Готовимся к школе. Советы школьного логопеда
презентация к уроку на тему

Викулина Людмила Викторовна

В данной презентации мы ответим на вопросы, волнующие многих родителей будущих первоклассников: Должен ли ребенок уметь читать, поступая в первый класс? С какими проблемами детского чтения сталиваются учителя и родители? Какие умения необходимы ребенку для успешгого формирования процесса чтения, а также, как помочь ребенку стать читателем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к школе. Викулина Л. В., учитель-логопед МБОУ СОШ №8 Советы школьного логопеда.

Слайд 2

Готовность к школе - Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 3

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Большинство детей 6-7 лет уже знают все печатные буквы алфавита, многие могут читать слоги, а некоторые – и целые тексты. Как показывает практика последних трёх лет, у 20% первоклассников не сформированы навыки чтения. Это выявляется в ходе первичного обследования в период с 1 по 15 сентября.

Слайд 4

Проблемы детского чтения: ребёнок знает все буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам; ребёнок не знает все буквы и с трудом запоминает образы букв. ребенок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению целыми словами; ученик не способен пересказать прочитанное, т.е просто не понимает и не запоминает о чем прочитал; даже хорошо читающие дети (бегло и правильно) категорически отказываются читать сверх школьной программы. Они даже лишнюю строчку не прочтут, если ее не задавали. Многие учащиеся начальной школы уже с 1 класса называют чтение, а потом литературу в числе не любимых предметов.

Слайд 5

Каковы же причины такого негативизма к чтению у детей : чрезмерно раннее (до 5,5 лет) обучение чтению, что приводит к неправомерной стимуляции левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому, что в свою очередь может вызвать невроз у ребенка. неадекватный выбор методики обучения чтению. специфические нарушения чтения в процессе развития.

Слайд 6

Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Уметь читать - это значит уметь: Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть; 2. Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести; 3. Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.

Слайд 7

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения: 1. Достаточный уровень развития интеллекта, а не отрывочных знаний из разных областей; 2. Достаточный уровень развития мышления, позволяющий легко освоить знаки (буквы) и соотносить буквы со звуками; 3. Достаточный уровень развития памяти, внимания, восприятия, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.); 4 . Достаточный уровень развития речи (звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связная речь)

Слайд 8

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Дислексией страдают от 8 до 12% взрослого населения нашей планеты и до 20% детей младшего школьного возраста

Слайд 9

Нарушения, чаще всего встречающиеся при дислексии: 1. Ребенку тяжело дается слияние букв в слоги , не формируется навык слогового чтения, один и тот же слог ребенок читает по-разному, допуская разные ошибки. Возможные причины: несформированность зрительного восприятия, недостаточная зрительная память, нарушения фонематического слуха, затруднения в соотнесении буквы и звука. 2. Крайне медленный темп формирования навыка чтения: Возможные причины: неготовность зрительного восприятия к овладению чтением, раннее обучение чтению при незрелости корковых функций, нарушения внимания, памяти, восприятия. 3. Большое количество ошибок при чтении ( искажения слов, усечения окончаний, замены и смешения букв, перестановка букв и слогов, пропуск слогов, слов) Возможные причины: нарушения, которые может выявить только невролог. В таких случаях нельзя опираться только на педагогическую коррекцию. 4. Нарушение понимания прочитанного текста. Следует обратить внимание, на каком чтении (вслух, про себя, при чтении взрослым) понимание наиболее затруднено.

Слайд 10

Уважаемые родители! Дисграфия и дислексия никогда не возникают «из ничего» ! Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме и при чтении, а в дошкольном возрасте, задолго до обучения ребенка грамоте. Как правило, эти ребята имеют (или имели в дошкольном возрасте) различные речевые нарушения, поэтому составляют группу риска по возникновению нарушений чтения и письма.

Слайд 11

Группа риска, по возникновению нарушений чтения и письма: навык чтения не сформирован (не знает всех букв; знает буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам); ребенок – левша; ребенок посещал логопедическую группу (по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН), общего недоразвития речи (ОНР), для детей с заиканием; есть проблемы с мелкой и общей моторикой; присутствует двуязычие в семье; у ребёнка вялая артикуляция, нарушение звукопроизношения; словарь не соответствует возрастной норме; в речи присутствуют аграмматизмы; связная речь не развита;

Слайд 12

А также в группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется: нарушение пространственного восприятия (путается в порядке следования времен года и дней недели, плохо ориентируется в пространстве - путает право-лево, не может правильно повторить в прямом порядке 4-х цифр, а в обратном трех); нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве); нарушения поведения и работоспособности; плохое запоминание знаков; плохая дифференциация звуков и букв; плохое сливание звуков; трудности осуществления звукового анализа слова.

Слайд 13

Нужно ли уметь читать ребёнку, идущему в первый класс? 1. Программный материал не обеспечивает « научение » ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала , и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту. 2. Учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка. 3. Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты, включающие слова со сложной звуковой структурой и грамматической конструкцией.

Слайд 14

Автоматизация навыка чтения - это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет и более. Школьная программа не дает нам такой возможности. Поэтому на вопрос: «Нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс?», можно дать ответ, что до школы ребенку необходимо читать как минимум по слогам.

Слайд 15

Дети с предпосылками к нарушениям чтения нуждаются, в индивидуализации методик обучения чтению. Кроме того ученику пришедшему в первый класс необходимо создать фундамент дальнейшего обучения грамоте, на котором базируются все грамматические правила родного языка. Отсюда вытекает проблема: успеет ли ребенок за букварный период освоить все необходимые фонетические понятия (звук и буква, согласные и гласные, звонкие и глухие и т.д.) на которых базируется фонетика, которая в свою очередь является фундаментом изучения русского язык а. Для осознания, закрепления фонетических понятий первокласснику с особыми образовательными потребностями необходимы дополнительные занятия со школьным логопедом.

Слайд 16

Логопед советует: 1. Если есть проблемы со звукопроизношением – исправить до 1-го сентября. Школьный логопед поможет научиться читать и писать, а научить выговаривать звуки правильно – задача родителей и дошкольного логопеда. 2. Развивать мелкую моторику рук (обводка, штриховка, лепка, вырезание, массаж), общую моторику (игры с мячом, скакалкой, велосипед, плавание), научить правильно держать ручку. 3. Уточнять пространственные представления (право-лево). 4. Развивать фонематическое восприятие. Учить выделять заданные звуки в слове, определять количество звуков в слове и их порядок. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем)

Слайд 17

5. Привести «словарь» ребенка в соответствие с возрастной нормой: - знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии); - знание времён года (их признаков), месяцев, дней недели; - знание основных обобщений (одежда, обувь, мебель, транспорт, животные, деревья…); - знание детёнышей животных (телята, жеребята, цыплята…); 6. Развивать связную речь (описание предметов- какой?, рассказывание сказок, очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы, задавать вопросы, пересказывать сказки, просмотренные мультфильмы, беседы и т.п.)

Слайд 18

7. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, рисовать, лепить, фантазировать. 8. Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными и спокойными. 9. Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе! Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе , обсуждению будущего, чем больше ребенок будет знать о школе, тем легче ему будет адаптироваться.

Слайд 19

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ Советы родителям. 1.Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. 2. Читайте с ребенком не менее 10-15 минут в день. 3. Хвалите ребенка за чтение. 4. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов. 5. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал. 6. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. 7. Какие слова или выражения запомнились ему? 8.Чему учит эта книга? 9.Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть. 10. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 11. Показывайте, что цените чтение: покупайте книги, дарите их сами. 12. В доме должна быть детская библиотечка. 13. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать(например, книги о динозаврах или космических путешествиях). 14. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, в книжном магазине и т. п.) Успехов !

Слайд 20

Советуем прочитать:

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы школьного логопеда. Формирование навыков чтения.

Данная презентация советует , как лучше сфоримировать у детей навыки чтения, формы и методы работы....

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Учебно-методическое пособие «Готовимся к школе» (для логопедов, воспитателей и родителей)

Чтение – первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научится звуковому анализу слов, то е...

Подготовим ребенка к школе: советы логопеда

Уважаемые родители! Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени - да. Но это завершающая ст...

Выступление для родителей будущих первоклассников "За советом к школьному логопеду"

Выступление для родителей будущих первоклассников о возможных трудностях обучающихся при овладении навыком письма, их причинах и способах предупреждения....

Памятка для родителей Готовим ребенка к школе (советы логопеда)

Памятка для родителей. Готовим ребенка к школе(советы логопеда)...

Готовность к школе. Советы логопеда.

В данной статье говорится о речевой готовности к школьному обучению.  Подробно описано, что должен уметь ребенок шести-семилетнего возраста. Даны рекомендации родителям по формированию правильной...