Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)
статья по теме

Наталья Владимировна Филобок – Женило

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов направлено на формирование определенного типа мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развито слабо, большинство предметов дается им большим трудом. По этому, приходится искать такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. После нескольких лет работы учителем обучения на дому убеждаюсь, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизировать их творческую деятельность.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                                     

Введение.

Развитие психических функции (восприятия, памяти, внимания, мышления) является необходимым условием формирование интеллектуальных способностей учащихся. Важны не сами психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении учеником сложных интеллектуальных действий: кодирование и декодирование наглядных информации в виде знаков (символов) схематизация и моделирование.

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов направлено на формирование определенного типа мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развито слабо, большинство предметов дается им большим трудом. По этому, приходится искать такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. После нескольких лет работы учителем обучения на дому убеждаюсь, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизировать их творческую деятельность.  

  В процессе обучения умственно отсталых детей развивается речь учащихся, обогащается специальными терминами  и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словарный отчет о своих действиях. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенных характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления. Развивая мышление, развивается способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других физических функции.

        Одним из основных источников знаний, приобретаемых учащимися, является слово. С помощью слова (будь то в устной или письменной форме) учащимся могут быть добытые человечеством знания в готовом виде, как некий свод определенных сведений. Устное и письменное слово  может явиться толчком, стимулирующим самостоятельную деятельность ученика, направленную на разрешение той или иной познавательной задачи.

Одна из важных задач обучения – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей.

В ходе формирования математических понятий особое значение уделяю планомерной работе по включению терминов в речь учащихся. Контролировать течение этого процесса помогает знание его компонентов, которые можно выделить по разным основаниям. Процесс по включению математических понятий в речь учащихся состоит из:

а) знакомство математическими терминами (узнавание, припоминание);

б) введение термина в пассивный словарь учащихся (понимание);

в) введения термина в активный словарь учащихся (применение).

        Изучая математику учащиеся усваивают знаки математического языка – математические термины, знаки математических операций, отношений и т.д. Овладевая системой этих знаков и их смыслами,  ученик приобретает способность видеть окружающий мир «глазами математики», узнавать его определенные стороны, выражать возникающие у него при этом мысли, чувства и переживания. Ему становиться доступна математическая речь, т.е. деятельность общения посредством математического языка.         

Для того, чтобы учащиеся научились говорить на уроке, учу их проговаривать все, что они решают, добиваюсь правильного употребления математической терминологии и, наоборот, учу переводить на язык математических символов задания, выраженные в словесной форме.

Помогают развитию речи упражнения по ранее заготовленным таблицам. Учащиеся заполняют таблицу и по очереди проговаривают правила нахождения неизвестных компонентов действий сложения и вычитания.

За минимальное время (4 -5 минут) могут быть проговорены правила и решены устно примеры. Задаю такие вопросы: может ли первое слагаемое равным 150? (может, если другое слагаемое 0).

        Очень полезны для развития речи и мышления учащихся различного рода математические диктанты. Такого типа математические диктанты занимают мало времени,  дают возможность учителю получить обратную связь, обеспечить контроль одновременно над всеми учащимися. Стараюсь каждого ученика учить  мыслить, самостоятельно проговаривать свои рассуждения.

На уроках математики работаю по  развитию устой и письменной речи, к которой  предъявляются   такие требования, как содержательность, логичность, последовательность, ясность и точность.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания.

        Предлагаю  упражнения вида:

  1. Прочитать слова соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, вычислить, сложить, наименование и т.п.
  2. Прочитайте: 5 прибавить к 95 , 9 вычесть из 89, к 132 прибавить 8.
  3. Прочитать по разному  выражение 100 – 76: 100 уменьшить на 76, найти разность чисел 100  и  76, из 100 вычесть 76.

Если учащиеся употребляют падеж  неправильно, то стараюсь помогать им , читаю сама, а затем прошу повторить кого –то из учеников. Главное – учить каждого ученика мыслить самостоятельно и проговаривать свои рассуждения. Так из урока в урок приучаю читать математические выражения.  

        Важным средством развития речи и мышления учащихся является работа с загадками. Загадки расширяют кругозор детей, развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию мыслительных операции, пробуждают творчеству. Для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательное логическое рассуждение.    

        Из года в год ставлю перед собой главную задачу : учить учеников использовать свои знания и умения, полученные на уроках в повседневной жизни и в будущей работе.  

На  уроках стараюсь применять новые информационные технологии: тесты, тестовые задания в  различной степени трудности, которые я предлагаю учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний, дифференцированные опорные схемы к задачам, алгоритмы решения типовых задач. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитываю у учащихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной, прививаю интерес к изучению математики, что способствует достижению определенных результатов в процессе дальнейшего обучения. Учащиеся умеют составлять и решать простые арифметические задачи; составлять схемы к задачам; самостоятельно записывать и решать составные арифметические задачи в три  - четыре действия. Одним из эффективных средств побуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, на уроках использую игры, игровые упражнения, отгадываем загадки, решаем ребусы. И это не мешает обучению детей , а наоборот помогает им изучить новый материал, повторить и закрепить изученное. Игра позволяет однообразный материал сделать интересным, доступным, развивает внимание, память. Игра будит детское воображение , создает приподнятое настроение. Положительные эмоции активизируют деятельность. Это позволяет сделать урок интересным, повышает активность учащихся на уроке. Воспитываю в своих учениках такие черты характера, как уважение к труду, стремление всегда хорошо выполнять любое задание, бережное отношение к школьному имуществу, природе.

Стараюсь в классе создавать  спокойную обстановку, свое внимание сосредотачиваю не на ошибки и промахи, а на удачи и победы.  Именно это пробуждает в них желание и готовность решать трудные задания и задачи.  

Регулярное использование на уроках системы специально подобранных нестандартных заданий и  задач, упражнений оказывают положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие их познавательных процессов:  значительно расширяется объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается словарный запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения, доказательства, расширяет кругозор учащихся, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовки, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности активно использовать математические знания в повседневной жизни.                                             Таким образом, коррекционную работу веду   в  следующих направлениях:

          а) осуществляю индивидуальный подход к детям;

          б) предотвращаю наступление утомления;

          в) в процессе обучения использую такие  методы,  с  помощью

которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

     г) подмечаю  и  поощряю  успехи детей, помогаю каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные  силы  и возможности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

Реализация принципа наглядности коррекционного обучения на уроках математики в школе VIII вида.

При изучении математики во вспомогательной школе необходимо  широко применять принцип наглядности в обучении. Ведь умственно отсталые школьники отличаются характерными  чертами: инертн...

Совершенствование методов обучения на уроках географии в школе VIII вида

Целью современного образования, будь это общеобразовательная или коррекционная школа,  является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у обучающихся  активной, т...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....