«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»
методическая разработка

Наталья Владимировна Задорожная

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют

познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_logopedov.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №12»

«Методы и приемы активизации

познавательной  деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных

логопедических занятиях»

       

     

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют

познавательную активность.

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики  -  активизация познавательной деятельности обучающихся.

Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является низкий  уровень активности всех психических процессов: познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, быстрая утомляемость. Все эти особенности определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Формирование познавательного интереса к обучению – важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности,  как в содержание, так и в форму работы. 

Наиболее  эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование, создание нестандартных ситуаций.

Следующим  важным средством активизации являются  методы  и  приемы  обучения.

Поэтому работу на каждом занятии организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. В ходе занятия  использую различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям обучающихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения.  На уроках создаю проблемные ситуации, т.е. ставлю перед ребенком проблему- это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов), т.же проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Использование такого метода направляет деятельность обучающегося на максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию. 

- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумай предложение с определенным количеством слов. Потом предлагаю оценить выполненную работу (самопроверка).

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Ученик  самостоятельно выбирает разно уровневые задания (зависит от индивидуальных особенностей) .  Это могут быть карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, сюжетные картинки, логопедическое лото и т.д.

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности учащихся.  

Например:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий ( круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видно слышит ребенок заданный звук или нет, правильно ли определяет кол-во букв и звуков в слове, дифференцирует или нет звуки с которыми работаем.
  2. Работа с карточками. Материалы для логопедической работы представлены в виде карточек, сопровождающихся рекомендациями по выполнению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста, с учетом индивидуальных особенностей.
  3. Использование  здоровьесберегающих  технологий на логопедических занятиях.  

Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей. В своей работе я использую разнообразные  приемы, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей  детей,  при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.    Это:

- артикуляционная гимнастика;

Это совокупность специальных упражнений, направленных на: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; развитие речевого дыхания у детей. Провожу их эмоционально в игровой форме.

- физкульт минутки;

Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

-  упражнения на развитие мелкой моторики;

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития мелких мышц кистей рук. Недостаточный уровень развития мелкой моторики влечёт за собой торможение в развитии. Применение таких упражнений позволяет улучшить у ребенка память, концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

  1. Использование ИКТ, презентаций  и фрагментов презентации по ходу  занятия.

Новые информационные технологии, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи логопеда и ребёнка.

  1. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
  2. Активные методы рефлексии.

На логопедических занятиях при работе с детьми коррекционной школы наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Для рефлексии настроения и уровня усвоения учебного материала на занятиях, широко использую приём со смайликами (1- урок прошел отлично, я доволен собой; 2- мне было трудно, я справился не со всеми заданиями, остались вопросы; 3-мне было очень трудно, нужна помощь). Для рефлексии эмоционального состояния даю ребенку альбомный лист и предлагаю красками нарисовать свое настроения в виде цветной полоски, облачка, пятнышка и т.д. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

               

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей  является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Игра ставит обучающихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. 

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий. У меня подобраны и активно используются на занятиях учебные игры по следующим категориям:

  • Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи;
  • Игры для развития лексико – грамматических представлений (обогащение словаря);
  • Игры для развития связной речи.

Приведу примеры некоторых из них

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

Игра «Поиграем в сказку»

Логопед предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

Игра «Поймай звук»

В ходе игры в звуковом потоке выделяем гласный звук (А, О, У, И, Ы, Э).

Называем и многократно повторяем гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков, например хлопнуть в ладоши, когда его  услышит. Затем медленно, четко, с паузами произносим звуковой ряд,

 например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

Игра «Кто найдёт пять предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Например:   Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры.   Даю ребенку рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Ребенок накладывает фишки на найденные картинки с заданным звуком, а я проверяю правильность выполнения задания.

Игры для развития лексико – грамматических представлений (обогащение словаря)

  1.  Игра «Узнай по описанию»

Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

Оборудование: предметные картинки.

Дается инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она. 

  • Про кого можно сказать: большой, косолапый, неповоротливый?
  • Лежебока, сладкоежка, бурый и лохматый, кто это?

В х оде проведения ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее. 

2.«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Логопед показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (медведь, заяц, лиса, утенок)». Рассказываем о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она коричневая. Хвостик короткий, а ножки косолапые. Любит мед, ходит неуклюже, но очень ловко лазает по деревьям». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

3.«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например,

  • Медведь - рычит, спит в берлоге, собирает малину, кушает мед.
  • кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком;
  • собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 Такую игру можно проводить на разные темы.

Игры для развития связной речи

1.ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

(СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

- ЗИМА какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д).

- ЛЕС какой (большой, зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)

- ЯБЛОКО какое? (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное и т.д.)

- ЧЕЛОВЕК КАКОЙ? (добрый, злой, больной, голодный, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный.)

2. ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.

(ПОДБОР ГЛАГОЛОВ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

- ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ГРИБАМИ? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, солить, жарить и т.д.).

- ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ПТИЦЫ? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить.)

- ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.)

- ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК?  (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет.)

3. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО.

СТУЛ — СТУЛЬЧИК.

КУКЛА – КУКОЛКА.

ПЕРО – ПЕРЫШКО.

СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО.

ПЛАТОК —  ПЛАТОЧЕК.

ВОРОБЕЙ – ВОРОБУШЕК.

ПОМИДОР — ПОМИДОРЧИК.

ЛУК — ЛУЧОК.

ДОМ – ДОМИК.      

НОС – НОСИК.

КОЛБАСА – КОЛБАСАЧКА.

КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК.

КОНФЕТА – КОНФЕТОЧКА.

ЮБКА — ЮБОЧКА.

ЛИМОН – ЛИМОНЧИК.

4. ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Суп из гороха — гороховый.

Сок из яблок — яблочный.

Варенье из слив — сливовое.

Салат из свеклы – свекольный.

Стол из дерева — деревянный.

Ложка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Кораблик из бумаги – бумажный.

Шуба из меха – меховая.

Суп из фасоли – фасолевый.

Сок из апельсина – апельсиновый.

Платье из шелка — шёлковое.

5.  СКАЖИ НАОБОРОТ.

Густой—Жидкий.

Тяжелая—Легкая.

Большой—Маленький.  

Вверх—Вниз.

Высоко—Низко.

Веселый—Грустный.  

Храбрый – Трусливый.

Полезный – Вредный.

Кислый—Сладкий.

Черный—Белый.

Короткий—Длинный.

Злой—Добрый.

Грязный—Чистый.

Далеко—Близко.

Больной – Здоровый.

Друг – Враг.

СХЕМЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ:

  1. ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.

Название—Форма—Цвет—На ощупь—На вкус.

Н-р: Лимон по форме овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.

  1. ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.(молочные, мясные, мучные, рыбные.)

Название— Форма—Величина—На ощупь—Из чего сделана—На вкус.

Н-р: Сыр—Прямоугольный—Маленький—Мягкий—Из молока—Соленый.

  1. ЖИВОТНЫХ.

Название— Где живет —Чем питается—Как называют детеныша—Связь с Человеком.

Н-р. Собака — живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.

  1. ПРОФЕССИИ.

Название – Место работы – Что делает – Какой предмет необходим для работы.

Н-р: Учитель – работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.

Таким образом, дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений.

Дидактическая игра, которую организует логопед на индивидуальных логопедических занятиях, создаёт благоприятные условия для непосредственного контакта между ним и ребёнком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.


                                                        учитель- логопед  Задорожная Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проя...

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...