Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.
статья по теме

 Кожевникова Елена Владимировна

                   «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

 

                                                                                                       В.А Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx348.05 КБ

Предварительный просмотр:

Кожевникова Елена Владимировна

учитель начальных классов

Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.

                   «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

                                                                                                       В.А Сухомлинский

 Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.

   На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

    Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

    Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Напротив,  у детей со слабым развитием мелкой моторики рук присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи.

    Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

    Работая с детьми с нарушениями речи я решила углубить , расширить и систематизировать работу по развитию тонких движений пальцев рук . В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряжённые, малоподвижные, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Многие с трудом берут правильно кисточку, карандаш или ручку, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.

  Поэтому целью моей работы в этом направлении стало:

· развитие мелкой моторики у детей младшего школьного  возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

   Для реализации цели определила следующие задачи:

     Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

     Развивать тактильную чувствительность рук детей.

     Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

     Сформировать элементарные специфические графические навыки.

     Подготовить руку ребенка к письму.

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Пальчиковые игры ( с речевым сопровождением и без)
  • Массаж пальчиков
  • Игры с предметами (Игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика
  • Пальчиковый театр, бибабо, теневой театр
  • Работа с клеткой
  • Раскраски
  • Занятия продуктивного цикла
  • Игры-соревнования        

   Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному): сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

    Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

   Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оценённым; если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

   Лучшими зарубежными и отечественными специалистами разработаны пальчиковые игры, благодаря которым развиваются речевые центры, теперь ребенку легче концентрировать внимание, сосредотачиваться. Эти игры можно проводить с детьми от 6 месяцев. При разучивании новых игр с ребенком маме необходимо предварительно выучить текст, движения, рассказать ребенку о новой игре. Забавные стишки, особенно те, в которых присутствует имя ребенка, родители могут придумывать самостоятельно. Обязательное условие - сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В игре должен быть задействован каждый пальчик, а кисть ребенка должна сжиматься и раскрываться поочередно.

   В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

                                                                                                                                    C:\Users\User\Desktop\melkaia_motorika-1024x768.jpg

   

В раннем и младшем дошкольном возрасте не забываем о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии и т.д. Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка — тренажер для застегивания пуговиц.

Игры – шнуровки:

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. способствуют развитию речи;

5. развивают творческие способности;

6. развивают усидчивость;

7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

    Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Воздушно-пузырчатая плёнка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие пальчики к большей чувствительности.

Игры с крупой и семенами.                                

                                                                                                                                                   C:\Users\User\Desktop\3.jpg

 

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

 Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

 Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

 Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

 · развивают мелкую моторику;

 · развивают внимание;

 · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

 

   Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

        

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Упражнения с бусинами.

                                                                                               C:\Users\User\Desktop\4.jpeg

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

C:\Users\User\Desktop\15.jpg

Выкладывание фигур с помощью бусин.

 Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.

Занятия продуктивной деятельностью.

 Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Упражнения с красками.

                                                                                             C:\Users\User\Desktop\5.jpg

Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет

 Плюс занятий состоит в том, что малыш видит результаты своего «творчества» и счастлив. От таких игр ребенок получит только пользу и хорошее настроение. Минус таких занятий: необходимо специально оборудовать место, ребенок может испачкаться, разлить воду.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится.

 С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из сложенных в несколько раз листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни криво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

        

Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Занятия рукоделием.

 Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.

        

Графические диктанты (рисование по клеточкам).

 Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.

 Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

 Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.

 Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

C:\Users\User\Desktop\6.jpgC:\Users\User\Desktop\11.jpg

                                                     C:\Users\User\Desktop\12.jpg

   

                                                       

                         ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивайте мелкую моторику рук

Как проверить развитие тонкой моторики у ребенка? Как с помощью пальчиковой гимнастики развить речь и письмо? Какие упражнения для этого можно использовать? На эти вопросы дает ответы данный материал....

Почему нужно развивать мелкую моторику

Из истории вопроса. Объяснение связи развития мелкой моторики и речевой активности....

Развиваем мелкую моторику

Развиваем мелкую моторику...

Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Уважаемые родители! В памятке предлагаются несложныеупражнения, которые помогут развить мелкую моторику ваших детей....

Консультация для специалистов "Зачем и как развивать мелкую моторику у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Консультация представлена в виде мультимедийной презентации. В ее содержании дано определение понятию "мелкая моторика", раскрыта ее особенность у детей с УО (ИН) и специфичность организации...

"Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей"

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей...

«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».

laquo;Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями»....