Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте». (Индивидуальное занятие с использованием элементов ИКТ.)
план-конспект занятия на тему

Кравченко Ольга Валерьевна

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.43 КБ
Файл prezentatsiya_zimnee_utro.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте». (Индивидуальное занятие с использованием элементов ИКТ.)

Цель: продолжать коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков [р] - [р’]   в тексте с использованием компьютерной презентации Microsoft Office Power Point.

Задачи:

- автоматизировать и дифференцировать звуки [р] - [р’] в тексте;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать фонематическое восприятие: умение правильно воспроизводить слоговые ряды,

- развивать навыки фонематического анализа: определять наличие заданного звука в словах;

- развивать мелкую и общую моторику, кратковременную и долговременную память, логическое мышление, слуховое внимание;

- развивать речевое дыхание (удлинённый выдох);

- развивать коммуникативные навыки;

- обогащать словарь признаков;

- воспитывать внимание к собственной речи, стремление овладеть навыками правильного звукопроизношения звуков;

- воспитывать самостоятельность при работе с компьютером;

- воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование: карточки-льдинки с напечатанными словами, снежки (клубки ниток), компьютер, презентация для работы с тексом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1) Приветствие гостей.

- Сегодня у нас на занятии гости, давай поприветствуем их.

 2) Ритуал приветствия.

Логопед и учащийся поочередно соприкасаются одноименными пальцами (от большого до мизинца).

- Желаю тебе удачи во всём и везде,

  Желаю тебе успехов на занятии.

   3) Введение в тему занятия, формулирование задач.

-Сегодня мы продолжим работу над правильным произношением звуков [р] - [р’] в тексте и умением их различать. А посвящено наше занятие будет… А чтобы узнать, отгадай загадку:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)

- Так какому времени года посвящено наше занятие?

II. 1) Дыхательная гимнастика.

- Представим, что мы вышли на улицу. Давай слепим снежок. Стоит такой мороз, что снег в руках скрипит,  вот так: «С-с-с» (вдох, на выдохе произносится звук [с]). Повтори.

     2) Игра «В снежки»

- Снежки слепили, теперь поиграем.  Я буду произносить слоги и кидать тебе снежок. Ты, поймав снежок, повтори их.

Ра-ря, ро-рё, ру-рю, ры-ри, рэ-ре, ра-ря-ря, рё-ро-рё, ру-рю-ру, ры-ри-ри, ро-рю-ре, ра-ря-ри.

    3) Самомассаж лица и аурикулотерапия.

- «Возвращаемся» с прогулки  в кабинет, садимся за парту. Спину держим прямо.  Руки от снега замёрзли, надо немного согреться. Повторяй за мной движения.

Руки растираем (потереть ладони)

И разогреваем, (хлопки в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем. (провести по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли. (граблеобраными движениями провести от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро. (растереть ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем, (сгибать ушные раковины вперёд)

Тянем вниз за мочки. (оттягивать ушные раковины вниз за мочки)

А потом руками растираем  щёчки. (легко похлопать по щекам ладошками)

    4) Игра ««Собери из льдинок узор».

- Посмотри, у меня есть льдинки. Предлагаю  составить из них узор. Я буду читать стихотворение Татьяны  Керстен, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [р] или [р’]. За правильное выполнение я буду давать тебе карточку-льдинку.

(На каждый хлопок учащемуся даётся карточка с написанным словом)

Т. Керстен

Белокрылые метели

Завывают в феврале.

Звери сильно похудели

В тесной норке и дупле.

Мы поможем им немножко:

Хлеб в кормушку принесём.

По заснеженным дорожкам

В задремавший лес придём.

- Сколько у тебя льдинок?  Посчитай. (9). Переверни льдинки. Смотри, на них написаны слова. Читай  и выкладывай два узора. Один из льдинок, на которых написаны слова со  звуком [р], другой из льдинок, на которых написаны слова со звуком  [р’].

[р] – белокрылые, в феврале, в норке, в кормушку, по дорожкам.

[р’] – звери, принесём, задремавший, придем.

- Какие красивые узоры у тебя получились. Молодец!

    5)  Гимнастика для глаз.

- Сделаем гимнастику для глаз «Снежок». Сними очки.  Произносим слова гимнастики вместе, чётко проговаривай звуки [р] - [р’].

Ловко со снежком играем,

Все движенья повторяем.

Вверху снежок я подержу,

На него я погляжу.

Снежок я ниже опускаю,

Его взором провожаю.

Вправо, влево провожу,

Глазами я за ним слежу.

Глаза спокойно закрываю,

Отдыхаю, отдыхаю.

Вновь глаза я открываю,

Моргаю, моргаю,

Моргаю, моргаю.

Снежок на место убираю.

    6) Работа с текстом (на компьютере).

- А я героя рассказа тебе представляю. Это девочка Рита. Прочитай текст, и мы узнаем, что она увидела утром. Пролистывай слайды самостоятельно удобным для тебя способом: клавишей «вниз» или мышкой.

Рита про-сну-лась утром и по-смот-ре-ла в окно. Она увидела чудесную картину. Мороз раз-ри-со-вал стёкла при-чуд-ли-вы-ми узорами. В воздухе медленно кружились лёгкие снежинки. Земля была покрыта белым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге, на деревьях. Берёзка покрыта кру-жев-ной бахромой из снега. Кусты о-ку-та-ны се-реб-ря-ным инеем. На солнце снег иск-рил-ся. Крас-но-гру-ды-е снегири лакомились рябиной. Шустрые синички дружной стайкой летали около кор-муш-ки.  Как красиво зимой!

- Что же Рита увидела утром?

- Подумай, как можно озаглавить текст.

- Как ты понимаешь  словосочетание «причудливые узоры»? (странные, необычные, похожи на какое-то чудо).

- Как ещё можно описать узоры на стекле? Какие они? (морозные,  ажурные, кружевные,  нарядные, красивые)

Наводящие вопросы:

Узоры на стекле появляются, когда на улице сильный мороз. Значит узоры какие?

Ещё они похожи на плетение из тонких-тонких  ниточек, т.е. на ажур, кружево. Значит они какие?

Стекло, украшенное узорами, выглядит нарядно, красиво. Значит узоры какие?

- Вот какой волшебник мороз, создаёт такое чудо!

III. Итог занятия. Оценка деятельности учащегося.

- А теперь подведём итог. Чему было посвящено занятие?

- Над какими звуками работали?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Сегодня ты хорошо потрудилась, была внимательной, следила за собственным произношением. Молодец! Старайся правильно произносить эти звуки дома и на уроках. Наше занятие закончилось. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация и дифференциация звуков [ р ] – [ р ’] в тексте. Составила учитель-логопед Кравченко О.В.

Слайд 2

Р ита п р о-сну-лась ут р ом и по-смот- р е-ла в окно.

Слайд 3

Она увидела чудесную ка р тину.

Слайд 4

Мо р оз р аз- р и-со-вал окна п р и-чуд-ли-вы-ми узо р ами.

Слайд 5

В воздухе медленно к р ужились лёгкие снежинки.

Слайд 6

Земля была ук р ыта белым ков р ом.

Слайд 7

Снег на к р ышах,

Слайд 8

на к р ылечке,

Слайд 9

на до р оге,

Слайд 10

на де р евьях.

Слайд 11

Бе р ёзка пок р ыта к р у-жев-ной бах р омой из снега.

Слайд 12

Кусты окутаны се-реб- р я-ным инеем.

Слайд 13

На солнце снег иск- р ил-ся .

Слайд 14

К р ас-но-г р у-ды-е снегири лакомились р ябиной.

Слайд 15

Шуст р ые синички д р ужной стайкой летали около ко р- муш-ки .

Слайд 16

Как к р асиво зимой!

Слайд 17

МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но ...

Использование мнемотаблиц на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков.

практический материал по автоматизации и дифференциации звуков с использованием мнемотаблиц....

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Постановка, автоматизация и дифференциация звука [М]"

Данная презентация содержит материал по постановке звука, его коррекции, автоматизации и дифференциации....

Конспект ноод индивидуально – подгруппового занятия в старшей группе по теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах» с использованием презентации

Конспект ноодиндивидуально – подгруппового занятия в старшей группепо теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах»с использованием презентации...

Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Использование методики  Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции...

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...