. Огромному Меньшикову тесно в тёплой низенькой лачуге, тяжёлый взгляд его устремлён прямо перед собой – он как будто заново переживает трагедию своего падения.

   Исторической теме посвящена и другая замечательная картина Сурикова – «Боярыня Морозова». Русская история, русский человек так и живут так и дышат у него в картине. «Глядишь на картину и чувствуешь себя перенесённым в тогдашнюю Москву» - писал Стасов.

   Сюжет картины взят из событий 17 века, когда после введения реформы Никона в церкви произошёл раскол. Боярыня Морозова покровительствовала раскольникам отстаивавшим «старую» веру. За это её сослали. На картине изображён момент, когда закованную в цепи Морозову везут в санях на допрос. Толпа людей провожает её, одни сочувствуют, другие смеются. Боярыня обращается к народу с призывом, пробуждающим во многих глубокие душевные переживания.

   Суриков проявил себя в этой картине  тонким живописцем и великим мастером композиции.

   Значение Сурикова, как исторического живописца чрезвычайно велико. В своих подлинно реалистических, глубоко национальных произведениях он показал роль народа в историческом развитии страны, запечатлел народную силу, гнев и скорбь. Таким произведением Сурикова является картина «Переход Суворова через Альпы». Здесь показана, сила, гнев русского  народа, который в любую минуту окажет помощь своим соотечественникам в борьбе за правое дело. И полководец Суворов на белом коне во главе своего войска.

   Картины Сурикова являются гордостью русского народа и бережно хранятся в музеях нашей страны.

В. М. ВАСНЕЦОВ.

   Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году, в селе Лопьян, в Рябово (Вятской губернии) его привезли родители двухлетним мальчиком. Вите скоро десять лет. Пора его, как и первого сына, Николая, определять в духовное училище, куда детей священников принимают бесплатно. Витя пойдёт сразу во второй класс- отец его научил, и читать и писать. Не закончил Виктор духовной семинарии. Приехал в Рябово к отцу и  попросил благословения на учёбу в Петербургской Академии художеств. Твёрдо сказал: хочет быть художником – и только. Будет служить своему народу любимым делом. Михаил Васильевич выслушал сына, вздохнул и дал своё родительское согласие.

   Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку, и они получают две бронзовые медали. Академия награждает его серебряными медалями.

   На вечерах у Ильи Ефимовича Репина студенты читают былины. Поразительное это чтение. Будто голос далёких эпох, голос предков прорывается сквозь толщину времён. Звучание былин мощное, вольное. Древние люди мечтали о богатырской силе, о красоте человеческой, о свободе. Сказатели воплотили эту мечту в удивительных песнях – былинах, в образах сильных людей – защитников Родины.

   Слушая былины, Виктор думает: вот товарищи его спорят, как изменить настоящее. Учёные давно задумываются об этом, изучают историю Древней Руси, её культуру. Древняя Русь – это детство России, её первый счастливый расцвет. В те времена и родились народные сказки, былины, которыми теперь все так восхищаются.

   Третьяков и Мамонтов материально поддержали Васнецова.

   Набросал он на листке силуэты трёх богатырей, сидящих на конях, широкое поле.

   Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Седые кудри плотно обхватывают простой круглый шлем. Крепкая стальная  кольчуга и металлический щит защищают мощное тело.

   На поднятой к глазам руке висит знаменитая палица «весом в сорок пуд». С колючими шипами, острое копьё на красном древке лежит поперёк спины коня, видны стрелы в колчане. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной – полжизни он провёл в седле.

   Иной тип богатыря – Добрыня Никитич. Этот витязь степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Острый взгляд устремлён в сторону опасности. Лицо строгое, благородное.

   Добрыня – знатного рода, он одет и вооружён по-княжески. Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня. На груди золотая цепь красивого плетения, широкий крест виднеется из-под густой бороды. Шлем фигурный, с высоким шишаком. На плечи опускается защитная сетка. Рубаха понизу украшена парчовой, узорчатой каймой. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.

   Во всём облике богатыря выражена совершенная древнерусская красота.

   Алёша Попович моложе своих товарищей. Густобровый, светлокудрый, над губой чернеют усики. Глаза мечтательные и лукавые. Широкие и могучие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.

   Сидит, Алёша, на коне расслабившись, но одной рукой наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной, - плётку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной его гусли, прихватил их удалой молодец даже на богатырский выезд. Да и посему видно, что Алёша Попович и поэт, и гусляр – есть в его живом взгляде, в выразительном скучном лице что-то тонкое, поэтическое и задорное.

  Кони подстать богатырям. Конь Алёши лёгок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. А его гнедая масть, как и тёмно-красная одежда Алёши, подчёркивает горячность молодого витязя.

   Вороной конь Ильи тяжёл и могуч. Стоит, точно в землю врос. Изгибает круто шею, косит огненным глазом, гривой потряхивает.

   Хорош Добрынин «белеюшка», как ласково называют его былины. Глаза широко раскрыты, устремлены вдаль, ноздри трепещут, грива развивается. Первым врага почуял, весь напрягся, задрожал.

   Вот она – богатырская застава: мимо неё ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит.

   

  Рассказывая о И. Репине, В. Сурикове, В. Васнецове, демонстрируя репродукции с их картин, учитель подробнее останавливается на художественных достоинствах картин, оригинальности их композиций, помогающих средствами живописи выразить глубокую идею, заложенную в каждой картине.

   Если есть возможность, полезно в заключении беседы организовать экскурсию в музей или просмотр кинофильма «Василий Иванович Суриков». Существуют учебные кинофильмы и видеофильмы о Репине, «Суриков и Васнецов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Конспект беседы о героическом прошлом нашей Родины «Богатыри земли русской»

Цель:  формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ сл...