«Основные методы и приемы коррекционной работы с детьми-дизартриками»
консультация на тему

Елена Николаевна Русак

Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.

1.      Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.

2.      Основные этапы исправления речи при дизартрии.

3.      Методы и приемы подготовительного этапа  исправления речи у детей с диагнозом «дизартрия».

4.      Вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 90 п.Кулой» с\п «Детский сад № 148 «Подснежник»

Консультация для воспитателей логопедических групп.

Подготовила учитель-логопед первой квалификационной категории Русак Е.Н.

«Основные методы и приемы коррекционной работы

с детьми-дизартриками»

ПЛАН:

  1. Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.
  2. Основные этапы исправления речи.
  3. Методы и приемы подготовительного этапа  исправления речи у детей с диагнозом «дизартрия».
  4. Вывод.

“Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь».

Конфуций.

      Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей неврологов, так и учителей – логопедов.  Воспитатели логопедических групп являются непосредственными помощниками дошкольников  в процессе совместной с логопедом деятельности по устранению тяжелых нарушений речи. Поэтому так важно им знать основы коррекционной педагогики по работе с детьми, страдающими дизартрией.

Проблемой дифференциальной диагностики и методикой преодоления разных форм дизартрии занимались многие специалисты( О.В. Правдина , Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие).

Е.Ф. Архипова предлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии (подготовительный; выработка новых произносительных умений и навыков; выработка коммуникативных умений и навыков; преодоление или  предупреждение вторичных нарушений; подготовка к обучению в школе). 

У всех детей с дизартрией наблюдаются стойкие нарушения владения своими органами речи (губами, зубами, щеками, языком, челюстями), язык обычно подтянут кзади, спинка его закруглена и закрывает собой вход в глотку, обильное слюнотечение. При выполнении упражнения “Лопаточка” дети загибают передней частью языка нижнюю губу и придавливают её. При выполнении упражнения “Дотянись до носа” производят пассивное движение переднего отдела языка нижней губой и нижней челюстью. Количество, нарушенных звуков примерно от 8 до 10. Дефекты произношения выражаются в искажённом произнесении звуков, прежде всего сложных по артикуляции переднеязычных. Шипящие звуки артикулируются в нижнем варианте, при опущенном и оттянутом от нижних резцов языке, при этом напряжённая спинка языка способствует их смягчению. У детей с данной формой мягкие звуки устойчивее в речи, чем их твёрдые пары, симптом “палатализации”, то есть “дефект смягчения”. 

  Структура  дизартрических  нарушений включает в себя наличие синкинезий. Чаще всего наблюдаются у детей следующие синкинезии - запрокидывание головы, скрещивание ног, выгибание туловища, “пальцы веером”, либо сгибание пальцев, вытягивание рук. У детей отмечается невозможность одновременного выполнения каких-либо движений руками и органами артикуляционного аппарата. Кинетическая апраксия трудности плавного перехода от одного артикуляционного движения к другому. Кинестетическая апраксия – хаотические движения, “нащупывание” артикуляционной позы. Полиморфность нарушения звукопроизношения, слабая замыкательная функция коры головного мозга у детей со стёртой псевдобульбарной формой дизартрии и короткие сроки коррекции затрудняют процесс формирования у них условно рефлекторных связей, и как следствие контроль за собственной речью у детей данной категорией практически отсутствует. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены  находить наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей – дизартриков.

Традиционно в отечественной логопедии коррекция звукопроизношения начинается с подготовительного этапа. Это самый фундаментальный и продолжительный этап у детей с дизартрией. “Он начала, начал”. Важно отметить, что в работе с детьми - дизартриками у этого этапа нет особенно срока окончания, он продолжается до тех пор, пока не выработаны артикуляционные уклады для всех звуков, не сформирована способность ребёнка точно включать определенные мышцы при выполнении заданного движения. Следовательно, на каком - бы этапе коррекции звукопроизношения с детьми - дизартриками мы не работали, подготовительный этап продолжается. Ему отдаем особое предпочтение, и определяем следующие направления работы, способные эффективно и в более короткие сроки полностью (частично) преодолеть нарушения звукопроизношения.

 Эпиграфом к своей работе, мы выбрали слова Конфуция, они очень точно отражают основной принцип работы с детьми - дизартриками “…дай мне действовать самому и я научусь”.

Направления работы подготовительного этапа в работе

с детьми – дизартриками:

1.Психологическая готовность к вызыванию звука - включает в себя: наличие интереса у ребёнка к логопедическим занятиям; способность к восприятию словесных ступенчатых инструкций.

2.Нормализация мышечного тонуса (обучение детей и родителей дифференцированному самомассажу лица, языка). Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Ребёнку важно чётко представлять и воспроизводить артикуляционные движения и позы, чтобы сознательно контролировать их правильность, но усвоение столь непривычного набора сведений затруднительно для ребёнка. Подобная информация ему не очень интересна. Существует  наглядный дидактический материал, чтобы каждый приём для ребёнка не только способствовал преодолению его нарушения, но ещё был занимательным и интересным. Самомассаж проводится с помощью различных массажных шариков, Су-Джок шарика, что позволяет одновременно подключать мелкую моторику рук. Упражнение для самомассажа лица: “Еле, еле, еле,  еле закрутились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом...” или “Нарисуем мы очочки, а потом погладим щёчки”. Простые рифмованные упражнения ребёнок сопровождает движениями массажных шариков под контролем логопеда, усиливая или уменьшая силу поглаживания, надавливания, постукивания – это зависит от нарушения мышечного тонуса.

3.Подключение кинестетических ощущений ребенка (при воспроизведении артикуляционного упражнения ребёнок ориентируется только на свои мышечные ощущения).

Данная цель реализуется с помощью следующих приёмов: выполнение упражнений без зеркал, данная техника помогает подчеркнуть характеристики отрабатываемых звуков и усилить визуальную обратную связь. Следующий приём - выполнение артикуляционных упражнений и произнесение звуков с закрытыми глазами. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях. Так же можно использовать  технику прикосновений и лёгких надавливаний до частей лица и артикуляционного аппарата (игра “Угадай-ка”).

4.Использование тактильно-кинестетической стимуляции. С целью стимуляции кинестезий мы используем следующие приемы, включающие пальцевые движения на «пружинки», упражнение “Весёлые пружинки”, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, Су-Джок шарики. При сжатии шарика или прокатке его по пальцам подключаем произнесение слоговых рядов, слов с различной слоговой структурой, автоматизацию поставленных звуков.

5.Фонематическая готовность к вызыванию звука включает в себя: способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции; способность отличать вызываемый звук от искажённых вариантов.

6.Работа над артикуляционным укладом всех звуков. Когда у ребенка страдают все группы звуков, “идем от ребенка”, учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Поэтому следует  начинать работать одновременно над всеми нарушенными звуками. При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаем руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляцию. Занимаясь постановкой одного звука и закрепляя его в речи, одновременно работаем  над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. При одновременной постановке нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, необходимо следить  за состоянием ребенка, дозировать нагрузку, чередовать с отдыхом, чтобы не происходило взаимного торможения движений органов артикуляции. Над трудными звуками [Р], [Ш] лучше  работать одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Если у ребенка межзубный сигматизм, то постановкой и автоматизацией свистящих звуков лучше заниматься  в последнюю очередь, так как они дольше остальных звуков вводятся речь.

7.Подключение слухового анализатора. Включает в себя умение ребёнка слышать свой голос, своё произношение. Для этого можно  использовать упражнение “Рупор” - правая рука ребёнка в форме “полумесяца” прижата за правым ухом, слегка направляя ухо в сторону рта; левая рука в форме “полумесяца” находится у левой стороны рта, таким образом, руки образуют коридор. Ребёнок выполняет артикуляционный уклад, соответствующий заданному звуку и произносит его. Звук проходит по “коридорчику”, и ребёнок хорошо слышит своё произношение и может, определить правильное оно или нет.

Хочется отметить, что описанные приёмы делают логопедическую работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей  к логопедическим занятиям.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая форма у дизартрии - М.: АСТ – Астрель Хранитель, 2006.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М.: АСТ – Астрель Хранитель, 2007.
  3. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2004 – 49с.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.
  5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2003.  

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ....