Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Емельянова Ирина Николаевна

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

конспекта по русскому языку

 на тему:  

 «Состав слова»

Выполнил:

 учитель Емельянова И.Н.

Тема:

  • грамматическая: состав слова, однокоренные слова.

Цель:  

  1. дать общее представление о составе слова;
  2. уметь распознавать и подбирать однокоренные слова.

Задачи:

      1. Образовательные:

1) обогащение и систематизация знаний учащихся о частях слова;

2) познакомить с основой слова и окончанием;

3) упражнять в определении и подборе однокоренных слов

3) развивать умение образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов;

2. Коррекционно-развивающие задачи:

1) развитие слухового внимания и памяти;

2) развитие зрительного внимания и памяти;

3) развитие наблюдательности;

4) развитие мелкой и общей моторики;

5) координация речи с движением.

    3. Воспитательные:

1) воспитание умения отвечать на вопросы;

2) воспитание самостоятельности, усидчивости;

3) воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:  рисунок паровоза, вагонов с частями слова, названия паровоза ,вагонов, изображение героев сказок: Мальвина, Чебурашка, Кот –Шалун; индивидуальные карточки с заданием,  ручки, доска, магнитофон, карточка с предложением, табличка «слово – корень», определения, плакат с текстом; изображение частей слова, название и определения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

I.

II.

III.

IV.

V.

Организационный момент:

- Здравствуйте друзья! Садитесь.

- Примите приглашение на путешествие, где познаете много разных тайн.

Сообщение темы занятия:

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по  станциям, и если все правильно сделаем, то к нашему паровозику будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. Что нельзя делать?

– Верно!

Основная часть:

1. - Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны. Возьмите ручки и обведите росчерки.

2. – Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.


– Прочитайте задание, записанное на доске. Обратите внимание на корни слов.
– Кто догадался, про какой сад идёт речь?
– Верно.

- Выделите корень в словах.

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

3.        – Так же, как и у кустов,

 Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

 Отыщи в них корень сам.

– Найдите правильное слово к каждому определению.

-  Ягоды, плоды, сваренные в сахаре, это?
-  Мастер по приготовлению пищи, это?
-  Большая ложка для разливания жидкой пищи, это?
-  Маленький вареный пирожок, это?


– Как их можно назвать одним словом?
- Выделите корень в этих словах.

– Давайте вспомним что такое КОРЕНЬ слова.

 

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень»

– Продолжаем наше путешествие дальше.

4. – На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он  приготовил для вас текст про чеснок, чтобы вы не болели.

- Но что это?  Кот-шалун, пробегая мимо, стер некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось.

– Все ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало все понятно?


– Вставьте окончания слов.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание?
– Для чего служат окончания?


– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили еще один вагончик.

– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось?

5. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнем.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

6. – Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем?
– А как называется вагончик после корня?
 
– Интересно, зачем они нужны? Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала?
– Кот добавил приставку
у - и суффиксы –ил- ,  получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова?

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

7. – Меняется ли смысл слов, если изменить приставку? Какие получаются слова?


– Так для чего служит приставка в словах?


– Посмотрим, какую роль играет суффикс.

Слово ходили

нам предложило:

- Во мне вы суффикс измените -

и слово новое найдите.-

Мы заменили ил на ок

И ок на ик

и получили

ХОДОКИ и ХОДИКИ

- Кто такие ходоки? Это спортсмены, занимающиеся спортивной ходьбой. А что такое ходики?

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики приставки и суффикса одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. 

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. ( учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс.

Подведение итогов занятия:

– Назовите тему урока. Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. Давайте построим схему слова.


– Что же называется приставкой?
 

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

Организационный момент:

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, все выполняли и на все вопросы отвечали.

- До свидания!

- Здравствуйте!

- Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один.

Выполняют упражнение по чистописанию на индивидуальных карточках.

- Садовник посадил волшебный сад.

- Про сад из однокоренных слов.

Ребенок выходит к доске и выделяет корень.

- Слово - корень САД.

- Садовник, посадил, сад.

Корень -САД-

Выполняют задание.

- Варенье.

- Повар.

- Поварешка.

- Вареник.

- Однокоренные.

- Корень –ВАР-.

Читают вместе с учителем определение.

Дети читают текст, записанный на доске

- Нет. Не хватает окончания слов.

Выполняют задание.

Читают текс и выделяют окончания.

- Нет.

- Ходи.

Дети вместе с учителем выполняют движения.

- «Приставка».

- «Суффикс».

-Ходи.

- Да.

- Чтобы слова менялись.

- Да. Выходили, ПРИходили, Сходили, ПОходили, ЗАходили.

Ответы детей.

- Это часики.

- Состав слова.

Дети по одному выбирают название части слова, схему, например, приставки и определение.

Дети формулируют правило по опорным схемам.

- До свидания.

На доске появляется паровозик (Приложение № 1)

Задание на индивидуальных карточках.

(Приложение № 2)

Звучит музыка песенки «Голубой вагон».

Изображение куклы Мальвины

(Приложение № 3)

Карточка с предложением

(Приложение № 4)

СЛОВО – КОРЕНЬ

(Приложение № 5)

Индивидуальные карточки.

(Приложение № 6)

На доске появляется определение корня слова.

(Приложение № 7)

К паровозу добавляется вагон «Корень» с корнем -ХОД-.

(Приложение № 8)

Звучит музыка песенки «Голубой вагон».

Появляется Чебурашка. (Приложение № 9)

Плакат с текстом.

(Приложение № 10)

На доске появляется определение окончания.

(Приложение № 11)

Появляется вагончик «Окончание» с окончанием И.

(Приложение № 12)

Звучит звукозапись голосов живой природы.

Добавляются два вагончика: «Приставка» и «Суффикс».

(Приложение № 13)

Приставки

ВЫ-, ПРИ, С-, ПО-, ЗА-.

(Приложение № 14)

На доске появляется определение приставки.

(Приложение № 15)

На доске появляется определение суффикса.

(Приложение № 16)

Звучит музыка из песенки «Голубой вагон


Приложение № 1                                                            Приложение № 2                        

                                                                                                                                       

Приложение № 3

     

Приложение № 4                                              

Садовник посадил волшебный сад.

Приложение № 5

СЛОВО – КОРЕНЬ

Приложение № 6                                                  

        Найдите правильное слово к каждому определению:

ягоды, сваренные в сахаре                                                   повар
мастер по приготовлению пищи                                          варенье
большая ложка для разливания жидкой пищи                   вареник
маленький варёный пирожок                                               поварёшка

Приложение № 7                                                    

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

Приложение № 8                                                          Приложение № 9

                                                   

Приложение № 10

Вставьте окончания слов:

ЧЕСНОК.

     В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

Приложение № 11                                                              Приложение № 12

ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ

ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ

   

                       

                            Приложение № 13

                 

Приложение № 14

   

 ВЫ-

 ПРИ-

С-

ПО-

ЗА-

Приложение № 15

ДЛЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫХ СЛОВ

Приложение № 16

ДЛЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫХ СЛОВ

Самоанализ урока русского языка

по теме:

«Состав слова»

с элементами сказкотерапии

      При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, невысокий уровень развития у большинства детей аналитико-синтетического мышления, трудности с запоминанием материала.

      Тип урока – объяснение нового материала. Специфика урока в использовании групповой и парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.

      На уроке решались следующие задачи:

  • образовательные;
  • коррекционно-развивающие;
  • воспитательные.

      Главными, стержневыми задачами были задачи развития.

      В целях учтены особенности как всего класса (невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).

       Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный         настрой, мотивирование  на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, «добывание» знаний путем практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику, дидактических игр.

      Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

      Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные, наглядно-традуктивные и частично-поисковые.

      Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

индивидуальная и групповая,

работа в парах,

самостоятельная работа

самооценка и самоанализ

рефлексия

обобщение

      Был использован дифференцированный подход (разноуровневое задание)

      Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, индивидуальных карточек.

      Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка, упражнения на релаксацию зрения).

      Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

      За счет применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

      На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:

  • если не хватит времени,  будут сокращены по длительности упражнения;
  • если время останется, будут использованы дополнительные упражнения;
  • если ребенок не захочет работать в группе, предусмотрена индивидуальная работа.

      Все поставленные задачи удалось реализовать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Упражнения в написании слов с безударными гласными с элементами сказкотерапии"

Цель: развитие умения распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять...