Инновационные технологии
консультация на тему

Абдрахимова Елена Алексеевна

Инновационные технологии в работе учителя логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ito.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии обучения

Подготовила: Учитель-логопед ГБОУ Школа№281 ДО№2

Абдрахимова Елена Алексеевна

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,

а на завтрашний день детского развития.

Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

Л.С.Выготский.

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится инновационным технологиям. Так информационные технологии обучения выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.  Они  включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы

   Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных ИТ составляют:

-         компьютерная обработка  информации по заданным алгоритмам;

-         хранение больших объемов информации на машинных носителях;

-         передача информации на любое расстояние в ограниченное время.

  Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Начну с того, что компьютер в моей работе не новинка.

За 17 лет моей работы учителем-логопедом у меня накопилась большая масса информации. Весь этот объем требует определенной организации.

Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда - это не только комплект оборудования, с помощью которого учитель-логопед  проводит  занятия, а ещё и комплекс материалов различного вида

 нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя-логопеда.

    Логопед, использующий в работе информационные технологии обучения, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. Поэтому при разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр,  учитываю требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п. 12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:

    Информационные технологии обучения я использую по всем разделам работы учителя-логопеда логопункта.

   В своей работе я использую  компьютерную программу  «Диагностика речи детей дошкольного возраста»  За основу сценария данной программы взята «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», авторы О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова (М., «Русская Речь», 2010).

Принцип работы простой: Ребенок отвечает на вопрос логопеда подкрепленный картинкой, а логопед  нажимает нужную кнопку верный или неверный ответ. Программа подсчитывает и проводит анализ ответов в процентном соотношении по всем разделам диагностики.

     По итогам тестирования результаты диагностики можно распечатать в виде: протокола диагностики, сводной таблицы результатов и диаграммы.

    Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками. Современные компьютерные игры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему характер игры.

     Артикуляционная гимнастика должна быть увлекательной. Веселое сопровождение в виде музыки, картинки   повысит мотивацию ребенка.

   Выработка целенаправленной воздушной струи:  Для проведения дыхательных упражнений необходим микрофон. Ребенок дует в него, по заданию логопеда, и наблюдает за изменениями на экране: вертолет взлетает, свечки задуваются, сосиска уползает от кота. Весело и полезно!

Коррекция звукопроизношения:  Нудное повторение звука, слога слова превращается в увлекательную игру. Обезьяна поднимается на дерево за бананом в такт произнесения слога. Ветер дует на снежную гору и сдувает снежинки. Машина двигается только тогда когда ребенок сильно рычит .т.д.

 Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа:  Герои этих замечательных игр научат ребенка выделять гласные звуки, находить ударение в слове, определять место звука в слове, анализировать звуко-буквенный состав слова.

Грамматический строй речи: Употребление предлогов в речи, согласование существительных и прилагательных с учетом рода и числа, изменение слов в родительном падеже, - эти игры позволяют логопеду отрабатывать грамматические навыки.

 Связная речь: Послушать рассказ в интерактивной форме и пересказать его, составить рассказ по серии картин где герои могут двигаться и говорить. Это очень увлекательно.

   Для того, чтобы мои консультации проходили в интересной форме я  использую презентации PowerPoint.  У меня постоянно пополняется картотека консультаций. Свой опыт в 2012году  я представляла начинающим логопедам СВАО.

    С Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребенка.  Желание  логопедов применять в своей работе информационные  технологий обучения является оправданными. Нет ничего лучшего для логопеда, видеть в глазах ребенка восторг и желание заниматься.  Повышенная мотивация – это главный двигатель результата.  

Литература:

1.        Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник  Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

2.        Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции /  В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

3.           Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

4.      Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

5. http://www.logomag.ru/

6. http://yandex.ru/картинки

7. Сайт «Мерсибо»

8. Диск «Игры для Тигры»

9.  Диск «Учимся говорить правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...