презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
презентация к уроку на тему

Хилай Марина Аркадьевна

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Звездочка» г. Зернограда «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ» Учитель-логопед I квалификационной категории Хилай Марина Аркадьевна г. Зерноград, 2014 г.

Слайд 2

То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы… В.А. Сухомлинский С 1 января 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10.13 г. № 1155). Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности ФГОС ДО определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция умственного развития каждого ребенка…

Слайд 3

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО Конвенция о правах ребенка ООН (20.11.89г.); Конвенция ООН о правах инвалидов (13.12.2006г.); Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г.; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст.5, ст.12.6; — «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.); « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; — «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30.08.2013г.)

Слайд 4

Актуальность адаптированной системы работы В настоящее время в системе специального образования приоритетной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Связная речь является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Использование традиционных методов работы с данной категорией воспитанников недостаточно, необходимо находить новые «обходные» пути решения задач формирования связной речи у детей дошкольного возраста, эффективность которых была бы очевидна. Цель ― проектирование модели адаптированной системы коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для всестороннего развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи Задачи: способствовать общему развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития, подготовке их к успешному обучению в школе; создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями; обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми; способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

Слайд 5

Практическая значимость адаптированной системы логопедической работы Во многих исследованиях в области отечественной специальной педагогики анализируются различные аспекты речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с алалией Данные исследования отражены в работах М. Е. Хватцева , Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской , Н.Н.Трауготт , Е.Ф.Соботович , С.Н.Шаховской , В.К.Воробьевой и др. В результате анализа литературы была сформулирована проблема адаптированной системы логопедической работы: «Использование мнемотаблиц в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с моторной алалией» Алалия - в буквальном переводе « безречие » (от греч. «а» — отрицание, « lalio » — говорю, речь) — грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Ученые выделяют следующие формы алалии: - моторная (экспрессивная); - сенсорная; - сенсомоторная

Слайд 6

Классификация алалии Сенсорная – недоразвитие импрессивной речи, поражение рече слухового анализатора ( центра Вернике ) Моторная – недоразвитие экспрессивной речи поражение рече двигательного анализатора ( центра Брока ) Афферентная Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций , для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков . Ребенок также не может воспроизвести , повторить слово , фразу Сенсомоторная (смешанная) Эфферентная У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой , ему трудно включиться в движение , выполнить серию движений . В речи детей грубо искажена слоговая структура слов ( при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план ) АЛАЛИЯ

Слайд 7

В результате мониторинга речевой деятельности дошкольников с ОВЗ была выявлена категория воспитанников, у которых отмечаются: задержка формирования всех двигательных умений; неспособность правильно проговаривать слова, перестановка звуков и слогов в слове; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; нарушение программирования целого высказывания: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами Результаты мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в (%) (средний показатель) Сравнительный анализ состояния речевой деятельности дошкольников показал необходимость использования нетрадиционных методов работы над связной речью детей с моторной алалией, в частности метода мнемотехники

Слайд 8

Метод мнемотехники Мнемотехника (в переводе с греческого «быстрое запоминание») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Структура мнемотехники

Слайд 9

Практическая значимость применения метода мнемотехники Использование мнемотехнических таблиц, мнемодорожек и мнемоквадратов - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на ассоциативные образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, учиться аналитико-синтетической деятельности. В сознании детей графические образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя целостный образ запоминаемого события. Задачи использования метода мнемотехники: развитие речи; развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы ).

Слайд 10

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: I - этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

Слайд 11

II - этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы

Слайд 12

III - этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

Слайд 13

Результативность опыта Сравнительные данные мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи до и после применения адаптированной системы логопедической работы в (%) Уровень ниже среднего Средний уровень Высокий уровень 2012 г. - 34% 64% 2% 2013 г. - 30% 59% 11% 2014 г. - 27% 50% 23% Динамика развития речевой деятельности воспитанников: вдвое увеличилось количество детей с высоким уровнем речевого развития (с 2 % до 23 %); со средним уровнем было 64 %, а стало 50 %; на уровне ниже среднего осталось 27 % воспитанников (это обусловлено сложными нарушениями психофизического развития органического генеза) У ребят увеличился круг знаний об окружающем мире, появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией сверстников и родителей

Слайд 14

Вывод Таким образом, была отмечена положительная динамика использования метода мнемотехники для заучивании и воспроизведении различных текстов с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положительные эффекты от применения данного метода следующие: повышение объема зрительной и вербальной памяти воспитанников; развитие визуального мышления; выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); ускорение сроков автоматизации звуков; формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Применять мнемотехнические приемы можно не только на занятии по развитию речи, но и на музыкальных занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, физкультурно-оздоровительных занятиях.

Слайд 15

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.

Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда....

Особенности согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией.

Моторная алалия представляет собой комплекс языковых и сопутствующих нарушений (психолого-педагогических особенностей детей,  неврологической симптоматики и др.), который оказывает отрицательное ...