КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
план-конспект занятия по теме

Тютерева Маргарита Игоревна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrammaticheskaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: предложный падеж имени существительного. Предлоги «в» и «на».

Лексическая тема: посуда.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- совершенствование и закрепление у школьников навыка правильного; использования в устной и письменной речи существительных в предложном падеже, правильного буквенного обозначения в письме окончаний существительных в предложном падеже;

- уточнение значений предлогов «в», «на» и закрепление навыков правильного употребления предлогов в устной и письменной речи, правильного буквенного оформления в письме флексий в соответствующих предложных конструкциях;

- закрепление навыка правильного согласования в письме существительных в предложном падеже с прилагательными и глаголами;

- совершенствование навыка конструирования предложений, в том числе, с предлогами;

- уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «посуда»;

- развитие языковой аналитико-синтетической деятельности: слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- совершенствование у школьников пространственных представлений;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: картинка с Незнайкой, картинки, с изображением слов семантической группы «посуда», материал для игры «Лото» (картинки, фишки с изображение схем предлогов), карточки со схемами предлогов для игры «Правильно подними карточку», конверты с заданиями, для составления предложений из слов, данных в начальной форме.

На доске название темы: Предложный падеж имени существительного.

Ход  занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Назовите свои имена.

- Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть какой-либо из слогов: ма, ри, ко.

- Молодцы. А теперь садитесь все остальные.

2. Повторение пройденного материала.

- Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? Какую часть речи вы изучаете на уроках русского языка (существительное)

- А изменяется ли имя существительное по падежам?

- Посмотрите на доску, что обозначают эти буквы? (названия падежей)

- Возьмите карточки, на которых написаны два вопроса, внимательно их прочитайте, подумайте, каким падежам они соответствуют. Подойдите к доске и прикрепите вопросы к соответствующим падежам. Посмотрите на доску, все ли верно?

- Назовите вопросы предложного падежа?

- С этим падежом мы будем сегодня работать.

3. Выделение существительных в предложном падеже из предложений.

- Сейчас я вам прочитаю предложения. Вы внимательно их слушайте:

Книга лежит на столе.

Маша сидит в машине.

Дети вспоминали о зоопарке.

Мальчик живет в доме.

- Рассмотрите пиктограммы. Я еще раз прочитаю предложения, а вы разложите пиктограммы в нужной последовательности.

- Смотрите на пиктограммы и повторите наизусть предложения.

- Назовите существительные, стоящие в одном падеже.

- Определите падеж. Почему вы так решили, что указывает на данный падеж?

4. Подготовка руки к письменной работе. Развитие чувства ритма, слухоритмической координации движений.

- А теперь мы подготовим пальцы рук к письму, используя этот стишок. Повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять

( в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке )

Будем пальчики считать

( теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке )

Всех собрали

( сжимаем ладошку в кулак )

Посчитали

( разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными )

Оказалось ровно пять

( большим пальцем руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев )

5. Развитие навыка слогового анализа и синтеза

- Откройте тетради и запишите число.

- Назовите тему урока? (предложный падеж имени существительного)

- Запишите тему урока и вопросы предложного падежа.

- Сейчас я буду называть слова, а вы будете записывать только слоги данных слов. Слоги записывайте в строчку, оставляя между ними расстояние.

- 1й слог из слова касса. 1й слог из слова трюфель. 2ой слог из слова поля.

- 2ой слог из слова комиссия. 3ий слог из слова собака.

- 1ый слог из слова скорость, 2ой слог из слова поводок, 2 слог из слова мороженое, 3ий слог из слова поезда.

- Прочитайте, что у вас получилось (кастрюля, миска, сковорода). Как назвать все эти слова одним словом? (посуда)

- Вспомните, какую еще посуду вы знаете?

6. Практическое усвоение предложного падежа имени существительного

1) Выделение существительных в творительном падеже из предложения

- Посмотрите на предложения на доске. Их написал Незнайка. Они верно написаны? Давайте поможем Незнайке.

В кастрюле жарят яйца.

В миске подогревают еду.

В сковороде варят яичницу.

- Спишите предложения, исправив их. Определите падеж имен существительных. Обозначьте карандашом окончания.

- Давайте проверим. Прочитайте предложения так, как вы написали. В каком падеже употреблены имена существительные. Докажите, что это так. (Дети формулируют вопросы предложного падежа, указывают на окончания слов)

- Проверьте, правильно ли вы написали предложения.

- Отложите тетради на край парты.

2) Закрепление формы предложного падежа существительных в предложениях. (На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку).

В чем варят суп? – Суп варят в кастрюле.

В чем носят воду из колодца? – Воду носят в ведре.

В чем кипятят воду? – Воду кипятят в чайнике.

В чем носят молоко? – Молоко носят в бидоне.

В чем хранят сахар? – Сахар хранят в сахарнице.

В чем подогревают еду? – Еду подогревают в миске.

Где лежит хлеб? – Хлеб лежит в хлебнице.

Где лежит салат? – Салат лежит в салатнице.

На чем жарится рыба? – Рыба жарится на сковородке.

- Молодцы, все сделали верно.

Физкультурная минутка

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи
(4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

-Послушайте мою загадку, о ком она:

Скажи, кто так вкусно,

Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)

- Давайте вспомним, что повар готовит и в чем?  (Повар готовит котлеты в сковороде. Повар варит суп в кастрюле.)

- Запишите по два предложения. Подчеркните предлоги и окончания существительных в предложном падеже.

3) Усвоение предлогов «в», «на». Развитие пространственных представлений. Составление предложений по действию.

- Давайте поиграем в лото. Достаньте из конверта картинки с фишками. (У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов. На карточках лото изображено по два предмета: один внутри другого предмета, или на другом).

- Я буду называть вам пару предметов (например, мяч и стул), а вы будете искать картинку с этими предметами и положите на нее фишку с соответствующей схемой предлога. (Дети находят картинки с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча (мяч на стуле).

Кошка сидит  на стуле.

Свекла варится в кастрюле.

Птица сидит на ветке.

Мельник работает на мельнице.

Большая машина стоит на дороге.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Игра «Правильно подними карточку». Я буду вам говорить словосочетания, а с предлогом, а вы поднимите карточку с соответствующей схемой:

вода в графине

мяч на столе

кошка на дереве

цветок в горшке

молоко в кувшине

- Молодцы. Справились с заданием.

- Послушайте внимательно задание. На доске записаны слова, составьте из них словосочетание, используя предлоги «в», «на»:

ложка, стакан

собака, конура

мальчик, дом

кошка, шкаф

тапки, коробка

белка, дупло

- А теперь возьмите с края стола карточки, на них Незнайка написал предложения. Посмотрите внимательно. В них есть ошибки, которые нужно исправить:

Ребята ехали в автобусы.

У Лены в руки большой шар.

Яблоки лежат в корзинка.

Книги носят в портфель.

Котенок сидел на коробка.

- Исправьте карандашом ошибки. Подчеркните предлоги.

- Теперь проверим. Почему вы именно так исправили предложения? Докажите, что это так. В каком падеже стоит существительное?

- Повторим предлоги, которые употребляются с существительными в предложном падеже. (в, на)

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы.

4) Работа с деформированным предложением.

- Возьмите конверты с края стола, достаньте карточки. Разложите карточки на парте по группам. В первую группу карточки красного цвета, вторую – синего цвета, в третью – зеленого.

- Разложите карточки красного цвета над тетрадью. Прочитайте что на них написано. Перемещая карточки, расположите слова так, чтобы получилось предложение. Но будьте внимательны, слова даны в начальной форме. (аналогичная работа с карточками синего и зеленого цвета)

Пальто, шкаф, висеть, в.

Мальчик, качаться, девочка, и, качели, на.

Суп, варить, в, грибной, кастрюле.

- Прочитайте предложения, изменяя слова. Что получилось?

- Запишите предложения в тетрадь, соблюдая все правила написания предложения.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Найдите имя существительное, стоящее в предложном падеже, обозначьте падеж, подчеркните окончание и предлог.

7. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

8. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

- Давайте вспомним, с каким падежом мы сегодня работали?

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- С какими предлогами может употребляться предложный падеж имен существительных?

- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

- Урок окончен, до свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....