Звуки и буквы "Ш-Ж"
план-конспект занятия по теме

Навдаева Татьяна Ивановна

Занятие по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt21.24 КБ

Предварительный просмотр:

            I. Организация начала урока.

            Цель: развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

      Задание: прочитайте стихотворение и подчеркните букву, которая встречается чаще всего.

                              Камышам шуршала мышь:

                              Ветер вам нарушил тишь!

                              Шепчут тихо камыши:

                              Тихо, мышка, не шурши!

- Назовите букву, которая встречается чаще всего («Ш»).

- Назовите парный согласный для звука «Ш».

II. Сообщение темы занятия.

1. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки и буквы «Ш» - «Ж». Давайте дадим характеристику каждому звуку.

2. Знакомство с героями занятия.

Задание: составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок.

Ряды картинок: мак, арбуз, шар, абрикос — Маша

                           жук, оса, ракушка, аист — Жора

- Герои сегодняшнего занятия — жук Жора и букашка Маша. Они просят, чтобы вы выполнили  упражнения для языка и губ.

III. Артикуляционная гимнастика.

Цель: укрепить мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка, вырабатывать движения языка вверх.

                                        Пирожок.

                            Пирожки в печи пекла

                            Хлопотливая пчела.

                            Извела на пирожки

                            Полнаперсточка муки.

                                       

                                        Качели.

                            На качелях я качаюсь,

                            Вверх-вниз, вверх-вниз.

                            Я все выше поднимаюсь,

                            А потом вниз.

                                        Чашечка.

                            Язык широкий положи,

                            А края приподними.

                            Получилась чашка,

                            Кругленькая чашка.

                            Чашку в рот мы занесем,

                            Её бока к зубам прижмем.

                                        Маляр.

                            Маляры пришли втроём,

                            Обновили старый дом:

                            Был облезлый, скучный, голый,

                            Стал нарядный и веселый.

IV. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработать сильную воздушную струю.

Задание: зафиксируйте кончик языка между зубами и произведите длительный выдох.

                            Как-то раз над камышом

                            Стрекоза летала.

                            Вдруг её зеленая

                            Лягушка увидала.

                            Испугавшись, стрекоза

                            Быстро улетела,

                            Потому что на обед

                            К лягушке не хотела.

V. Дифференциация «Ш» - «Ж» в словах.

Цель: научить различать звуки «Ш» - «Ж» в словах.

1. Работа со сказкой.

Цель: развитие слуховой памяти.

Задание: послушайте сказку и запомните слова со звуками «Ш-Ж».

«Жили-были жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева — ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором — желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку стало лучше».

Задание: назовите слова для букашки Маши и жука Жоры и определите позицию звуков.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.

«Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка Маша решила слетать за новыми листочками. Помогите ей сорвать листочки. На них написаны слоги, составьте из них слова.

Слоги: шко-ла, ба-гаж, жа-ло, жур-нал, шу-ба, шаш-ки, э-та-жи, шо-ко-лад.

3.Психогимнастика.

«После тяжелой работы жук и букашка решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника и хотят вам предложить игру «Один в один». Кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, тот получит сладкий приз».

                            - Ты стал кислым как лимон.

                            - Ты превратился в хитрую лисичку.

                            - Ты стал колючим и сердитым ежиком.

                            - Ты превратился в ласковое летнее солнышко.

«Они не смогли выбрать лучшего, потому что все были хороши! После занятия все получат призы».

VI. Дифференциация звуков «Ш-Ж» в словосочетаниях.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

«После лечения Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков.

                               снежок___________________пожарная

                               машина __________________книжный

                               шкаф____________________пушистый

                               шары____________________желтые

- Ребята, а как можно назвать одним словом: жука, пчелу, букашку.... (насекомые). А каких насекомых вы еще знаете?

- В названии, каких насекомых мы слышим звуки «Ш», «Ж»?

VII. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие точной координации движений.

                                                            Пчела.

                                             

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель — шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают пальчики.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками и роняют на стол.

VIII. Работа в тетрадях. Запись числа, дня недели.

Задание: списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ш-Ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....