Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи
консультация на тему

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  функциях, навыках общения, соматическом здоровье. Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии  характеризуется усилением внимания к углублённому изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения и воспитания, для определения микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_i_priemstvennost_v_rabote_spetsialistov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие и  преемственность  в работе специалистов по

раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании  комплексной  психолого-медико-педагогической  помощи.

         

 К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  функциях, навыках общения, соматическом здоровье. Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии  характеризуется усилением внимания

 к углублённому изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения и воспитания, для определения микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

                    Обследование – важный этап системы специальной помощи ребёнку, так как от правильного решения  дифференциально-диагностических проблем зависит, не только дальнейшее обучение ребёнка, но и часто – его судьба.

                    Изучение ребёнка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях медико-психолого-педагогических  консультаций, однако и там, и там должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов.

Педагог в ходе динамического изучения ребёнка прослеживает поступательный ход развития познавательной деятельности и психических процессов в целом, он должен сравнить динамику личностного развития ребёнка с возрастной нормой, соотнести с методами обучения и с требованиями программ обучения. Психолого-педагогическое сотрудничество при диагностическом изучении детей должно пролонгироваться  в сотрудничество при обучении,

при реализации коррекционно-воспитательного воздействия на ребёнка.

                        Учет возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявлять имеющиеся у ребёнка проблемы, затруднения, дефекты, но и изучить, оценить объективно сохранные стороны психики, потенциальные возможности и опираться именно на них при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Генетический принцип изучения ребёнка предусматривает его исследование в процессе развития с учетом возрастных изменений психического развития процессов и функций.

                        Подходить к каждому обследуемому ребёнку с оптимистической гипотезой- важное  условие сотрудничества при изучении ребёнка, его обучении, воспитании, коррекционной работе с ним. Психологическая поддержка, психотерапевтический подход, медицинские мероприятия ( лекарственные средства, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, лечение сопутствующих заболеваний) дают ребёнку возможность реализовать себя и активизироваться

 для решения поставленных перед ним задач.

                        С помощью лекарств, влияющих на обменные процессы в  головном мозге и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС, можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Эти препараты повысят общий тонус и работоспособность, нормализуют сон, снизят тревожность ребёнка.

                          Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умение думать,  обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией  речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учетом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей его поведения.  Помните – попытки форсировать обучение с целью «наверстать»,

«догнать» сверстников за счет обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомленный ребёнок, не понимающий чего от него хотят,  будет протестовать и огорчаться. Хороших результатов  можно добиться, лишь ориентируясь, на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на  каждом этапе освоения знаний

столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

                      В дошкольном учреждении  разработана схема  взаимодействия и координации  коррекционной работы со строгим распределением функций  между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением  необходимой помощи от каждого педагога и  специалиста. Для устранения  совокупности нарушений коррекционная работа строится комплексно, т.е. организовано воздействие не только воспитателей, логопеда и психолога, но и медиков, музыкального и физкультурного  работников. Длительность и конкретная адресность  этой помощи не только обусловлены тем или иным запросам родителей или рекомендациями соответствующих специалистов, но также  и индивидуальными возможностями  того или иного  ребенка. Этому способствует разработанный перспективный комплексный план коррекционной работы, в котором поэтапно отражена конкретная работа каждого специалиста и педагога.

              Созданный в ДОУ медико-психолого-педагогическй консилиум ( ДМППк) способствует планомерной и правильно организованной работе по диагностике и коррекции  нарушений развития речи, осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с общественностью, родителями.

               Основном звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники, где оказывается помощь детям от двух до четырнадцати  лет всеми видами речевой патологии.

           Логопед ведёт первичный приём, помогает в выявлении и направлении детей с дефектами

речи на медико-педагогическую комиссию для устройства их в дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи.

            В обязанности логопеда входит проведение диспансеризации детей с трехлетнего возраста и педагогическая работа по исправлению дефектов речи, которая проводится на систематичеких занятиях в кабинете поликлиники.

             Чтобы рациональнее организовать работу, рабочая неделя разделена таким образом:

два дня в неделю (с утра) – первичный приём и занятия по исправлению дефектов речи с детьми дошкольного возраста,  два дня (с обеда)- первичный приём и коррекционные занятия с детьми школьного возраста, один день- профилактические осмотры детей в детских дошкольных  учреждениях.

              Профилактическим осмотрам подлежат дети с 3 до 6 лет. Во время осмотра детям задают простые вопросы типа: «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Сколько тебе лет?»,

а детям более старшего возраста: «Скажи, где ты живешь?»; просят рассказать стихотворение.

               Затем  я предлагаю детям предметные картинки, названия которых начинаются со свистящих, шипящих, заднеязычных, р,л, так как эти звуки  наиболее часто бывают нарушенными. Обращаю внимание на словарь ребёнка. Данные осмотра вношу в журнал. И поскольку

я смотрю детей в детском саду ежегодно , такие записи позволяют проследить динамику речевого развития каждого ребёнка.

                Осмотр детей в детском учреждении носит предварительный характер. Те, у кого выявлены нарушения речи, для более тщательного осмотра приглашаются в поликлинику на первичный приём с родителем, где проводится обследование речи и выносится логопедическое заключение, даются необходимые рекомендации. Обследование я провожу по двум направлениям: педагогическое обследование и состояние звукопроизношения.

                  Педагогическое обследование проходит по схеме: поведение, реакция на новую обстановку, наличие навыков индивидуальной игры и её качество, моторика, пространственные представления, различение сторон, понятие о величине, форме и цвете, счет, возможность общения, понимание простейшей картинки, инструкции, знание стихов, работоспособность, грамматический строй речи.

                Затем перехожу к обследованию состояния звукопроизношения. Сначала проверяю строение   артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей, нёба. Отмечаю, если есть дефекты в строении органов артикуляционного аппарата. Затем обследую звукопроизношение: выясняю, умеет ли ребёнок произносить звук изолированно и в самостоятельной речи. Для этого использую предметные картинки, в названиях которых исследуемый звук слышится в разных позициях. Отмечаю недостатки звукопроизношения: замены, смешения, искажения или отсутствие звука. Обращаю внимание на слоговую структуру слова и фонематическое

восприятие.

                   В результате всестороннего логопедического обследования удаётся получить все необходимые данные, позволяющие делать заключение о причине, характере и тяжести речевого дефекта, наметить пути его коррекции..

                   Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям, которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании

и обучении. Эта система хотя и далека от совершенства, но имеет  достаточно богатый арсенал

 вариантов, средств и способов такой помощи и заслуженно признана во всем мире. Однако  реализация этой помощи в каждом конкретном случае зависит не только от специалистов, но

и от того,    насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей

                   В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении можно в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диаг-ностических центрах  в которых работают специалисты разного профиля ( врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды,нейропсихологии, нейрофизиологи и др.).

             Почему  важно прислушиваться к мнению таких специалистов, а не опираться  на советы, допустим, только врачей детской поликлиники?

             Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика

особенностей развития ребёнка:  его достоинства и недостатки  оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения; все вопросы решаются  на пересечении клинических( медицинских), психологических и педагогических ас-

пектов.

            Например, маму может поставить в тупик такая ситуация. Все дошкольное детство ребенок наблюдался вполне квалифицированным невропатологом, который успокаивал маму: «Ничего, что он не очень хорошо говорит. Молчуном

на всю жизнь не останется. Нет у него никакой страшной болезни, а остальное нагонит». Попав на предшкольный осмотр к логопеду, мама услышала: « У вашего ребенка серьёзные недостатки речевого развития, обучение целесообразно начинать в речевой школе». Мама в тупике, специалисты противоречат друг другу.

Почему возможна такая ситуация? Доктор прав: в результате проводимого им лечения к концу дошкольного детства у ребенка с клинической точки зрения можно отметить только отдельные остаточные проявления недостаточности нервной системы, и потому о  « серьёзном» медицинском диагнозе говорить не приходится. Однако обследование у  логопеда и психолога выявило: психические функции ребенка, в частности  речевое развитие, имеют недостатки, существенные

для его обучения. Эти функции развиваются и, вполне возможно, могут быть скомпенсированы, но для этого требуется специальная программа обучения, ориентированная на особенности детей с речевым недоразвитием, т.е. программа

речевой школы.

        Здесь, естественно, встает вопрос: когда желательна консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка? Тогда, когда какое –либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до определенного времени неочевидными для людей, некомпетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не

всегда эти особенности являются проявлениями отставания в психическом разви-

тии или указывают на серьёзные проблемы. Однако они могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны стать поводом комплексной диагностики особенностей развития. Что же это за обстоятельства?

  1. Ребенок появился на свет в результате не благополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах)
  2. Ребенок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).
  3. В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
  4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит родителей и сейчас.
  5. У ребенка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
  6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы ( ДЦП, парезы и параличи  рук или ног, судорожные проявле-

ния).

  1. Не способен  следовать инструкции (не может сосредоточиться на

деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, быстро от-

влекается).

  1. Импульсивен ( сначала делает, потом думает).
  2. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
  3.  Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора
  4. Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
  5. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или , наоборот, агрессивен.
  6. Быстро устает и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
  7. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
  8.  У ребенка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особоннстихарактера, поведение стало странным, непонятным.

             Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожны сигналом неблагополучия. Поэтому, чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.

                           

                                Литература:

   

     1.Подобед С.О., Щербинина Д.К.  Комплексный подход в коррекции нару-

        шений речи у дошкольников.     Логопед.  2007.  № 1.

     

  1. Усанова О.Н., Шаховская С.Н.  К проблеме психолого-педагогического

изучения детей.   Дефектология. 1995. № 3.

  1. Дунаева З.Р., Дробинская А.А. Если вас тревожит развитие вашего ре-

бенка.  Дошкольное воспитагие .  2007. № 4.

   

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...

Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...