Игры, игровые упражнения для коррекционной работы с детьми , имеющими отклонения в развитии.
статья на тему

Сиразеева Гульдауся Рафаилевна

Выступление- статья для воспитателей коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_igrovye_uprazhneniya._kitap.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Сиразеева Г.Р., воспитатель  I квалификационной  категории  

                                     ГБСКОУ «Мамадышская специальная (коррекционная)

                                    школа-интернат VIII вида», г.Мамадыш

Игры, игровые упражнения для коррекционной работы с детьми ,      имеющими отклонения в развитии.

            “ Вначале было слово”- такое утверждение традиционно знаем мы. Но нет, в самом начале было не слово, а игра. Ребёнок ещё не может говорить, а уже гукает, улыбается во весь рот, реагирует на колыбельные песни матери на потешки, хватает яркие погремушки. Играя, почти бессознательно осваивает формы и величины предметов, их расположение в пространстве, цвета и звуки, вступает в контакты с другими детьми, реагирует, наблюдает, запоминает, расширяет свой кругозор, радуется жизни.

          Понять природу игры, её поразительный воспитательный и обучающий потенциал - это понять природу счастливого детства наших детей. Как утверждал А.Эйнштейн: “Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой”. А.С.Макаренко советовал относиться к игре, “как к осмысленной деятельности, а радость игры - радость творческая, радость победы”. Игра для детей - мощная сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Говоря словами польского писателя, педагога и психолога Януша Корчака: ” Игра помогает отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной”.

          Я работаю в смешанной группе детей. Многие из них проблемные, из неблагополучных семей. Они поступили к нам с различными заболеваниями и всевозможными прблемами. Попытаюсь рассказать, как средствами игр и игровых упражнений удаётся выровнять поведение детей, убрать детские страхи, научить детей  общаться с друзьями, слышать и слушать воспитателя.

          Свою работу с вновь поступившим ребёнком начинаю с игр-забав, игр-аттракционов с элементами соревнований. Эти игры дают возможность самому ребёнку понять себя, на что же он способен, проверить свои силы, физические и творческие возможности. А для воспитателя это своего рода диагностика. Вовремя приободрив ребёнка, в него как бы вливаются жизненные силы, и ему становится понятно, что он тоже может быть хорошим мальчиком, таким же весёлым и умелым, как и все дети. Затем подвижные игры с правилами, народные, подвижные игры. Они помогают детям преодолеть робость и застенчивость. Игры, проведенные на свежем воздухе, усиливают работу сердца и лёгких, а следовательно, оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей.

         Следующим этапом будет включение дидактических игр и упражнений.

На этом этапе выявилось закономерность: дети хорошо играют в подвижные игры, но совсем не любят играть в спокойные, настольные игры: «Шашки», «Домино», «Лото» и т.д. Для коррекции эмоционально-волевой сферы используем сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Школа», «Магазин». Первый раз при знакомстве с новой игрой главную роль беру на себя. Показываю детям основную суть игры: постановку цели, правила, нахождение средства для её достижения. В большинстве случаев удаётся научить детей играть активно, самостоятельно и продолжительное время.

          Также и строительные игры помогают детям преодолеть застенчивость, робость, неуверенность в себе. Чересчур возбудимых детей успокаивают и настраивают на рабочий лад. Здесь тоже важна роль воспитателя, взявшего  на себя направляющие функции. Вскоре дети начинают объединять сюжетно-ролевые и строительные игры, сами договариваться в распределении ролей.

Народные, хороводные игры с бечевками способствуют развитию речи и коррекции эмоционального состояния детей. Комплексное и систематическое применение всех игр показало хорошую динамику в развитии общения детей друг с другом, устранение конфликтов. У детей развивается абстрактное мышление, логика, внимание, память.

           Все виды игр создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают у детей дружеские взаимоотношения и элементарные переживания, дисциплинируют детей, развивают умение действовать в коллективе сверстников, так же развивается речь и обогащается словарь - это результат правильного подбора игр и упражнений для коррекционной работы.

  И в конце хочу дать несколько рекомендаций воспитателям:

  1. Не допускайте, чтобы дети скучали во время игр. Если им весело, то и результат будет лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он дает детям возможность почувствовать себя по-настоящему творческими личностями и даёт возможность испытывать удовлетворение от предстоящей работы.
  2. Во всём нужно чувство меры. Не предлагайте детям много игр сразу, в один день. Постепенно у детей появятся любимые игры, в которые они будут самостоятельно вовлекать новых детей.
  3. В занятиях с детьми нужна мера. Не заставляйте кого-либо из детей играть в шумные игры и делать упражнения, если он устал, расстроен. Надо определить предел выносливости ребёнка и постепенно увеличивать длительность занятий.
  4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите детей за настойчивость, инициативу, результат. Формируйте у детей уверенность в своих силах.
  5. А самое главное - играйте с детьми, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения.  Как сказал великий В.Шекспир: «Вся жизнь – театр, а мы в нём – актёры».

Литература:

- Подсказки  учителю в коррекционной в коррекционной работе с младшими школьниками. Л.В.Строганова  М-2007г.

- Настольная книга педагога – дефектолога. Т.Б.Епифацева, Т.Е.Киселенко  

М-2007 г.

-Задачи и упражнения по детской психологии.  Б.С. Волков, Н.В. Волкова  

М- 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

"Организация оздоровительно-корригирующей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом здоровье"

Центр на протяжении 13 лет в тесном взаимодействии с ГУЗ КРП и с образовательными учреждениями города ведет оздоровительно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста (подготовительные группы...

Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии

   Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта отличаются особой сложностью и требуют специального построения коррекционно-воспитательной работы. Статья раскрывает особенност...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...