Диагностический этап в работе учителя с умственно отсталыми детьми.
статья по теме

Зайцева Марина Александровна

Оценить работу учителя - дефектолога с учеником  с ОВЗ  по формальным критериям вроде качества обучения не возможно. В этом помогает оценка результативности образовательного процесса  на диангостико - аналитической основе, что в свою очередь повышает эффективность обучения данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskiy_etap.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический этап в работе учителя

с умственно отсталыми детьми.

Зайцева М.А. учитель С(К)ОШ-И № 25 г. Братска.

             Полноценное осуществление учителем, педагогической деятельности предполагает реализацию всех его компонентов: самостоятельную постановку целей и задач; владение широким спектром  коррекционно-развивающего, обучающего воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Постановка коррекционно-развивающих, обучающих целей  и задач учителем сложная педагогическая работа.  Она требует умения изучать у учащихся состояния отдельных психических функций, реальные возможности школьников, умения выделять наличный уровень и зону ближайшего развития учащихся, умения оперировать всеми показателями развития ребёнка. Но только после диагностики, анализа и осмысления всей информации об учениках педагог может определить конкретные задачи  под  углом зрения обучения, коррекции и развития учащихся, имеющих отклонения в развитии.

        Изучая  мед. карту и личное дело  учитель выявляет состояние здоровья ребёнка, состояние  высших психических функций, речи, узнаёт суждения о ребёнке педагогов, работающих с ним ранее. Методом наблюдения за детьми педагог, получает сведения, помогающие оценить общую педагогическую ситуацию.

         Для повышения эффективности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью кроме традиционных сведений о ребёнке необходима и другая информация:  наличие скрытой леворукости, ведущая модальность, сохранный анализатор, тип восприятия. Определение ведущего уха, глаза ребёнка помогает уточнить, за какой партой ему удобнее сидеть. У ученика с ведущим левым глазом и  левым ухом, сидящим в первом ряду от окна, доска остаётся вне его активного поля зрения. Отбор методов и приёмов с учётом ведущей модальности и сохранного анализатора, выявленного методом быстрого тестирования, способствует прочности усвоения программного материала.  Тип восприятия информации учащимися класса влияет на способ подачи учебного материала. Каждый учитель- предметник в сентябре проводит тесты по методике нейропсихологической диагностики детей Л. С. Цветковой, потому, что знание причин и топики поражения мозга помогает определить сущность, механизм поражения при сходных симптомах, позволяет индивидуализировать методы его преодоления. Опираясь на фактор, лежащий в основе трудностей, например в навыках счёта, учитель разрабатывает адекватную природе дефекта методику восстановления или формирования того или иного понятия, умения, навыка. В соответствии с типом протекания психических процессов учитель подбирает объём учебного материала. На основе полученных данных составляется карта индивидуальных особенностей учащихся класса.

         Для разработки образовательного маршрута каждого ученика учитель ведёт наблюдение за тремя комплексными показателями: обученность, обучаемость и уровень сформированности  ОУУН.

           Обученность – это определённый итог предыдущего обучения, прошлого опыта, всё то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником. Поэтому выявление уровня обученности является крайне важным. Первое измерение проводится до 15 сентября с помощью контрольно-методических срезов. На этой основе учитель ставит обучающие задачи, и затем после завершения определённого этапа работы (например, в конце учебного года) вновь оценивает состояние обученности учащихся и изменения в них. Мера обученности – оценка по предмету.

      Как отмечает Б. Г. Ананьев, приспосабливаясь к существующим в данный момент индивидуальным особенностям учащихся, учитель теряет перспективу развития ребёнка. Поэтому при изучении ребёнка уделяется внимание не только результатам работы ученика, но и способам их получения; не только успешному решению, но и характеру затруднений ученика, вычленения механизма и причины этих трудностей и дефектов; не только выявленному развитию ребёнка, но и особенностям перехода ученика с одного уровня на другой. На ближайшую перспективу развития ученика ориентирует показатель обучаемость, под которым надо понимать возможность ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. Параметр определяется в сентябре, марте-апреле по трём уровням: 1 – общекультурный, 2 – прикладной , 3 – творческий.

         Для мониторинга результативности коррекционного процесса большое значение имеет уровень сформированности ОУУН, а именно: мыслительные, коммуникативные, информационные и организационные. Уровень всех ОУУН, кроме мыслительных, каждый учитель определяет путём наблюдения. Сформированность мыслительных навыков оценивается в ходе специальных заданий. Результаты обследования заносятся в карту – профиль на каждого ученика. Она может иметь такой вид.

Уровень обучаемости и обученности учащихся

по __________________. Учитель ___________________

класс

ФИО ученика

   Итого

1

11

111

   5 класс

Обучаемость

Сентябрь

Обучаемость

Апрель

Динамика

Обученность

Динамика

Уровень сформированности  ОУУН   по математике ученика  _____________

классы

Мыслительные

1 анализ

2 синтез

3 сравнение

4 установление причинно-следственных связей

5 умение делать выводы

Информационные

умение сворачивать информацию к таблице и наоборот

Коммуникативные

1умение  работать в паре, группе

2 математическая речь

Организационные

1 умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму

2 вести тетрадь

3 навык самопроверки

4 навык самооценки

Навык устного счёта

Навык письменных вычислений

Умение решать задачи по программе

         Подход к проблеме оценки результативности учебного процесса на диагностико-аналитической основе помогает оценить работу учителя с учеником, имеющим отклонения в развитии не по формальным критериям, например таким, как качество знаний.  В её решении  помог  опыт работы московской школы № 196.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми при системном недоразвитии речи.

Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи  и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематиз...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Статья на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"

ЭССЕ на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"...