логопедический проект "Обо всём по порядку"
методическая разработка на тему

Акимова Екатерина Александровна

 Данный педагогический проет будит интересен практиткующим учителям-логопедам ДОУ, т.к. в нем рассматривается одна из актуальнейших проблем коррекционной работы с  дошкольниками - развитие связной речи методом наглядного моделирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.proekt.docx29.97 КБ
Файл 5.konspekty_zanyatiy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский сад № 5 комбинированного вида»

Материал на конкурс: «На пороге школы»

Логопедический проект

«Обо всём по порядку»

        

Подготовила:

Учитель-логопед

 Акимова Екатерина Александровна

Рузаевка, 2015г.

Программное содержание проекта:

- формировать у  детей с речевыми нарушениями навыки построения связного и целостного описательного рассказа;

- развивать у детей логическое и образное мышление, наблюдательность;

- формировать у дошкольников умение правильно однородными понятиями ;

- углублять знания детей об окружающей среде;

- улучшать коммуникативные навыки детей;

- повышать интерес родителей к коррекционному процессу;

- повышать компетенцию педагогов в данной области.

Проблема:  недостаточный уровень сформированности связной речи у дошкольников логопедической группы.

Актуальность проблемы. Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает не только умственные способности дошкольников, но и речь.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные картинки – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Представленный  прием позволяет повысить эффективность работы по развитию связной речи дошкольников с речевыми отклонениями, может  быть использован как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи  детей  дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители логопедической группы.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Сроки реализации: в течение учебного года.

Цель проекта  - совершенствование традиционных методов и приемов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками, имеющими речевые недостатки.

Гипотеза: я предположила, что использование в процессе занятий по развитию связной речи дошкольников-логопатов метода наглядного моделирования (наглядно-опорные схемы) даст детям возможность более полно овладеть навыками построения связного и целостного описательного рассказа.

Исходя из цели проекта и выдвинутой гипотезы, мной были определены задачи проекта:

  • ознакомить воспитателей логопедической группы с современной методической литературой по развитию связной речи дошкольников с речевыми проблемами;
  • разработать и оформить наглядные опорные схемы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам
  • провести цикл фронтальных логопедических занятий по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования (графических планов);
  • провести консультации для родителей по проблеме проекта;
  • сформировать коллективный альбом самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с родителями схем описательных рассказов (книжки-самоделки);
  • выступить на педагогическом совете ДОУ с консультацией на тему: «Развитие связной речи дошкольников в семье».

Предполагаемый продукт проекта: занятия по развитию связной речи дошкольников, разработанный альбом графических планов по изучаемым лексическим темам, материалы консультаций для родителей по данной проблеме, консультация для педагогов ДОУ по проблеме исследования, презентация коллективного альбома «Обо всем по порядку».

Содержание проекта

Подготовительный этап:

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

• Анализ состояния связной речи детей логопедической группы.

• Разработка материалов лекции для родителей в рамках проекта.

• Подготовка консультативного материала для педагогов группы, ДОУ.

• Подготовка материальной и методической базы для поведения занятий по развитию связной речи дошкольников-логопатов.

Проведенная предварительная диагностика состояния связной речи дошкольников с речевыми недостатками показала:

- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 18%;

- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 78%;

- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 4%.

Основной этап:

  • проведение занятий с дошкольниками по развитию связной речи;
  • проведение консультаций с родителями по теме проекта;
  •  совместную деятельность детей с речевыми нарушениями и родителей по составлению самостоятельных схем для описательных рассказов;
  •  выступление на педагогическом совете ДОУ (консультация для педагогов).

Заключительный этап:

  • Презентация коллективного альбома «Обо всём по порядку».
  • Анализ достигнутых результатов.

Результативность проекта (предварительные результаты на апрель 2015г)

  • Дети успешно овладели навыками  построения связного и целостного описательного рассказа.
  • Углубились знания детей об окружающей среде.
  • Улучшились коммуникативные навыки детей.
  • Появился интерес к логопедическим  занятиям.
  •  Родители вовлечены в коррекционный процесс.
  •  Повысился уровень компетенции воспитателей в данной области.

Выводы

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика и были получены следующие результаты:

- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 68%;

- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 31%;

- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 1%.

Гипотеза подтвердилась, т.к. после проведенной работы в рамках проекта дошкольники с нарушениями речи овладели навыками построения связного и целостного рассказа.

В дальнейшем, я планирую  продолжать работу по развитию связной речи детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает возможность общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира. Развивая речь, мы развиваем самого ребёнка, его мыслительный процесс и коммуникативные способности. Человек с грамотной хорошо развитой речью чувствует себя спокойно и уверенно, легко идёт на контакт.

В целях улучшения организации педагогического процесса я планирую совершенствовать формы, методы и приёмы организации детей на занятиях и в свободное время; совершенствовать свои навыки и умения, пополнять свои знания, путём изучения дополнительных программ по развитию речи, знакомиться с новинками периодической печати, обмениваться опытом с коллегами посредством информационных ресурсов.

Список использованной литературы:

  1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7лет с ОНР./Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 184с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР /В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.; АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2007. – 128с.
  4. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. – М.: Линка-Пресс.2008г
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. методических рекомендаций. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. –(РГПУ им. А,И. Герцена).
  6. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. – М.: Творческий центр.2011г.
  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1999.
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Творческий центр. 2007г.
  9. Мурашковская И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) / И.Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс. – СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 2005.
  10. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие /Т.А. Ткаченко. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

РАБОЧИЙ ПЛАН

реализации проекта «Обо всём по порядку»

Сроки

реализации

Содержание

работы

Ответственный

за выполнение

сентябрь –

 октябрь

- изучение литературы по проблеме развития связной речи у дошкольников;

- мониторинг состояния связной речи дошкольников логопедической группы (Приложение 1);

- разработка материалов консультаций для родителей и педагогов (Приложение 2, Приложение 3);

- разработка конспектов занятий по развитию связной речи (Приложение 4).

Учитель-логопед

Акимова Е.А.

ноябрь –

апрель

Работа с педагогами

- выступление на педагоги-ческом совете ДОУ «Развитие связной речи дошкольников в семье»;

- консультация для педагогов ДОУ «Работа над связной речью в системе коррекционного обучения»;

- консультация для воспитателей логогрупп «Развитие связной речи дошкольников на занятиях продуктивной деятельнос- тью».

Работа с родителями

- консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»;

- консультация для родителей

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников».

Работа с детьми

- проведение занятий по развитию связной речи (Приложение 4);

- создание и презентация альбома графических планов «Обо всём по порядку» (Приложение 5).

Учитель-логопед

Акимова Е.А.

апрель-

 май

- анализ результатов проделанной работы в рамках проекта  (Приложение 1)

Учитель-логопед

Акимова Е.А.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

«Путешествие к загадочной планете».

Цель: составление описательных рассказов о путешествиях к другим планетам.

Задачи:

- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Космос»;

- учить детей правильно образовывать уменьшительно-ласкательные словосочетания имя существительное + имя прилагательное в ед.ч.;

- учить дошкольников правильно образовывать имена существительные в форме  В.п. в ед. и мн.ч.;

- учить детей составлять описательные рассказы о планетах с помощью опорных графических схем;

- развивать у детей внимание, мышление, память в ходе выполнения предложенных заданий.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, иллюстративный материал по теме «Космос», опорная графическая схема.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Дыхательная гимнастика

  1. Основная часть:

- Дидактическая игра «Кто больше?» - называние знакомых детям слов по теме «Космос».

- Дидактическая игра «Один - много».

 «Заглянув в телескоп я увидела:

- сначала одну звезду, а потом – …много звезд

- сначала одну планету, а потом…

- сначала одну комету, а потом…

- сначала один спутник, а потом …».

- «Отгадай загадки»:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(космонавт)


Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
(луноход)

*
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(ракета)


Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(луна, месяц)

.

- Дидактическая игра «Назови ласково»:

Звезда - …                                           луноход - ….

Солнце - …                                          спутник - …

Хвост - …

Корабль - …

Логопед выставляет на доску иллюстрации на тему «Космос»

- Чтение рассказа «Полет в космос».

«Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961года. Его совершил известный космонавт Юрий Гагарин. В настоящее время космонавты разных стран побывали на орбите. А сейчас и любой взрослый человек может совершить комическое путешествие, только стоит оно очень дорого.

 Но задолго до этого дорогу к звездам покоряли различные животные. В августе 1961г на космическом корабле «Восток» вернулись из комического путешествия две собаки – Белка и Стрелка, а вместе с ними – 40мышей, 2 крысы и мн.др. Они 17 раз облетели вокруг Земли и успешно приземлились».

- Физминутка «Звездочет»:

На луне жил звездочёт —                          («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                          (Описать круг руками)

Венера-два-с,                                             (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,                     (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,         (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,                (Наклон вперёд, прогнуться                       назад)

Девять — дальше всех — Плутон,             (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                    ( Развести руки в стороны)

- Составление описательных рассказов « Путешествие к загадочной планете».

«Представьте, что вы - космонавты. Сейчас вам предстоит совершить полет в космос к далекой планете. Придумайте:  как можно назвать эту планету, как она выглядит, кого можно встретить на этой планете, чем занимаются ее жители, что вы можете рассказать им о Земле, ваше отношение к этому путешествию».

Дети с опорой на графический план составляют предложения, которые затем объединяют в описательный рассказ.

 

«Вот и подходит к концу наше космическое путешествие. Возвращаемся на нашу родную Землю. Ура! мы и дома».

- Подведение итогов занятия.

- Вам понравилось занятие?

- А что вам понравилось больше всего?

- Я хочу вас поблагодарить за старание, за интересные рассказы, которые вы составили. Молодцы!

        

Конспект занятия по развитию связной речи

«В посудной лавке».

Цель: составление детьми описательных рассказов о посуде по опорному графическому плану.

Задачи:

- активизировать и обогатить словарный запас дошкольников по теме «Посуда»;

- уточнить с детьми названия посуды;

- учить называть и различать виды посуды( кухонную, столовую и т.д.)

-  учить называть части посуды и её внешние признаки;

- учить детей согласовывать существительные с числительными;

- учить детей пониманию значения поговорки;

- учить составлять предложения по пунктам графического плана и объединение их в описательный рассказ.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, предметные картинки на тему «Посуда», карточки с цифрами,  графический план для составления рассказов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-  Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных).

Чашка – чашки

Блюдце –

Тарелка –

Бокал –

Стакан –

Чайник  –

Кружка –

Сковорода –

Солонка –

Конфетница –

На доску выставляются предметные картинки «Посуда».

  1. Основная часть:

- Как одним словом назвать все эти предметы?

- Какая бывает посуда? Для чего предназначен каждый вид посуды?(столовая, кухонная и т.д.)

- Распределите имеющиеся на доске картинки с изображениями предметов посуды по видам и назовите их.  

- «Скажи наоборот»:

Полная чашка – пустая чашка

Глубокая тарелка - …

Большая сковорода - ….

Высокий стакан - ….

Узкое горлышко - …

Толстая ручка - ….

- В ходе этой игры мы назвали такие части посуды, как «горлышко», «ручка», а какие еще части посуды вам известны? Назовите и покажите их на картинках.

 - А сейчас игра «Посчитай-ка».  На доске изображения предметов посуды, а я раздам  вам карточки с цифрами и вы должны будите составить предложение по образцу: «На столе стоит/ят ….».

- Ребята, как вы понимаете значение поговорки «Вести себя, как слон в посудной лавке»? (ответы детей)

- Данное выражение применяется по отношению к  крайне неуклюжему человеку, который из-за своей неловкости громит все вокруг. Посудная лавка  -  место, где нужно быть чрезвычайно аккуратным, дабы неосторожно не задеть хрупкие посудины и плошки, хранящиеся там. Естественно, слону, благодаря его внушительным размерам, разместится в посудной лавке, а уж тем более совершить какие-либо телодвижения, не разбив ничего, просто-напросто невозможно.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник -
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.

- Составление описательных рассказов по опорным графическим планам «В посудной лавке».

- Мы сейчас с вами посетим посудную лавку. Все ли из вас знают, что такое «посудная лавка»?(ответы детей) Правильно. Посудная лавка – это место, где продают посуду. Вы будите в роли покупателей, поэтому вам необходимо из всего многообразия посуды выбрать один предмет и рассказать все о вашем выборе.

1. Назвать предмет посуды.

2. Внешний вид, части посуды.

3. Вид посуды.

4. Объяснить, почему вы выбрали именно эту посуду.

Дети с опорой на графический план составляют предложения, объединяют их в рассказы.

  1. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия по развитию связной речи

«Зимующие птицы».

Цель: составление описательного рассказа о зимующих птицах (на выбор) по опорному графическому плану.

Задачи:

- уточнять, активизировать и обогащать словарный  запас  дошкольников по теме «Зимующие птицы»;

- учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением во мн.ч.;

- учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными;

- уточнять и закреплять знания детей о внешних признаках, среде обитания и питании зимующих птиц, особенностях их жизни зимой;

- развивать память, внимание, мышление путем выполнения различных заданий;

- развивать доброжелательное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, предметные картинки по теме «Зимующие птицы»,разрезные картинки с изображениями птиц, графический план для составления описательного рассказа.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Дидактическая игра  "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой. Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

- Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

-Ребята, одним словом, кто получился? (птицы)

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему мы их называем зимующими птицами? (Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими).

- Чем питаются зимующие птицы?

- Где зимой их можно встретить?

- Почему птицам зимой нужна помощь человека? Как мы можем им помочь?

2. Основная часть

- Дидактическая игра «Какая птица».

 -  Определите какую птицу я назову: зимующую или перелетную?

- ворона - …..

-  грач - ….

- воробей - …

- кукушка - …. т.д.

- «Четвертый лишний»

- Определите лишнее слово  и объясните почему:

- снегирь, синица, соловей, голубь;

- воробей, кукушка, голубь, дятел;

- ворона, сорока, грач, воробей; т.д.

 - Игра «Один - много»:

- один воробей – много воробьев,

- один снегирь – много….,

 - одна сорока – много….,

- один дятел – много …,

- один голубь – много …т.д.

- Дидактическая игра «Угостим птиц».

- Ребята, как вы думаете, чем питаются зимующие птицы?

- Посмотрите,  перед вами картинки с угощениями для наших пернатых друзей. Давайте угостим их. Вам нужно назвать: какую птицу и чем вы хотите угостить.

- Составление описательных рассказов «Зимующие птицы» (по выбору)

- Ребята, рассмотрите графический план и послушайте рассказ о снегире:

«Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений. Мы можем подкармливать снегирей зимой семечками, крошками, салом».

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на графический план.

  1. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 3 везде и во всём!

Работа выполнена ученицей 5 класса к математической конференции...

Во всём я вижу физики законы

Нетронутое царство берендея. Нехоженность тропинок и дорог. Богатствами таёжными владея, Ценю природу – родины порог.    Парит ли птица – вроде всем знакомо. Паук плетёт серебряную сеть...

Наука обо всём

Ресурс представляет собой материалы ко второму уроку курса "Обществознание - 10 класс (профильный уровень)" под ред. Боголюбова. Рассматриваются вопросы специфики философского знания, раскрывается рол...

Игра "Интеллектуальный марафон" на тему "Всё и обо всём"

Мероприятие для обучающихся 9 класса, которое способствует формированию творческих основ в различных областях знаний. Это игра-соревнование двух команд, которые отвечают на вопросы по следующим темам:...

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

" Во всём виновата среда?"

Материалы для проведения воспитательского часа по профилактике самовольных уходов из детского дома....

Урок физики в 11 классе по теме "...Невозмутимый строй во всём, Созвучье полное в природе" Ф.И. Тютчев

Заключительный урок по физике за курс средней школы. Содержит  большое литературное , музыкальное и художественное сопровождение....