«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologiya._elem._mat._predstavleniya_4-5_kl.docx55.73 КБ

Предварительный просмотр:

сорнДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

__________Коклягина И. А.______

____________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.

______2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 10-13 лет.

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-дефектолог.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Рабочая программа индивидуальных и групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 10-13 лет с умственной отсталостью и составлена на основе инновационной программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» с обязательным дополнением академического компонента, формируемого:

  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013, -176 с.
  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся:

У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Выполняемый учащимися мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

Обучающихся  затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют задания с большим количеством ошибок после многих попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Затруднен перенос действий в новую учебную ситуацию.

Осуществление практических действий затруднено, поскольку у учащихся моторное и чувственно познание неполноценно. Нарушена работоспособность в связи с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Основными причинами трудностей усвоения учебного материала являются нарушение внимания, эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля.

Объем программы: 30 часов.

Форма и продолжительность занятий: групповые – 40 минут.

Цель: формирование и коррекция познавательной деятельности, мыслительных операций, формирование БУД на основе формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Сформировать коммуникативные функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  2. Учить составлять предложения, тексты по картине.
  3. Учить работать с деформированными предложениями, текстами.
  4. Учить удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  5. Корректировать и развивать память (слуховую и зрительную).
  6. Корректировать и развивать опосредованное запоминание.
  7. Корректировать и развивать мыслительные операции (синтез, обобщение, анализ).
  8. Корректировать и развивать понятийное мышление.
  9. Корректировать и развивать эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  10. Повышать мотивацию к учебной деятельности.

Учебно-тематический план

4 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Сложение двузначного числа с однозначным.

1

Динамическое наблюдение

Я и другие. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6..

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Таблица умножения чисел 3, 4.

1

Динамическое наблюдение

Составление рассказа по картине. Таблица деления на 3, 4.

1

Динамическое наблюдение

Составление предложений из заданных слов. Умножение 1, 0 и 10.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Деление 0, деление на 1, на 10.

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Названия компонентов и результатов умножения и деления..

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Единица массы - центнер.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Соотношение 1ц=100кг.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Единица длины миллиметр.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Соотношение 1 см=10мм.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Единица времени – секунда.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Соотношение 1 мин=60с.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Простая арифметическая задача на увеличение.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Простая арифметическая задача на уменьшение.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

1

Динамическое наблюдение

Словесно – логическая память. Составные задачи.

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Замкнутые и незамкнутые кривые.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Окружность.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Дуга.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Ломаные линии.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Замкнутая ломаная линия.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Незамкнутая ломаная линия.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Взаимное расположение на плоскости геометрических фигур.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Прямоугольник и квадрат.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Построение прямоугольника.

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Название сторон прямоугольника.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Название сторон квадрат как частного случая прямоугольника.

1

Динамическое наблюдение

5 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Разряды: единицы, десятки, сотни.

1

Динамическое наблюдение

Я и другие. Нумерация чисел в пределах 1000.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Счет до 1000 и от 1000.

1

Динамическое наблюдение

Составление рассказа по картине. Округление чисел до десятков.

1

Динамическое наблюдение

Составление предложений из заданных слов. Сравнение чисел.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Единицы измерения длины.

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Единицы измерения массы.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Денежные купюры.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Единицы измерения времени.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Римские цифры.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Умножение числа 100.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Деление на 10.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Деление на 100.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Преобразование чисел, полученных при измерении длины.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Нахождение одной или нескольких долей предмета.

1

Динамическое наблюдение

Словесно – логическая память. Обыкновенные дроби.

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Количество долей в одной целой.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение части числа.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого..

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Составные арифметические задачи, решаемые 2 действиями..

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Составные арифметические задачи, решаемые 3 действиями.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Многоугольник.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Периметр.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Периметр многоугольника.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Треугольник.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Линии в круге.

1

Динамическое наблюдение

5 «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Счет круглыми сотнями, десятками в пределах 1000.

1

Динамическое наблюдение

Я и другие Таблица разрядов и классов

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Единицы измерения массы: грамм, тонна.

1

Динамическое наблюдение

Составление рассказа по картине. Продукты питания — вес, фасовка.

1

Динамическое наблюдение

Составление предложений из заданных слов. Термометр, шкала термометра.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Окружность. Центр, радиус, диаметр.

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Симметричные предметы и фигуры.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Сравнение чисел.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Правила округления до десятков, сотен.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Термометр, шкала термометра.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Сравнение чисел.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Округления до десятков, сотен..

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Купюры: 500 р., 1000 р. Размен крупных купюр.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Задачи на разностное сравнение.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Перпендикулярные и параллельные прямые.

1

Динамическое наблюдение

Словесно – логическая память. Осевая симметрия.

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Умножение на 10, 100

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Устное умножение круглых десятков и сотен на однозначное число.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Деление круглых десятков на однозначное число.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Задачи на зависимость между ценой, количеством и стоимостью.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Виды треугольников в зависимости от величины углов.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Нахождение неизвестного множителя

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Единица измерения длины: километр

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Таблица классов и разрядов.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Нумерация круглых тысяч до 10 000.

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Обозначение круглых тысяч на письме. Счет единицами тысяч в пределах 10 000.

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Построение и измерение углов с помощью транспортира.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Построение и измерение углов с помощью транспортира.

1

Динамическое наблюдение

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Использовать вербальные и невербальные средства передачи информации при общении со взрослыми и одноклассниками, поддерживать беседу, диалог.
  2. Адаптировать свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
  3. Составлять предложения, тексты по картине.
  4. Работать с деформированными предложениями, текстами.
  5. Удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  6. Повысить уровень развития психических функций.
  7. Преодолеть моторную неловкость.
  8. Расширить зону ближайшего развития и познавательных интересов, любознательность.
  9. Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

Календарно-тематический план

4 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100.

1

4 неделя

Чувства. Сложение двузначного числа с однозначным.

1

5 неделя

Я и другие. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6..

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Таблица умножения чисел 3, 4.

1

7 неделя

Составление рассказа по картине. Таблица деления на 3, 4.

1

8 неделя

Составление предложений из заданных слов. Умножение 1, 0 и 10.

1

9 неделя

Внимание

8

1

Устойчивость внимания. Деление 0, деление на 1, на 10.

1

10 неделя

Устойчивость внимания. Названия компонентов и результатов умножения и деления..

1

11 неделя

Переключение внимания. Единица массы - центнер.

1

12 неделя

Переключение внимания. Соотношение 1ц=100кг.

1

13 неделя

Распределение внимания. Единица длины миллиметр.

1

14 неделя

Распределение внимания. Соотношение 1 см=10мм.

1

15 неделя

Объем внимания. Единица времени – секунда.

1

16 неделя

Объем внимания. Соотношение 1 мин=60с.

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Простая арифметическая задача на увеличение.

1

18 неделя

Зрительная память. Простая арифметическая задача на уменьшение.

1

19 неделя

Слуховая память. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

1

20 неделя

Словесно – логическая память. Составные задачи.

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Замкнутые и незамкнутые кривые.

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Окружность.

1

23 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Дуга.

1

24 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Ломаные линии.

1

25 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Замкнутая ломаная линия.

1

26 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Незамкнутая ломаная линия.

1

27 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Взаимное расположение на плоскости геометрических фигур.

1

28 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Прямоугольник и квадрат.

1

29 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Квадрат как частный случай прямоугольника.

30 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Построение прямоугольника.

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Название сторон прямоугольника.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Название сторон квадрат как частного случая прямоугольника.

1

33 неделя

5 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100.

1

4 неделя

Чувства. Разряды: единицы, десятки, сотни.

1

5 неделя

Я и другие. Нумерация чисел в пределах 1000.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Счет до 1000 и от 1000.

1

7 неделя

Составление рассказа по картине. Округление чисел до десятков.

1

8 неделя

Составление предложений из заданных слов. Сравнение чисел.

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Единицы измерения длины.

1

10 неделя

Устойчивость внимания. Единицы измерения массы.

1

11 неделя

Переключение внимания. Денежные купюры.

1

12 неделя

Переключение внимания. Единицы измерения времени.

1

13 неделя

Распределение внимания. Римские цифры.

1

14 неделя

Распределение внимания. Умножение числа 100.

1

15 неделя

Объем внимания. Деление на 10.

1

16 неделя

Объем внимания. Деление на 100.

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости.

1

18 неделя

Зрительная память. Преобразование чисел, полученных при измерении длины.

1

19 неделя

Слуховая память. Нахождение одной или нескольких долей предмета.

1

20 неделя

Словесно – логическая память. Обыкновенные дроби.

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Количество долей в одной целой.

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

1

23 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение части числа.

1

24 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого..

1

25 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

1

26 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Составные арифметические задачи, решаемые 2 действиями..

1

27 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Составные арифметические задачи, решаемые 3 действиями.

1

28 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Многоугольник.

1

29 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Периметр.

30 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Периметр многоугольника.

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Треугольник.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Линии в круге.

1

33 неделя

5 «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Устное сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

1

4 неделя

Чувства. Счет круглыми сотнями, десятками в пределах 1000.

1

5 неделя

Я и другие Таблица разрядов и классов

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Единицы измерения массы: грамм, тонна.

1

7 неделя

Составление рассказа по картине. Продукты питания — вес, фасовка.

1

8 неделя

Составление предложений из заданных слов. Термометр, шкала термометра.

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Окружность. Центр, радиус, диаметр.

1

10 неделя

Устойчивость внимания. Симметричные предметы и фигуры.

1

11 неделя

Переключение внимания. Сравнение чисел.

1

12 неделя

Переключение внимания. Правила округления до десятков, сотен.

1

13 неделя

Распределение внимания. Термометр, шкала термометра.

1

14 неделя

Распределение внимания. Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии

1

15 неделя

Объем внимания. Сравнение чисел.

1

16 неделя

Объем внимания. Округления до десятков, сотен..

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Купюры: 500 р., 1000 р. Размен крупных купюр.

1

18 неделя

Зрительная память. Задачи на разностное сравнение.

1

19 неделя

Слуховая память. Перпендикулярные и параллельные прямые.

1

20 неделя

Словесно – логическая память. Осевая симметрия.

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Умножение на 10, 100

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Устное умножение круглых десятков и сотен на однозначное число.

1

23 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Деление круглых десятков на однозначное число.

1

24 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Задачи на зависимость между ценой, количеством и стоимостью.

1

25 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Виды треугольников в зависимости от величины углов.

1

26 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Нахождение неизвестного множителя

1

27 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Единица измерения длины: километр

1

28 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Таблица классов и разрядов.

1

29 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Нумерация круглых тысяч до 10 000.

1

30 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Обозначение круглых тысяч на письме. Счет единицами тысяч в пределах 10 000.

1

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Построение и измерение углов с помощью транспортира.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Построение и измерение углов с помощью транспортира.

1

33 неделя

Учебно-методическое обеспечение

  1. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс)
  2. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»
  3. Задания  по  развитию  познавательных   способностей   (.   Курс   РПС)
  4. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96
  5. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.
  6. Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития
  7. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
  8. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
  9. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
  10. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
  12. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
  13. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
  14. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
  15. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
  16. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред.
  17. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
  18. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  19. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  20. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  21. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  22. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  23. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  24. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
  25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....