Коррекционно-восстановительная работа при Афазии.
методическая разработка на тему

В данной методической разработке представлены формы афазий, их симптоматика, задачи коррекционной работы, основные направления и содержание логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor-_vosstan.docx296.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила

 Козырева А.В.

Коррекционно-восстановительная работа при Афазии.

Афазия – речевой дефект, характеризующийся полной или частичной утратой речи, в следствие повреждения речевых центров. То есть в отличии от алалии, происходит потеря уже сформированного навыка говорения.

Афазия – это системное приобретенное расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга; характеризуется нарушениями разных языковых модальностей (экспрессивная речь, импрессивная речь, чтение и письмо); охватывает разные уровни организации речи (фонетику, лексику, грамматику, семантику); влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи.

Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, средние и задние отделы верхней височной извилины, нижняя теменная область (область, граничащая с отделами передней центральной извилины, отвечающими за движения гортани, губ и языка), а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга (Лурия, 1947, 1969, 2002).

Ключевые моменты в определении афазии, значимые для дифференциальной диагностики:

1) Афазия всегда является результатом повреждения головного мозга. Чаще всего афазии   вызваны   инсультом,   но   также  они   могут  возникать  из-за  травм  головы, хирургического вмешательства, роста опухоли или инфекции. кровоизлияния, тромбоза сосудов.

2) Афазия – приобретенное расстройство, которое характеризуется полной или частичной потерей функции уже сформировавшейся речи. Термин «детская афазия» относится к проблеме нарушения уже сформировавшейся речи у детей.

 3) Афазия включает расстройства разных языковых уровней: устной речи, понимания обращенной речи, чтения и письма. В большинстве случаев происходит нарушение (хотя и неравномерное) во всех четырех языковых модальностях.

 4) Афазия – это не расстройство органов чувств или интеллекта и не является результатом психического расстройства. Такие исключающие характеристики определения афазии крайне важны для ориентации в широком спектре других когнитивных расстройств.

Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы. Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.

В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств:

1. Классическая, неврологическая Вернике - Лихтгейма.

2. Лингвистическая классификация Х.Хэда

3. В России наиболее распространенной является нейропсихологическая  классификация А.Р. Лурия (1947, 1969, 2002).

Согласно этой классификации существуют следующие формы афазий:

1. Моторная афазия эфферентного типа.

2. Динамическая афазия.

3. Моторная афазия афферентного типа.

4. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

5. Акустико-мнестическая афазия.

6. Семантическая афазия.

В клинической практике принято также выделять амнестическую и проводниковую афазии, входящие в классическую неврологическую классификацию, и подкорковую афазию, описанную в работах М.К.Шохор-Троцкой и Т.А. Кучумовой. Неврологами и генетиками используется термин «прогрессирующая афазия» в синдроме дегенеративных заболеваний ЦНС, в этом случае речь идет уже не о локальном поражении головного мозга.

Моторная афазия

Это расстройство характеризуется частичной или полной неспособностью человека говорить, хотя он понимает внешнюю речь. Степень выраженности дефекта может варьировать от затруднений в проговаривании, до полной неспособности говорить. В данном случае повреждается центр Брока.

Сенсорная афазия

Больные, страдающие этим недугом, способны говорить, но не понимают речь извне, а также собственную. Как следствие, они могут быть чрезмерно разговорчивыми, со временем, из-за непонимания своей речи они начинают переставлять местами слоги и нецелесообразно компоновать слова в предложениях, в речи присутствуют аграмматизмы, парафазии (перемещение слогов, слов), логорея (чрезмерная разговорчивость).

Этим людям свойственно забывать названия предметов, они хорошо знают назначение этого предмета, а название вспомнить категорически не способны. Например, говоря и подразумевая слово «шляпа», человек может долго описывать головной убор с широкими полями, предназначенный для защиты от солнца и т.д. Не посвященным окружающим может показаться, что это просто забывчивость, но это не так.

Семантическая афазия

Болезнь, которая приносит немало сложностей ее обладателю. Человек при нормальном интеллекте, сохранной речи и слухе, не улавливает смысла слова, не понимает смысловую нагрузку слов, связанных предлогами, союзами. Например, им сложно уловить разницу в словосочетаниях «мать сестры» и «сестра матери», способны показать расческу и линейку, но не могут понять задание показать линейкой расческу, а расческой линейку. Семантическая афазия часто идет в паре с амнестическим расстройством.

Амнестическая афазия

Пациенты забывают название предмета, заменяя его длинным описанием качеств предмета. Например, вместо того, чтоб сказать тарелка, стакан, они говорят: «это то из чего пьют», «это то, из чего едят». Но часто, подсказав больному первую букву, он вспоминает слово и говорит его, а потом, через некоторое время это слово повторно забывается.

Тотальная афазия

К сожалению, такой вид афазии полностью исключает способность говорить, понимать внешнюю речь, писать и читать.

Все виды афазии требуют системное лечение основной болезни и коррекционной работы логопеда.

Формы афазии.

Симптоматика.

Задачи коррекционной работы

Основные направления логопедической работы

Содержание

логопедической работы

1. Эфферентная моторная афазия

возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле - зона Брока) – нижних отделов премоторной зоны коры головного мозга- при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии .

Этой зоной осуществляется линейная, временная организация движения.

При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки. 

Центральным механизмом является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.
Произнесение отдельных звуков остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов, предложений. 

Кинетическая апраксия при этой форме выражается в нарушении связного, развернутого, синтагматически организованного высказывания.

 

В речи присутствуют персеверации, контаминации-«стожка» (стол, ложка). 

В связи с этим формируется выраженный экспрессивный аграмматизм.

Нарушения просодики речи, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, речь скандированная.

Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами.

Нарушение чтения и письма, возникающее из-за трудностей начинания фразы.

1 Восстановление чувства языка

2. Преодоление патологической инертности в звене

порождения слоговой структуры слова.

3. Преодоление инертности выбора слов

4. Преодоление аграмматизма

5. Восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

Методика направлена на восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов. Эта задача требует выработки переключения с одной артикулемы на другую, с. одного фрагмента слова на другой, что, в свою очередь, тесно связано с задачей восстановления кинетических двигательных мелодий слова и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.

 Стадия грубых расстройств - восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Стадия расстройств средней степени выраженности

 - преодоление расстройств произносительной стороны речи;

 - восстановление фразовой речи.

Стадия легких расстройств

 - дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;

 - формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре;

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова;

 - работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма. Восстановление письменной речи

- восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова;

- восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова;

 - восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова;

- восстановление навыка развернутой письменной речи.

Работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на привнесение извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

Именно привнесенные извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволяют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другое, восстановить кинестетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности слогов, входящих в слово, и слов, входящих во фразу.

Преодоление нарушенной произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической мелодики.

При грубом нарушении чтения и письма работа начинается со слияния звуков в слоги.

Больной, повторяя слог, складывает его из букв разрезной азбуки.

Затем из освоенных слогов составляется простое слово типа ру-ка, во-да, мо-ло-ко и т. д. с опорой на ритмически отхлопываемую слоговую структуру слова, а также на схемы слова.

Используется работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой: предлагается читать серии слов с одной слоговой структурой, написанных столбиком. Постепенно слоговая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова. Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению повествовательной речи.

 Преодоление нарушений повествовательной речи начинается с восстановления так называемого чувства языка, улавливания созвучий рифм в стихах, пословицах и поговорках. Особенно полезно использовать пословицы и поговорки с рифмующимися глаголами.

 При восстановлении экспрессивной речи особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных слов для высказывания. Обыгрывая предметный рисунок, логопед задает больному вопросы о том, для чего предмет предназначен, что с ним можно или надо сделать, чтобы, допустим, съесть (надо вымыть, сварить и т. п.), каковы свойства предмета и т. д.

При эфферентной моторной афазии преодолению инертности в выборе глагола содействует не только фразеологический контекст, но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметами. Позже больному дается задание закончить однотипную фразу различными словами, например: я ем... (картофельный суп, манную кашу, белый хлеб и т. д.) или я жду... (врача, мать, дочь, жену и т, д.). Предварительно логопед четко произносит фразы к нескольким картинкам, затем стимулирует их произнесение путем вопросов с опорой на различные схемы предложения.

Важной составной частью работы по накоплению глагольного словаря является подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу.

 Первыми устными текстами, произносимыми больным по составленному логопедом плану, являются рассказы о режиме дня: «Я встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Предупреждению и преодолению предложно-флективного аграмматизма служат различные упражнения на вписывание пропущенных флексий, затем флексий и предлогов и, наконец глаголов и существительных в косвенных падежах. Больной обучается использовать восстановленный словарный запас в беседах с медицинским персоналом, с родственниками, позже осваивает лексику, необходимую при посещении врача, магазинов, аптеки и т. п.

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные азбуки, в которых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного. Например, а — арбуз, б — бабушка, в — Василий и т. д.

Позже проводится работа по составлению слов из слогов обычной разрезной азбуки. Для восстановления плавного письма больного обучают многократно писать левой рукой сначала отдельные прописные буквы, затем слова и фразы. Полезно провести курс подготовительных прописных упражнений, предупреждающих персеверации элементов букв при записи слов.

На стадии частичного восстановления звуко-буквенного анализа состава слова от разрезной азбуки переходят к записи слов и легких фраз во время слуховых диктантов. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать трудные слова из разрезной азбуки.

Восстановление чтения идет параллельно с восстановлением звуко-буквенного анализа слов, но, безусловно, несколько опережая его.

 Вначале больной по слогам читает слова с различной слоговой структурой, затем простейшие тексты.

 На поздних этапах восстановления звуко-буквенного анализа состава слова решаются простые кроссворды, составляются короткие слова из букв многосложного слова, пишутся разной степени сложности письма и сочинения, ведутся дневники и т. п. Преодоление дефектов понимания речи осуществляется путем выполнения различных заданий на внимание, переключения с одного предмета на другой, заданий «провокационного» характера, когда логопед просит показать тот предмет, которого нет среди лежащих перед больным, соотнести фразу с сюжетной картинкой. По мере восстановления слухового внимания стимулируется показ картинок по заданию, при этом больного спрашивают не «где нарисована ложка», а «покажите ложку» или «пока-жите то, чем мы едим», «положите ложку на стакан» и т. п.

Логическое ударение при этом должно падать то на предлог, то на существительное.

С помощью интонации или логического ударения логопед подчеркивает переход к другим видам заданий: поставьте стакан, переверните стакан вверх дном и т. п

2.Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой борозды 

Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений (оральная апраксия), 

проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении отдельных звуков и слов. В основе данного дефекта лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка. 
Непроизвольно эти движения легко выполнимы, т.к не имеется парезов.

А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам, характерны трудности в анализе структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки.

Второй вариант -«проводниковая афазия», отличается значительной сохранностью ситуативной,

Этот вариант афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения-  импрессивный аграмматизм. Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

1. Преодоление нарушений кинестетичес-кого артикуляцион-ного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания

При моторной афазии афферентного типа основная коррекционно-восстановительная работа ведется над восстановлением  артикуляционных схем отдельных звуков и устранением литеральных парафазий, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи.


Стадия грубых расстройств

- преодоление нарушений понимания;

растормаживаниеили восстановление произносительной стороны речи;

 - стимулирование элементарной ситуативной речи;

-восстановление аналитического чтения и письма

Стадия расстройств средней степени выраженности -

1) закрепление артикуляционных навыков;

 2) преодоление литеральных парафазии;

3)стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов;

 4) преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов

Стадия легких расстройств - 

преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных,

- изжитие литеральных парафазий и параграфий,

- преодоление элементов экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению афферентной моторной афазии опирается на включение сохранного зрительного и акустического контроля, а также контролирующей функции лобных отделов левого полушария у правшей, в комплексе осуществляющих зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляторного уклада и т.п.

Восстановительная работа при афферентной моторной афазии.

При грубой афферентной моторной афазии используется глобальное, сопряженное произнесение — чтение автоматизированных речевых рядов их списывание и чтение про себя, а затем зрительный диктант и чтение вслух фраз на темы дня, чтение и запись под диктовку отдельных букв, складывание из разрезной азбуки слов из трех — пяти букв, введение этих слов в активную речь.

При относительно сохранном чтении про себя и некоторой сохранности письменной речи формируется восстановление письменной речи при составлении фразы по сюжетным картинкам.

 Для преодоления апраксии артикуляционного аппарата используется зрительно-слуховой имитационный прием. Вся работа по методу имитации звуков исключает пользование зеркалом, зондами, шпателями, так как они при афазии увеличивают степень произвольности движения, усугубляют артикуляционные трудности больных. Перед вызовом того или иного звука больному предлагается выполнить неречевые дви- жения языка, губ, щек, мягкого нёба в смысловой, «игровой», имитирующей эти движения форме, т. е. преодолевается оральная апраксия. Вызов звуков начинается с имитации доступных звуков, как правило, губных и переднеязычных. Целесообразно начинать с вызова контрастных гласных фонем any.

Для их дифференциации логопед рисует в тетради больного большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит его имитировать эти звуки, затем присоединяет звуки м и в. Вызов звуков должен быть «подчинен» следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляторной группы;

 звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.).

 При грубой афферентной моторной афазии для более быстрого перевода больного от зрительной имитации звука («чтение с губ») к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения не сложных слов, используется расстановка над буквами надстрочных знаков: а  - кружок, имитирующий широко раскрытый рот; у — узкий кружок; м — сомкнутые Губы, позже просто прямая линия; ы — выдвинутый в профиль подбородок; т — стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзубной позиции; и — растянутый в улыбке рот; о — вертикальный овал; в — закушенная нижняя губа; с — горизонтально расположенный свисток, а позже две параллельные линии; э — широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком; в — рисунок крыльев носа в профиль; е — горизонтальный овал рта; ш — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука; к —. стрелка справа налево, показывающая направление движения языка в глубь рта; п. — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и внезапно разомкнутые губы; л — стрелка, направленная снизу вверх; р — волнистая линия; if и ч — передаются сочетанием стрелки (т) и двух параллельных линий (с) и квадрат (ш); йотированные гласные обозначаются «суммой» надстрочных знаков на я = и + а; ю = и + у и т. д.

Для определения звонких согласных б, д, г, ж, з используются те же надстрочные знаки с восклицательным знаком над ними. В целях закрепления артикуляционных навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал, сокращая употребление надстрочных знаков по мере преодоления у больного апраксии артикуляционного аппарата. Для окончательного ее преодоления весь пройденный материал надо повторить два-три раза.

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь больного. 

Восстановление ситуативной, разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии. Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, утром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью ее восстановления является расширение словаря больного, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи. Больной овладевает схемой прямого и инвертированного построения фразы по сюжетной картинке, планом высказывания по серии сюжетных картинок.

По мере восстановления звукобуквенного анализа состава слова больного переводят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижения больного. Письменная речь оказывается опорой для восстановления устного высказывания.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу. Преодоление грубых артикуляторных расстройств при афферентной моторной афазии — длительный процесс (от 3 месяцев до 1 года), однако остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдается и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени тяжести.

При афферентной моторной афазии средней степени тяжести основное внимание уделяется преодолению аграфии и аграмматизма. Больному предлагаются зрительные и слуховые диктанты, особое внимание уделяется словам со стечением согласных, вписыванию пропущенных в слове слогов, в предложении слов.

Преодолению аграмматизма содействует использование схемы предлогов, схемы окончаний существительных (в основном в родительном и винительном падежах). Особого внимания требует работа с предлогами, состоящими из одного звука: в, с, к, так как они сливаются со словом, образуя дополнительное стечение согласных, и с трудом поддаются слуховому анализу больных с афферентной моторной афазией.

При легкой афферентной моторной афазией преодолеваются артикуляторные трудности в произнесении аффрикатой, стечений согласных, звука), закрепляется слуховой контроль больного за своей речью в целях преодоления литеральных парафазии и аграмматизма, постепенно убыстряется темп произношения в пословицах, поговорках, скороговорках, при пересказе прочитанного и в рассказе по сериям сюжетных картинок, репродукциям картин художников, осваивается профессиональная лексика больного. Больной пишет тексты по сериям картинок и открыткам. Восстановление понимания.

 При грубых нарушениях экспрессивной речи основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха, ориентации в пространстве, уточнению значений предлогов, наречий, пониманию личных местоимений в косвенных падежах, антонимов, синонимов.

На более поздних этапах, когда можно опираться на чтение и письмо, производится преодоление импрессивного аграмматизма.

3. Динамическая афазия

Локализация поражения: заднелоб-ные отделы коры левого доминантного по речи полушария.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания.

В клинической картине этот дефект проявляется при:

1) активной, продуктивной речи, что выражается в ее замещении речевыми шаблонами, стереотипами;  

2) нарушении предикативности речи: в речи мало глаголов, либо вообще отсутствуют, короткая «рубленая» фраза, длительные паузы между словами.

Страдают устная экспрессивная и внутренняя формы речи. Повторная, номинативная формы речи остаются сохранными (Правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения). Сохранны чтение и письмо. Наиболее отчетливо при динамической афазии выступает дефект монологической речи и развернутого диалога.

При грубой выраженности общая аспонтанность, безынициативность, выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации.

В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья

Нет фонематических расстройств, повторная и диалоговая речь сохранна. 

Проявление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме.

Больному будет недоступно написать сочинение.

Могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т. п Подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов.

Из-за инертности протекания речевых процессов испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет, например, от двадцати к одному.

1. Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования высказывания

При динамической афазии основными направлениями являются восстановление функции речевого программирования и преодоление расстройств грамматического структурирования.


Структура и характер распада речи определяет задачи восстановительного процесса:

растормаживание,
актуализация слов – глаголов и оживления связи стоящих за гл.


обучение структурированию схемы отдельного предложения. 


обучение структурированию схемы целого высказывания.


Динамическая афазия Стадия грубых расстройств - повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания;

- стимулирование простых видов коммуникативной речи;

- преодоление расстройств речевого программирования;

 - преодоление расстройств грамматического структурирования;

 - стимулирование письменной речи.

Стадия расстройств средней степени выраженности - восстановление коммуникативной фразовой речи;

 - преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании.

Стадия расстройств легкой степени выраженности 

- восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4 и т. п.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется созданием для больных программ высказывания с помощью различных внешних опор (вопросов, схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «вовнутрь».

Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или в вопрос к соответствующей ситуации, обсуждаемой на занятии.

Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предложенных слов для составления предложения из 5—б слов сокращается, больной свободно, по своему усмотрению, добавляет слова в нужной грамматической форме.

Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок.

При динамической афазии преодолевается речевая инактивность, создаются условия для повышения речевой инициативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых ситуаций-инсценировок, в процессе которых инициатива ведения диалога передается больному. Тема диалога предварительно обсуждается с больным, ему даются вопросительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в беседе. На занятиях по стимулированию речевой активности инсценируются беседы с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорой на план. Параллельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, незаглядывая в него. Таким образом, происходит интериори-зация плана при пересказе прочитанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Затем логопед опять переключает внимание больного на новую тему, например о том, кто навещал его накануне. Интонационно логопед выделяет предикат высказывания, собирая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как однозвеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, доверенность на получение пенсии, письма знакомым и т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Разберем подробнее.

Обучение распределяется на стадии.

Предварительная стадия.
 Основные задачи:


1. Развитие общей двигательной активности. Планируются ежедневная утренняя гимнастика для рук, ног, туловища.


Включение в занятие логоритмики. Драматизация.
Инсценировки с использованием паралингвистических средств языка (пантомимы).

 Все эти мероприятия позволяют в какой-то мере восстановить мелодику. 
2.
Восстановление ритмико-мелодической стороны речи. Отрабатывается ритмическое произнесение отдельных фраз используются такие опоры как картинка, отстукивание, отхлопывание ритма предложения. Выделяется логическое ударение. Постепенно опоры снимаются; одно и тоже предложение отрабатывается с разной интонацией. Большое внимание уделяется ритмизированию отдельных слов. Слово отстукивается, отхлопывается, ударный слог выделяется голосом. Придумываются слова с одинаковой ритмической структурой. 

I стадия обучения.

Основные задачи:

1) актуализация слов-глаголов;
2) расширение валентности слов-глаголов;
3) расширения значения слов-глаголов.

^ Система приемов.

1. Дается задание составить сетку предикативных связей для слов, обозначающих действия.
1 операция – дается слово-глагол, например, «идет», Вопрос «Кто?» «Что?» – дается ряд сюжетных картинок.

Задача: отобрать картинки, которые присуще слову идет. 

2 операция. Отобрав картинки, пациент должен найти их вербальное словесное обозначение. «Снег, человек, поезд».

3 операция. Пациент называет предметы или явления, затем составляет отношения слов и в виде схемы записывает в тетрадь. Идет КТО? Что? – Человек, Снег, Дождь. 

Дается задание составить сетку предикативных связей для слов, обозначающих предмет или явление.

Дается слово предмет. Дождь, Что делает? – серия сюжетных картинок.


Задача: отобрать картинки, изображающие действия

Отобрав картинку, пациенты должны найти вербальное, т.е. словесное обозначение. Пациент называет слово – действия, а затем составляет отношения слов и в виде схем записывает в тетрадь. Ко второму приему переходим тогда, когда отработали 1 прием и т.д. Сначала сопряжено, затем отраженно, и полусамостоятельно.


Расширение ранее отработанных сеток в значении слов. С этой целью используется метод последовательного наращивания смысловых связей и значений слов. Например: Дождь - Идет, Стучит, Шумит / Что делает? Человек, дождь, время / Кто? Работает, отдыхает, читает. \ Шумит Дятел, Улица, Малыш / долбит и т.д.


Актуализируется большое количество новых слов. Расширяются ассоциативные связи, валентности, выстраивают предложения. А сама сетка создает структуру предложения. Далее: актуализация слов-глаголов идет в работе с синонимами, антонимами, широко используются различные способы словообразования.

Таким образом, работа, проделанная на данной стадии подготавливает решение основной задачи – это умение структурировать.

^ II стадия обучения. 

Задача: Восстановление связного высказывания. 

Работа делится на два этапа.

I этап – Для структурирования предложения применяется метод вынесения линейной схемы предложения во вне – метод фишек. Суть метода: пациенту предъявляется картинка. Что делать? Девочка ловит мяч. Под картинками выкладывается ряд карточек-фишек. Каждая карточка фишка обозначает, а все вместе составляют линейную схему предложения.

Пациента вооружают рабочей программой:

  1. Посмотрите на картинку и подумайте о ее содержании.
  2. Разбейте картинку на смысловые части (слова) и обведи их карандашом. 
  3. Соедините стрелками те части картинки, которые связаны между собой по содержанию (девочка, мяч).
  4. Подумайте о глаголе, который вы изобразите стрелкой.
  5. Подсчитайте кол-во слов в вашем предложении.
  6. Проверьте, соответствует ли количеству слов в предложении количество карточек-фишек.
  7. Фиксируя пальцем каждую карточку-фишку глядя на картинку, громко произнесите фразу.

В начале этот метод выполняется сопряжено с логопедом, а когда пациент усвоит это действие, можно работать самостоятельно. Важно, чтобы он понимал, что с фиксацией фишки он понимает дальнее действие. Постепенно опоры как бы убираются, сначала убираются карточки-фишки. Схему предложения производим движением пальца, затем линейную схему предложения воспроизводит движением глаз. Таким образом, такие внешние опоры как картинка, карточки-фишки, движение глаз оказывают существенную помощь в структурировании предложения. 

В чем психологическая сущность?
1. карточки-фишки материализуют линейную пространственную схему предложения.
2. карточки-фишки расчленяют фразу на отдельные элементы.
3. Карточки-фишки материализуют количественный состав фразы.
4. Карточки-фишки позволяют определить последовательность элементов во фразе.
II этап – Составление схемы целого высказывания. Оно имеет более сложную психологическую структуру. Для восстановления высказывание выносится во вне: замысел высказывания, т.е. содержание, план и опорные слова. Для материализации замысла используется вначале сюжетная картинка, затем текст и в конце – заданный замысел.

Программа № 1.
Дается сюжетная картинка 

Графические карточки с базовыми словами и ставиться задача - связный пересказ сюжета картинки.
Задается алгоритм работы:

  1. Возьмите картинку и подумайте о ее содержании.
  2. Разделите картинку на смысловые части (предложения).
  3. Разделите первую смысловую часть картинки на подчасти. (Девочки катаются на санках).
  4. Соедините стрелками те части картинки, которые связаны м/д собою.
  5. Подумайте о глаголе, который вы изобразили стрелкой.
  6. Проверьте, все ли вы правильно сделали.
  7. Отберите нужные слова и составьте предложения.

Точно также Со 2, 3 ,4 частью картинки. Затем немного усложняем работу. Даются более сложные картинки и пациенты работают самостоятельно. Иногда отрабатывается 300-500 картинок. 

Программа № 2

Предполагает пересказ теста. В начале простые тексты по типу. 
*Лодка причалила к берегу. Берег усыпан гальками. 
*Мишка любил мед. Мед лежал в ульях. Ульи стояли в кустах. В кустах летали пчелы.

Текст цепной организации. Дается графический план текста и даются предметные картинки к данному тексту. 

На панно выкладываются предметные картинки, относящиеся и не относящиеся к тексту. Идет первое прочтение текста, затем планируется второе, но с дополнительным заданием. Они должны отобрать все предметные картинки, относящиеся к содержанию. Затем планируется 3 прочтение и дается задание разложить картинку в графическом плане, таким образом, получается предметный графический план и поэтому графическому плану начинается пересказ.

Занимаемся длительное время. Работа с этими текстами варьируется, задание усложняется. Несколько заданий. Нужно составить несколько вариантов рассказа по одной и той же графической схеме.

  1. словесный повтор можно заменить местоимением, синонимами.
  2. Надо поработать над вариативностью глагольной лексики. Составляем рассказы по частично составленной программе, например, убираем только одно слово, а можно убрать целое линейное предложение или конец или начало. На этих текстах мы сидим длительное время. Здесь они улавливают динамику. Затем переходят к более сложным текстам. Тексты не цепной организации, а параллельной связи. Затем уже даются готовые тексты параллельной организации. По этим текстам учим составлять план пересказа.
  1. разбейте текст на смысловые части.
  2. отделите одну смысловую часть от другой – карандашом
  3. вычлените главную мысль первой части рассказа. Подчеркните слова, выражающие эту мысль.
  4. придумайте и запишите заголовок к этой части рассказа. 

Можно использовать слова из текста. И по такой программе идет разбор каждой смысловой части.

Текст вначале пересказывается по частям, а затем в целом. Им нужно обязательно записать, изложить пересказанное на бумаге, все вновь прочитать, хорошо записать на магнитофон и прослушать. Обязательно на начальных этапах дается образец пересказа. Можно отдельные смысловые части разбить на подчасти и озаглавить их.

Программы на заданную тему по замыслу. Таким образом, из всех программ пациент усваивает следующие:

  1. Ориентировку в общем с одной картинки, текста, замысла.
  2. Ориентировку в составлении общего плана высказывания, а именно научаются вычленять основные, смысловые части.
  • Научаются устанавливать связи, смысловые связи между этими частями.
  • Подбирать базовые слова для высказывания. 
  1. Они усваивают ориентировку в составлении предложений по каждому пункту плана.
    Таким образом, овладев этими умениями они начинают самостоятельно составлять сообщения, высказывания. Дома рекомендуется широко использовать аудиовидеоальную методику или видеометодику. То есть задаются вопросы по содержанию, а пациенты отвечают.

4. Сенсорная (акустико-мнестическая ) афазия обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области.

В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, вызванное повышенным торможением слуховых следов (А. Р. Лурия) больной не способен запомнить даже небольшой речевой материал. (свободно может повторить отдельные слова и невозможность повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов)

1. Нарушение слухо - речевой памяти, сужение ее объема;

2. акустико -мнестическая дезориентированность;

3. оптические нарушения;

4. неполнота зрительных представлений о предмете;

5. трудности в подборе слов, необходимых для организации высказывания;

6. семантическая размытость значения слов

7. вербальные парафазии;

8. аграмматизм

Трудности в  понимании развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти.

Т.к задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами, то имеются оптические нарушения (Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу)

1. Преодоление нарушений слухо-речевой памяти

2. Преодоление нарушений анамнестичес-ких трудностей

3. Преодоление нарушений элементов экспрессивного аграмматизма

4.Восстановле-ние зрительных представле- ний о существенных признаках предмета

Основные направления коррекции дефекта включают:

1. Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте.

2. Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок комок, удочка уточка).

3. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Восстановление слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Перед больным выкладывается серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязанности, и дается задание выбрать из них два-три-четыре предмета. В связи с тем что в речи слова связаны замыслом высказывания, то вначале среди «случайно» подобранных картинок с изображением, например, зайца, тарелки, стола, ружья, леса и т. д., ему предлагается показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную или иную ситуацию. Например, предлагается показать вилку, стол, огурец или лес, охотника, зайца и т. д. Затем уже даются слова, не входящие в одно семантическое поле. 

На следующей стадии восстановления слухоречевой памяти предметные картинки даются в виде стопки. Больной, проел ушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отстав-ленность выполнения инструкции во времени. Впоследствии предлагается повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не прибегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и, наконец, числа, объединенные в номера телефонов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

При втором варианте акустико-мнестической афазии для восстановления зрительных представлений рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Дается задание конструировать предметы из элементов, находить ошибки в изображении предметов (например, петух изображается без хвоста, кот с длинными ушами и т. д.), предлагается дорисовать предмет до целого, описать его свойства и функции, узнать предмет, наполовину скрытый листом, по его части и т. д. ситуацию

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения. Трудности нахождения нужного слова, как и при акустико-гностической афазии, преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е. путем уточнения и систематизации их значений. Для этого слово «обыгрывается» в различных фразеологических контекстах, ведется работа по пониманию многозначности слова, например, слов ручка, ключ.

Восстановление письменного высказывания является одной из форм закрепления достигнутых результатов по преодолению амнестических расстройств. Сохранность понимания звуко-буквенного состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяют с первых же дней коррекционно-педагогической работы использовать составление письменных, текстов, что содействует преодолению бедности словарного запаса и характерного для «задних» форм афазии аграмматизма. Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, составления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных

5. Акустико-гностическая

(сенсорная афазия)

возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария.

В качестве первичного дефекта рассматривается      речевая     слуховая     агнозия,   лежащая     в    основе    нарушений

фонетического  слуха. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

1.нарушение фонематического слуха;

2. нарушение понимания речи при ее восприятии на слух;

3. множество парафазий: литеральных, вербальных,

жаргонофазия,

логорея (многоречивость),

аграмматизм;

4. нарушение счета, трудности в решении арифметических задач

Нарушение чтения и письма

.

1.Восстановле-ние фонематического восприятия

2.Формирова-ние экспрессивной речи

3.Формирова-ние чтения и письма

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей.

Работа по восстановлению фонематического восприятия

(5 этапов)

Работа по смысловой отнесенности слова

Преодоление вербальных парафазии

Преодоления многоречивости и аграмматизма

Восстановления экспрессивной речи

Восстановление чтения, письма и письменной речи

Сенсорная афазия Стадия грубых расстройств

 - накопление обиходного пассивного словаря;

- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи; - подготовка к восстановлению письменной речи.

Стадия расстройств средней степени 

- восстановление фонематического слуха;

 - восстановление понимания значения слова;

- преодоление расстройств устной речи;

 - восстановление письменной речи.

Стадия легких расстройств 

- восстановление понимания развернутой речи;

 - дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова;

 - коррекция устной речи; - дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление фонематического восприятия на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану, а в особо грубых случаях сенсорной афазии на раннем этапе восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых является установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концентрация внимания.

Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило, больной охотно приступает к списыванию, но удерживает в зрительной памяти лишь первую букву слова, а затем пишет серию букв, не относящихся к списываемому слову. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания, больной, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно выполняет все задания логопеда. Этап неречевого периода работы с больным может длиться несколько дней

Восстановление фонематического восприятия.

Первый этап-- дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина)

К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдельных полосках бумаги пишутся четким почерком слова. Больной соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. Параллельно с этой работой начинается закрепление восприятия звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривания слова во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одно- двух слогов. Воспитание акустического внимания больного начинается с оживления оптического внимания

Второй этап— дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор.

Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.

Третий этап— дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак — мак, рука — мука);

с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес).

 Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и подписи к ним.

Четвертый этап— дифференциация фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.).

 Для закрепления однозначного восприятия фонем используются различные варианты упражнения по заполнению в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозиционными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному предлагается вставить в текст слова туш, душ, тело, дело и т. д

Пятый этап — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов.

Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1—1,5 лет, так как во многих случаях понимание значения слова происходит лишь в контексте и трудности в дифференциации близких фонем еще долго испытываются при самостоятельном письменном изложении мысли.

Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии, возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на охранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно воспринятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом.

Работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая работа, направленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.

Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на охранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно воспринятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом

Преодоление вербальных парафазии осуществляется путем обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку. Больному предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т. п. Далеко не всегда следует исправлять больного во время его высказывания, это может травмировать его, вызвать у него раздражение, нарушить с ним

контакт. Логопед записывает вербальные парафазии в своем дневнике и на основе их анализа подбирает серию упражнений для их преодоления.

Для преодоления многоречивости и аграмматизма больному предлагается схема предложения, образцы прямых и инвертированных предложений из трех — пяти слов.

Одним из эффективных приемов восстановления экспрессивной речи при сенсорной афазии (как и при других формах афазии) является использование письменной речи. Больному предлагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет ему подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание. Преодоление ошибок согласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем вставки пропущенных в тексте флексий.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

6.Семантическая афазия

возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи.

1. Амнестические трудности при произвольном назывании предмета;

2. вербальные парафазии;

3. импрессивный аграмматизм;

4. трудности в понимании логико - грамматических конструкций, инвентированных словосочетаний;

5.игнорирование флективныхсемантических признаков, направленности действия

6. затруднения в понимании синтаксических конструкций, выражающих отношения (причинно - следственные,

 временные и пространственные,

причастные и деепричастные обороты)

7. Нарушение техники мышления (сопоставление значений, движение мысли в плане понятий и т.д.) Непонимание

метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, переносного смысла

8. нарушение счетных операций

Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи.

Нарушение письменной речи.

1. Преодоление импрессивного аграмматизма

2. Преодоление трудностей нахождения названий предметов

3. Уточнение и расширение словарного запаса

4. Преодоление расстройств синтаксической стороны речи

Восстановительные методы направлены на :

- устранение нарушения симультанного пространственного гнозиса, развитие конструктивно-пространственной деятельности;

- преодоление амнестических трудностей;

-устранение  импрессивного  аграмматизма;

 

  - конструирование сложноподчинен-ных предложений;

  - работа над развернутым высказыванием;

- преодоление нарушений письменной речи

-преодоления акалькулии

В восстановительном обучении при семантической афазии Л. С. Цветкова выделила две стадии. На первой обучение начинается с узнавания нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Затем переходят к воспроизведению заданных фигур по образцу: сначала – срисовывание, затем – активное конструирование из палочек, кубиков. В дальнейшем к образцу присоединяют речевую инструкцию: «положить квадрат под треугольник, круг, направо, наверх» и т.п. в последующем отрабатывают понятия: «меньше – больше», «темнее – светлее» и т.п. Потом переходят к восстановлению осознания схемы своего тела, его положения в пространстве. 

Основной задачей обучения на второй стадии является восстановление процесса понимания речи, ее логико-грамматических структур. Основное внимание уделяется восстановлению понимания предложных и флективных конструкций. Восстановление понимания предлогов начинается с восстановления анализа пространственных отношений предметов. В целом обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Разберем подробнее.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организацию устной речи

В связи с тем что в основе речевых расстройств при семантической афазии лежит нарушение симультанного пространственного гнозиса, восстановительное обучение при этой форме афазии начинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Необходимы упражнения в зрительном анализе геометрических фигур, орнаментов, складываемых из элементов, реконструируемых по наглядному образцу и по инструкции, восстановлении ориентированности больного в левом и правом, в частях света, в географической карте. Конструктивно-пространственная апраксия преодолевается путем обучения плану расчленения орнамента или рисунка на определенные сегменты и выполнения задания по плану (например, сначала нижний «этаж», затем второй, третий и т. д. или сначала первый столбик слева, затем второй и т. д.).

Для преодоления амнестических трудностей необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам, образующим различные семантические поля. Так, например, анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (профессия, мебель, одежда и т. д.), и в то же время определяется общность слов по их корневой части (садовник, сад, посадки), по суффиксальным и префиксальным признакам (садовник, чернильница, сахарница). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.

Преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усвоения схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вокруг нарисованного стола, дома, стакана.

Больному предлагают многократно описывать расположение центрального предмета по отношению к предметам, находящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Средний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обводится кружком, около него или над ним ставится вопросительный знак, стрелками намечается план описания расположения предметов. Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки

Позже также описывается расположение трех предметов с предлогами над — под, с наречиями выше -ниже, дальше — ближе, светлее — темнее и т. д. Предварительная проработка этих схем в экспрессивной речи подготавливает базу для понимания логико-грамматических конструкций на слух при чтении. По той же методике сравнения и описания палочек различной высоты (например, Т С В — Соня выше Тони и ниже Васи), длины, т. е. путем привлечения сохранной экспрессивной, синтагматически организованной речи, осваиваются сравнительные и инвертированные логико-грамматические конструкции типа: Соня выше Оли и ниже Тони;

Переключение больного со словесного описания позиций взаиморасположенных предметов на их схематическое изображение, т. е. на выполнение составленной им логико-грамматической задачи, приводит к освоению плана решения и других подобных заданий.

 Для преодоления акалькулии проводятся уточнения разрядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т. д.), закрепляются значения синонимов минус — вычитание, плюс -сложение. Больным предлагается выполнить действия в пределах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тысячи. Особое место в преодолении дефектов счетных операций занимает решение арифметических задач в 2—3—4 действия с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, добавить, отправить, выгрузить и т. д., т. е. глаголов с приставками, передающими пространственные взаимоотношения действия и предметов.

Преодоление «оптической» алексии осуществляется путем устного описания больным элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов (различной величины картонных или пластмассовых палочек и овалов), чтения (называния) букв после определения их элементов, чтения слова через скользящее по нему «окошко» (квадратную прорезь в полоске картона), через «окошко», охватывающее несколько букв, входящих в слово, чтения строки с линейкой, закрывающей нижние строки текста.

«Зеркальную», или конструктивно-пространственную, аграфию преодолевают путем восстановления ориентированности больных в левом и в правом в разных вариантах расположения предметов (например, чашка стоит на дне, чашка перевернута вверх дном и т. п.), списывания (срисовывания) больным отдельных букв или слов с фиксацией цветным Карандашом левой стороны листа и направления (стрелкой), откуда следует начинать запись серии букв или элементов, с определения того, в какую сторону «смотрит» буква.

Литература

  1. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой.  - В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВЛАДОС, 1995. –384с.
  2. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений. В двух книгах. Книга 2/М.Е.Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с. ил. - (Педагогическое наследие)
  3. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефекто- логических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». -  М., 2009. -216 с.
  4. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для больных с сенсорной афазией средней степени.

При сенсорной афазии первичным дефектом является слуховая агнозия, которая лежит в основе нарушений фонематического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, несущие в языке смысло-ра...

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная  реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афа...

Система логопедической работы с больными с моторной афазией эфферентного типа в остром и подостром периодах заболевания.

Вопросы теоретических основ восстановительного обучения и научного обоснования дифференцированного подхода к методам восстановления речи при афазии являются важнейшим аспектом проблемы восстановления ...

Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.

методические рекомендации по восстановлению речи у больных с афазией...

Афазия

Причины афазии, виды,  направления коррекционной работы...

Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе. Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].

Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].Цель:  восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.Задачи:-...

Система организации восстановительного обучения при моторной афазии афферентного и эфферентного типа больных с афазией

Из опыта работы учителя-логопеда с больными, перенёсшими инсульт и имеющими в анамнезе речевое заключение: моторная афазия афферентного и эфферентного типа....