Методические рекомендации "Обучение математике умственно отсталых детей"
методическая разработка на тему

В статье содержатся материалы, характеризующие ососбенности восприятия умственно отсталых детей и рекомендации по их обучению математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melnik_obuchenie_matematike_uo.doc42 КБ
Microsoft Office document icon melnik_obuchenie_matematike_uo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью:

При усвоении числового  ряда:

  • Стереотипное воспроизведение заученного числового ряда;
  • Неспособность воспроизвести числовой ряд в обратной последовательности;

При сравнении множества предметов:

  • Трудности при сравнении множества предметов;
  • Не могут применять приемы однозначного соответствия;

При проведении операций с числами:

  • Нарушена обратимость мыслительного процесса (умножение-деление; сложение-вычитание);
  • Ориентация на второстепенные признаки числа (3>5, 4>7); графическое сходство цифр (3 – Е);

При решении задач:

  • Не понимают смысла задач (речевые, мнемические причины);
  • Трудности при постановке вопроса к задаче, воспроизведение задачи;
  • Стереотипность решения задачи;
  • Ориентация не на суть задачи, а на несущественные признаки;
  • Ответ задачи не соотносится с вопросом задачи;

Усвоение геометрического материала:

  • Плохо ориентируются на листе бумаги, в пространстве;
  • При сравнении геометрических фигур опираются на несущественные признаки (цвет, размер);
  • Видят объект в целом (треугольник воспринимают лучше, чем угол);
  • Страдает словесное обозначение геометрических фигур (квадрат называют «кубиком»).

При изучении единиц измерения:

  • Слабо дифференцируют, сравнивают понятия м – кв.м, м – см.
  • Не ориентируются во времени (час-минута-секунда);

Причины плохого усвоения математики

  • Сокращение пропедевтического периода (детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо специально учить тому, что у детей условной нормы формируется автоматически);
  • Недостаточное использование практической деятельности в обучении детей;
  • Преимущественная опора при обучении на зрительное восприятие и недостаточная – на кинестезию, тактильное восприятие;
  • Недостаточное использование сравнений;
  • Слабая вариативность материала, заданий;
  • Слабые межпредметные связи.

III. Особенности программы по математике для умственно отсталых детей

  • Материал преподносится маленькими порциями, усвоение медленное (начальное образование идет 7-8 лет, в отличие от массовой школы – 4 года);
  • «Забегание» вперед: перед новой темой идет подготовительная работа (пропедевтический период);
  • Значительное количество сравнений и сопоставлений;
  • Постоянное повторение и закрепление знаний;
  • Широкое использование наглядности, опора на предметно-практическую деятельность;
  • Преобладание индуктивных методов обучения (практическая деятельность – обобщение – вывод);
  • Привитие практических умений (задачи – с практической направленностью);
  • Дифференциация учебных требований к учащимся в зависимости от учебных возможностей;
  • Коррекционно-развивающая направленность обучения.

 Особенности обучения математике умственно отсталых детей

  • Четкость, размеренность речи учителя (темп речи – 55-56 слов в минуту);
  • Использование дидактических игр и игровых упражнений;
  • Учет особенностей мышления учащихся (конкретность, преобладание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим мышлением);
  • Широкое использование разнообразной наглядности;

Средства обучения математике

1. Вербальные (учебник, учебные пособия);

2.Наглядные (натуральные, иллюстративные, образные, аудиовизуальные, интерактивные);

3. Вспомогательные (приборы, ТСО, оборудование).

Структурные учебные наглядные пособия

  • Таблицы классов и разрядов;
  • Счеты демонстрационные и настольные для индивидуальной работы;
  • Счетные книжки на 2,3 разряда;
  • Карточки с цифрами, числами с наборной линейкой;
  • Абаки (счетные доски);
  • Счетные палочки (цветные, Кюизинера);
  • Счетная линейка;
  • Доска для деления (81 ячейка);
  • Арифметические ящики;
  • Наборы полосок разной длины, ширины;
  • Наборы моделей геометрических фигур;
  • Наборы перфокарт;
  • Счетный материал;
  • Схемы решения задач разных типов.

Обучение математике умственно отсталых учащихся с учетом их психофизиологических особенностей позволяет достичь необходимых результатов в усвоении математического материала.



Предварительный просмотр:

  ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью:

При усвоении числового  ряда:

  • Стереотипное воспроизведение заученного числового ряда;
  • Неспособность воспроизвести числовой ряд в обратной последовательности;

При сравнении множества предметов:

  • Трудности при сравнении множества предметов;
  • Не могут применять приемы однозначного соответствия;

При проведении операций с числами:

  • Нарушена обратимость мыслительного процесса (умножение-деление; сложение-вычитание);
  • Ориентация на второстепенные признаки числа (3>5, 4>7); графическое сходство цифр (3 – Е);

При решении задач:

  • Не понимают смысла задач (речевые, мнемические причины);
  • Трудности при постановке вопроса к задаче, воспроизведение задачи;
  • Стереотипность решения задачи;
  • Ориентация не на суть задачи, а на несущественные признаки;
  • Ответ задачи не соотносится с вопросом задачи;

Усвоение геометрического материала:

  • Плохо ориентируются на листе бумаги, в пространстве;
  • При сравнении геометрических фигур опираются на несущественные признаки (цвет, размер);
  • Видят объект в целом (треугольник воспринимают лучше, чем угол);
  • Страдает словесное обозначение геометрических фигур (квадрат называют «кубиком»).

При изучении единиц измерения:

  • Слабо дифференцируют, сравнивают понятия м – кв.м, м – см.
  • Не ориентируются во времени (час-минута-секунда);

Причины плохого усвоения математики

  • Сокращение пропедевтического периода (детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо специально учить тому, что у детей условной нормы формируется автоматически);
  • Недостаточное использование практической деятельности в обучении детей;
  • Преимущественная опора при обучении на зрительное восприятие и недостаточная – на кинестезию, тактильное восприятие;
  • Недостаточное использование сравнений;
  • Слабая вариативность материала, заданий;
  • Слабые межпредметные связи.

III. Особенности программы по математике для умственно отсталых детей

  • Материал преподносится маленькими порциями, усвоение медленное (начальное образование идет 7-8 лет, в отличие от массовой школы – 4 года);
  • «Забегание» вперед: перед новой темой идет подготовительная работа (пропедевтический период);
  • Значительное количество сравнений и сопоставлений;
  • Постоянное повторение и закрепление знаний;
  • Широкое использование наглядности, опора на предметно-практическую деятельность;
  • Преобладание индуктивных методов обучения (практическая деятельность – обобщение – вывод);
  • Привитие практических умений (задачи – с практической направленностью);
  • Дифференциация учебных требований к учащимся в зависимости от учебных возможностей;
  • Коррекционно-развивающая направленность обучения.

 Особенности обучения математике умственно отсталых детей

  • Четкость, размеренность речи учителя (темп речи – 55-56 слов в минуту);
  • Использование дидактических игр и игровых упражнений;
  • Учет особенностей мышления учащихся (конкретность, преобладание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим мышлением);
  • Широкое использование разнообразной наглядности;

Средства обучения математике

1. Вербальные (учебник, учебные пособия);

2.Наглядные (натуральные, иллюстративные, образные, аудиовизуальные, интерактивные);

3. Вспомогательные (приборы, ТСО, оборудование).

Структурные учебные наглядные пособия

  • Таблицы классов и разрядов;
  • Счеты демонстрационные и настольные для индивидуальной работы;
  • Счетные книжки на 2,3 разряда;
  • Карточки с цифрами, числами с наборной линейкой;
  • Абаки (счетные доски);
  • Счетные палочки (цветные, Кюизинера);
  • Счетная линейка;
  • Доска для деления (81 ячейка);
  • Арифметические ящики;
  • Наборы полосок разной длины, ширины;
  • Наборы моделей геометрических фигур;
  • Наборы перфокарт;
  • Счетный материал;
  • Схемы решения задач разных типов.

Обучение математике умственно отсталых учащихся с учетом их психофизиологических особенностей позволяет достичь необходимых результатов в усвоении математического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддержива...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Тематическое планирование материала курса математики для умственно отсталых детей

Планирование  составлено на основании авторской программы  для специальных (коррекционных ) ОУ (8 вида)...

Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей»

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей"»...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...