Методическая разработка по чтению и развитию речи (для коррекционных классов).
методическая разработка (9 класс) на тему

Казакова Анна Евгеньевна

Данный материал используется  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

«А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».

Номинация: методическая разработка урока чтения

Вид работы: методическая разработка урока

Класс: 9

Автор: Казакова Анна Евгеньевна, учитель

Тольятти – 2015 г.

 «А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».

 Конспект урока подготовила учитель письма и развития речи, чтения и развития речи

ГБС (К) ОУ школы-интерната № 3, г.о. Тольятти

Казакова Анна Евгеньевна

Цели урока:

1.обучающая – расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”,

показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2.развивающая – а) вырабатывать навыки выразительного чтения,

                                б) стимулировать воссоздающее воображение;

                                в) развитие связной устной речи

3.воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

4. коррекционно – развивающая - развивать мышление и речь.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, презентация урока.

 План урока

1.      Введение в тему урока.

2.     Аналитическая беседа по содержанию пролога.

3.     Устное иллюстрирование.

4.     Задание на дом.

5.     Как выразительно читать пушкинский пролог. Рекомендации.

6.     Чтение пролога учителем.

            

                                                КОНСПЕКТ  УРОКА

I Организационный момент.

II Речевая разминка. 

 Запись на доске: (слайд)

     Ходит Люба

     Возле дуба,

     Нам глядеть

     На Любу любо.

     Прислонилась

     Люба к дубу,

     Любо нам

     Глядеть на Любу.

1.Прочитай скороговорку медленно.

2.Подумай,  о чём говориться в скороговорке.

3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук  или сочетание звуков повторяется много раз.

4.Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.

5.Теперь повтори скороговорку шёпотом, несколько раз:  сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

6.Произнеси скороговорку  несколько раз вслух в быстром темпе .

III. (слайд)

 1.

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами портрет великого русского писателя А.С. Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко оценил мастерство живописца,  и даже посвятил ему стихи, в одном из таких стихотворений звучат следующие строки: (слайд)

  

Себя как в зеркале я вижу,

 Но это зеркало мне льстит.

 

Благородное лицо, высокий умный лоб, голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру (слайд).

 Именно под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. 

2.- Ребята, давайте с вами вспомним некоторые факты из биографии Пушкина, а так же произведения которые изучали ранее.

 

3. Сегодня мы познакомимся с поэмой-сказкой  А.С. Пушкина, которая имела необыкновенный успех у современников, «Руслан и Людмила».  Александру было двадцать лет, когда он написал поэму, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Поэма А.С.Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

4.Написаны   знаменитые строки поэмы-сказки были  в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина.

«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей…

- Давайте представим: за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…

Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет (слайд):

         

И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит

Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

 Народные строчки и мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

Открывается поэма прологом (слайд).

Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

 

II. – Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

(Чтение учителем)

III.

1.О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.

2. Что же такое «лукоморье»? 

3.Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, (слайд) что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

Физкультминутка (гимнастика для глаз).

4.Прочитайте про себя пушкинский пролог, попытайтесь обнаружить в нем  устаревшие слова, либо слова, которые вы слышите впервые.

 (слайд) Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

5.- Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним слово охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кощее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кощея.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

6.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?

 – Сказку(слайд).      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга И кот волшебный говорящий, есть колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому  пролог и  напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…(слайд)

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку(слайд)

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

Беседа (+ устное словесное рисование):

Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

IV. Закрепление учебного материала.

Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены? (слайды презентации)

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

V. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

 

VI. Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога(слайд)

-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение  к героям пролога.

-Послушайте пушкинский пролог в моём исполнении.

-На этом урок окончен. Можете быть свободны.

- Итог. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса для специальных (коррекционных) классов VIII вида

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  6  класса для специальных (коррекционных)  классов VIII вида. Планирование составлено на основе программы для специальных (к...

Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны

Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выра...

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...