Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения
календарно-тематическое планирование по теме

Шайхутдинова Надия Mифтаховна

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие  способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnaya_programma_k_attestacii.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени А.З.Акчурина. с. Камышла.

Утверждаю:                                                                                                                                                                       Согласовано:

             Директор                                                                                                                                                                    Зам.директора по КР                

Камышлинской                                                                                                                                                             Аглиуллиной Г.А.                                                                                              

(коррекционной)                                                                                            

школы-интернат                                                                                                                                                           ____________________

 Садриев З.Г.                                                                                                                                                                  «___»________201__г.

_______________

«__»_____201__г.

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной  умственной отсталости на начальном этапе обучения

                                                                                                               

                                                                                                                 Составила учитель класса для детей

                                                                                                                     с глубокой умственной отсталостью

                                                                                                                   Шайхутдинова Надия Мифтаховна.

Камышла 2012 год.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе:                                                                                                                                                              - Закона об образовании.                                                                                                                                                                                                         - Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР Москва 1983 год.                                                                                                                                                                                                                                          - А также опираясь на коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. Автор: Шипицина Л.М. СПБ Образование 1996 год.

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие  способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

Решаются следующие задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные.

- Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

        - Коррекционно – развивающие задачи направлены, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся  вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

         - Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется  с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения. Для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания. Умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих. Для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

         Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.                                                                                                                                                                                                                   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

         При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);                                                                                        - действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;                                                                                                             - действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого;                                                                                                                   - действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);                                                                   - действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;                                                                                                                     - действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося. 

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.

 Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

-  действие (операция сформировано) – «ДА»;                                                                                                                                                - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;                                                                                                       - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;                                                                                           - действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Коррекционно - развивающие программы обучения грамоте учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

        Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии) так и умения в изображении отдельных элементов букв.

В процессе обучения грамоте выделяют 3 периода:

  1. добукварный (пропедевтический);
  2. букварный;
  3. послебукварный.

Основная задача добукварного периода - подготовка умственно отсталых детей к овладению грамотой, усвоению первоначальных навыков речевого общения.

Главными и основными методами в добукварный период являются игры и упражнения, работа по развитию речи. Поэтому необходимо систематически проводить гимнастику органов речи (артикуляционная гимнастика).

С помощью артикуляционной гимнастики осуществляется выработка движений органов артикуляции (языка, губ, голосовых связок), которые необходимы при произношении данного звука в норме. Гимнастика сначала проводится по подражанию (сопряженно, отраженно, по словесной инструкции). Каждое упражнение повторяется 4 — 5 раз.

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующий:

- «Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

- «Почистим зубы» - движения языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.

- «Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.

- «Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

- «Закрытые ворота» - просовывание языка между зубами.

- «Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

Для уточнения произношения полезно разучивать стихотворения (четверостишия), скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

-  Поддувание листиков, бумажных ленточек;

- Раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

-  Дыхательные упражнения с речевым сопровождением (понюхать цветы и на выдохе произнести: «Ах, как хорошо пахнет»).

Кроме того, необходима работа по уточнению и развитию слухового восприятия, развитию речевого слуха. Следует учить различать звуки окружающей действительности (стук, звон, жужжание, крик, гудки); произносить слова за учителем, состоящие из одного звука (у-у), двух (ау, уа, ах} и т. д. Можно использовать игры «повтори, что слышишь» (три-четыре звука на одном выдохе, тихо, потом громко: а-у-и, -а-у и т. д. ).

Для обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта грамоте, необходимо развитие у него фонематического восприятия. Работа должна проводиться сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи. По мере изучения звука предлагаются упражнения на развитие фонематического слуха. Учитель называет слова, слога, а дети, если услышат данный звук, хлопают в ладоши, либо поднимают кружок определенного цвета,

В добукварный период детей необходимо познакомить с термином «слово» при соотнесении его с предметом. Сначала ученики называют и показывают предметы, подсчитывают их количество, обозначая слова цветными полосками (длинными красными). Затем переходят к соотнесению понятия «слово» не с самим предметом, а с его изображением.

Работу над предложением нужно начинать с анализа предложения, составленного сначала учителем, а потом самостоятельно детьми. Нужно использовать ближайшие ситуации («Таня читает». «Катя пишет»), затем сюжетные картинки («.Дети танцуют». «Мальчик строит башню»). В добукварный период дети могут научиться составлять и анализировать предложения из 2 - 3 слов.

Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения в речи. С этой целью подбирается короткий отрывок из трех-четырех предложений по два слова в каждом, из небольшого рассказа или сказки, его читают, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили законченность каждого предложения и смогли повторить.

Следующим этапом работы по звуковому анализу является деление слова на слога (его части). Начинается работа по делению слова на слоги с показа практической значимости слогов. Можно использовать небольшой рассказ «В лесу», картинки, иллюстрации, где девочки, собирающие грибы, перекликаются друг с другом: «Та-ня», «Ма-ша». Каждую часть слова ученики повторяют и обозначают условно графически (короткими синими полосками), определяют общее количество частей слова и делают вывод, что слова состоят из частей (слогов) или слово делится на части (слоги). Таким образом анализируются слова, предложенные учителем (рука, щека, голова и т. д.). Проводятся игры типа: «Определи количество слогов в слове хлопками», детей учат изображать хлопками двух-, трехслоговые слова.

Заключительным этапом по звуковому анализу в добукварный период является выделение звуков речи, которые графически обозначаются цветными кружками, например.

- Детям раздается но несколько одноцветных кружков. Учитель называет (а, а-у, и-о-у и т. д.)- Ученики должны положить на столы такое количество кружков, которое бы соответствовало числу произносимых учителем звуков.

- Другой пример: у детей на столах кружки разного цвета (красный, желтый, зеленый). Условившись, что красный - это звук «а», желтый - звук «у». зеленый - звук «и», учитель произносит сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: а-у, и-а, у-н, затем по три звука. Ученики должны разложить кружки в определенной последовательности.

Знакомству с каждым новым звуком должна предшествовать и словарная работа. Так при работе со звуком «я» учитель раскладывает на доске картинки (аист, астра). Дети называют слова, начинается работа но выделению нужного звука. Учитель называет слова, выделяя нараспев первый звук (а-а-астра), подбирая слова с буквой «а» в ударном положении. Перед детьми ставится вопрос: «Какой одинаковый звук в словах?».

Затем проводится работа по артикуляции нужного звука, уточнению его произношения фронтально и индивидуально. (Например для звука «а»: рот широко открыт, язык спокойно лежит и т. д. ). Здесь можно проводить различные игры для закрепления правильного произношения данного звука (игра «Эхо», «Паровоз»).

Следующий этап работы над звуком - это соотнесение выделенного звука с буквой алфавита. Проводятся многочисленные упражнения по зрительному закреплению графического образа звука. Буквы хорошо сравнивать с чем-то: О - баранка, П - ворота и т. д.

Показывается большая печатная буква из разрезной азбуки. Особое внимание обращается на картинку к букве (аист, астра). Изображение предметов около буквы помогает выделению первого звука из слова. В дальнейшем, когда ребенок усваивает несколько букв, он как подсказку воспринимает название предмета на картинке и вспоминает букву.

С детьми с глубоким нарушением интеллекта в добукварный период проводится работа по развитию зрительных и пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо, расположение строчек, начертаний букв, распознавание н называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально, вертикально).

Букварный период

В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения.

Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов.

Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «ы», «и». А из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», «ш», «л», «н», «р». Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги. Следующими по сложности являются глухие: «к», «т», «п». Они просты по произношению, легко выделяются в начале и в конце слова, но трудны для слияния в слоги. Звонкие согласные «в», «з», «ж» изучаются позднее из-за сложности их произношения и возможности выделения только в начале слова. В то же время длительное произнесение позволяет сливать их в слоги без особого затруднения.

Наиболее сложными для чтения являются согласные «б», «г», «д», аффрикаты «ц», «ч», щелевой «щ». Большую трудность эти звуки представляют для слияния их с гласными. Произношение аффрикат чаще всего нарушено. В речи умственно отсталые дети заменяют одним из составляющих звуков: «ц» - «т», «с», «ч» - «т», «щ».

При изучении слоговых структур следует соблюдать также определенную последовательность. Наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа «ау», «уа». Следующими по трудности являются обратные слоги (ом, ум). В данном случае осуществляется последовательное чтение, т. е. каждый звук читается также, как при изолированном произнесении.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог (ма). Сложность заключается в том, что в этом слиянии нет последовательного чтения, как в обратных слогах, хотя здесь опорным является согласный звук. Овладение прямым открытым слогом подготавливает к чтению закрытого слова (сом, хор).

Следующими по трудности являются прямые открытые и закрытые слоги в мягком варианте с гласными «и». Самыми сложными являются слот и сочетания согласных (кран, волк).

При подборе для чтения слов главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики для учащегося. Формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание читаемого. Техника чтения и понимание читаемого - процессы, связанные между собой и взаимно обуславливающие друг друга.

Можно выделить 3 этапа букварного периода обучения грамоте.

На I этапе (1 класс) изучаются:

- Звуки и буквы «а», «у», «о», «м», «с», «х»;

- Слова, состоящие из одной гласной (ау, уа)\

- Обратные слоги, которые на первых порах соответствуют словам (ом, ах, ох, ух, ус):

- Прямые открытые слога (ма, са, ха);

- Слова, состоящие из усвоенных слогов (ма-ма, са-ма, Са-ша).

Основными задачами I этапа букварного периода являются:

1. Усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный .-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой;

2. Образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;

3. Образование и чтение прямого и открытого слога. Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов;

4. Составление слов из усвоенных слогов, чтение их.

На II этапе (2 класс) изучаются:

- Звуки и буквы «н», «ы», «к», «п», «т», «и», «в», «б», «г», «з», «ш», «ш», «ж», «л», «р»

- Обратные и прямые открытые слоги из вновь изученных звуков и букв;

- Трехбуквенные закрытый слог (сом, хор);

- Слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (ра-ма, но-ра, уш-ла);

- Короткие предложения (Ма-ма уш-ла. Ма-ша ма-ла. Ла-ра мы-ла ра-му).

Задачи II букварного этапа обучения грамоте:

1. Повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце);

2.  Образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;

3. Составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;

4. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов.

На III этапе (3 класс) изучаются:

- Звуки и буквы «д», «й», «ь», «е», «я», «ю», «ё», «ц», «ч», «щ», «ф», «э», «ъ»

- Обратные, прямые и закрытые слоги с буквой «ы» как показателем мягкости предыдущего согласного  (я-ма, мо-я);

- Слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (Ле-на, Лю-ба, Ал-ла);

- Предложения и короткие тексты.

Задачи III этапа букварного периода обучения грамоте:

1. Повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки и буквы, различать местонахождение в словах (в начале, середине, конце слова). Овладение слиянием взрывных звонких согласных с гласными «и», «у», «о», «ы»;

2. Образование и чтение слогов с мягкими согласными, сравнение слогов с твердыми н мягкими согласными;

3. Составление и чтение слов в твердом и мягком вариантах разной слоговой сложности;

4. Чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по букварю, работа над иллюстрациями к тексту.

Таким образом, к концу букварного периода дети с глубоким нарушением интеллекта могут усвоить все звуки и буквы русского алфавита, научиться соотнести звуки и буквы, владеть навыками звукобуквенного и слогового анализа, уметь образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности. Дети могут научиться читать предложения, короткие тексты, отвечать на вопросы по прочитанному и по иллюстрациям к тексту.

Для успешного обучения детей с глубоким нарушением интеллекта грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом.

Могут быть использованы следующие наглядные пособия:

- касса печатных букв для демонстрации;

- разрезная азбука для каждого учащегося;

-  касса слогов;

- таблица слоговая;

- таблицы для глобального чтения;

- фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;

- полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения;

- полоски для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм;

-  индивидуальная касса для хранения полосок и фишек;

- набор цветных карандашей;

- предметные картинки;

- большие карты с изображением животных, птиц (деформированные слова);

-  тетради в клетку, линейку;

-  буквари;

- короткие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;

          - сюжетные картинки (для составления предложений).

Краткая характеристика класса:

В 3 классе 5 человек, 1 девочка и 4 мальчика, возраст детей от 12 до 17 лет. Все учащиеся имеют диагноз умеренная умственная отсталость.  По развитию речи из 5 человек: у двоих системное недоразвитие речи тяжелой степени. Моторная алалия, нарушение письменной речи, алексия.

У остальных учащихся речь на бытовом уровне, нарушена структура слова, составляют предложения и рассказы по серии картинок по наводящим вопросам, на вопросы дают односложный ответ.

На основе речевой характеристики учащихся можно класс разделить на 2 группы: 1 группа говорящие и 2 группа не говорящие дети.

У детей входящих во вторую группу возникли стойкие трудности в усвоении учебной программы, дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

Первую группу характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

Календарно - тематическое планирование уроков чтения в 3 классе

для детей с глубокой умственной отсталостью

на 1 четверть 2012-2013 учебный год (27 часов)

Тема урока

К-во часов

Индивидуальные коррекционно-развивающие задачи

(1 и 2 группа)

Средства обучения

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1.

Первый учебный день в школе «Здравствуй школа!»

1.

- развивать умения отвечать полным ответом по образцу; развивать речь.

- беседа

- наглядные

- выявить знаний и умений по теме

-формировать умения отвечать на вопросы с помощью учителя; развивать внимание, слуховую и зрительную память.

- выявить знаний и умений по теме

2.

Повторение и закрепление пройденных тем во 2 классе.

Закрепление звуков и букв а о у. Составление и чтение слогов с этими буквами.

1.

- совершенствовать умения правильного составления и чтения слогов; коррекция речи при устных ответах; развивать фонематический слух.

- беседа

- объяснение

-дидактические игры

- плавно читать по слогам, составлять слоги из букв разрезной азбукой.

- формировать умения правильного составления и чтения слогов; коррекция речи при устных ответах; развивать фонематический слух.

Произносить звуки самостоятельно, читать слоги за учителем.

3-4

Закрепление звуков и букв м с х. Чтение слогов, слов и предложений с этими буквами.

2

- развивать навыки правильного слогового чтения; развивать речь, фонематический слух, память, внимание.

-беседа

- объяснения

Различать звуки на слух и в произношениях

- формировать навыки слогового чтения за учителем; развивать речь, фонематический слух, память, внимание. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Произносить звуки за учителем, по артикуляционной позиции, с помощью учителя выделять звук м, с, х из потока других речевых звуков.

5-6

Повторение и закрепление звуков и букв ш л. Чтение слогов, слов и предложений.

2

- совершенствовать навыки правильного, слогового сознательного чтения; развивать фонематический слух и речь

- беседа

- объяснения

- наглядные.

Правильно произносить звуки и различать их на слух

- формировать навыки правильного, слогового чтения за учителем; развивать фонематический слух и речь. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Произносить звуки за учителем, по артикуляционной позиции, с помощью учителя выделять звуки из потока других речевых звуков.

7

Дифференциация звуков и букв с-ш

1

- развивать навыки правильного, слогового сознательного чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.

- беседа

- объяснение

- карточки

- таблицы

- правильно произносить звуки и различать их на слух.

- формировать навыки правильного, слогового чтения за учителем; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Произносить звуки за учителем, по артикуляционной позиции, с помощью учителя выделять звуки из потока других речевых звуков.

8

Звук и буква ы.

Слоги, слова и предложения с данной буквой

1.

Совершенствовать навыки слогового, правильного чтения; развивать слуховую память, внимание, расширить пассивный словарь.

- словесные

- наглядные.

- плавно читать по слогам слова и предложения.

- формировать навыки правильного, слогового чтения за учителем; развивать слуховую память, внимание, способности к запоминанию, расширить пассивный словарь.

- узнавать и называть букву с помощью учителя, читать слоги по подражанию.

9-10

Звуки и буквы н р

Слоги, слова и предложения с данными буквами.

2

Продолжить формировать навыки слогового чтения; работать над развитием речи и памяти.

- словесные

- наглядные

Правильно произносить звук

-формировать умения узнавать и называть буквы с помощью учителя. Развитие слухоречевого  восприятия и внимания, коррекция речевого подражания

Произносить звуки за учителем, по артикуляционной позиции, с помощью учителя выделять звуки из потока других речевых звуков.

11

Дифференциация звуков р-л

1

- учить различать звуки р-л по подражанию; расширить и активизировать накапливаемый словарь, коррекция речи при ответах.

- беседа

- объяснения

- различать звуки на слух в произношениях.

- учить различать звуки р-л с помощью учителя; расширить и активизировать накапливаемый словарь, Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их с частичной помощью учителя.

12-13

Закрепление и повторение звуков и букв к п. Слоги, слова и предложения с данными буквами.

2

Совершенствовать навыки правильного слогового чтения; развивать речь, память, логическое мышление.

- словесные

- наглядные.

- различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу.

- формировать навыки слогового чтения букв и слогов с помощью учителя. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их с частичной помощью учителя.

14-15

Закрепление и повторение звуков и букв т, и Слоги, слова и предложения с данными буквами.

2

- совершенствовать навык слогового чтения слов с данными буквами, развивать речь, логическое мышление, воспитывать доброе отношение к окружающим.

- словесные

- наглядные

- плавно читать по слогам; анализировать по звуковому составу.

-формировать навыки чтения букв и слогов с помощью учителя. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

16

Чтение слов со словосочетанием ши

1.

- формировать навык чтения сочетанных букв, слов, предложений; учить четко и правильно излагать свои мысли.

- объяснение

- наглядные

- читать плавно по слогам слоги, слова; анализировать по звуковому составу.

Формировать умение читать слоги с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

17-18

Закрепление и повторение звуков и букв з, в. Слоги, слова и предложения с данными буквами.

2.

- совершенствовать навык слогового чтения слов с данными буквами; развивать фонематический слух, внимание, память.

- беседа

- объяснение

- наглядные

- читать по слогам слова, короткие тексты.

Формировать умение читать буквы и слоги с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

19

Закрепление и повторение звука и буквы ж Слоги, слова и предложения с данной буквой.

1.

- закрепить навыки чтения по слогам, развивать речь, логическое мышление, фонематический слух.

- словесные

- наглядные

- правильно произносить звук и различать его на слух

- читать по слогам слова и предложения.

Формировать умение читать буквы и слоги с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

20-21

Чтение слов со слогом жи. Дифференциация звуков ж-ш.

2.

- продолжить учить различать звуки ж-ш на слух и в произношении; развивать фонематический слух, внимание, память

- беседа

- карточки

- таблица

- различать звуки на слух и в произношении.

Формировать умение читать слоги с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

22-23

Закрепление и повторение звуков и букв б-г. Слоги, слова и предложения с данными буквами.

2

- совершенствовать навык слогового чтения слов с данными буквами; развивать фонематический слух, внимание, память.

- беседа

- карточки

- таблица

- читать по слогам слова, короткие тексты.

Формировать умение читать буквы и слоги с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать буквы и называть их, соединять буквы на слоги с частичной помощью учителя.

24-25

Дифференциация звуков б-п

2

- продолжить учить различать звуки ж-ш на слух и в произношении; развивать фонематический слух, внимание.

- беседа

- карточки

- таблица

- различать звуки на слух и в произношении.

- формировать умение различать звуки ж-ш на слух и в произношении с помощью учителя; развивать фонематический слух, внимание.

- узнавать и различать звуки на слух и в произношении с помощью учителя.

26

Упражнения в чтении слогов, слов и предложений.

1.

- Совершенствовать навыки правильного чтения; развивать устную речь, внимание, память.

- карточки

- таблица

- правильно читать по слогам; анализировать слова по звуковому составу.

- формировать умение правильного чтения букв и слогов. Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- узнавать и различать звуки на слух и в произношении с помощью учителя.

27

Внеклассное чтение

1.

- формировать умение внимательно слушать сказку

- развивать слуховую память

- рисунки по содержанию

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного.

- формировать умение внимательно слушать сказку

- развивать слуховую память

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать главных героев на иллюстрации.

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе

для детей с глубокой умственной отсталостью

на 2 четверть 2012-2013 учебный год (24 часа)

Тема урока

К-во часов. Дата.

Коррекционно-развивающие задачи

Средства обучения

Основные требования к ЗУ

1-2

Повторение.

2

-формировать навыки слогового, правильного чтения, автоматизировать поставленные звуки.

-беседа

-объяснение

-карточки

- правильно читать по слогам слова, предложения

-отвечать на вопросы

- составлять предложения

-формировать умения слогового чтения с частичной помощью учителя, Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- повторять за учителем или совместно простое предложение на основе демонстрируемого действия, слова изображенного на картинке.

3-4

Звук и буква Дд

2

-познакомить с новым согласным звуком Д

-учить выделять звук, давать характеристику.

-беседа,

-объяснение.

- правильно произносить звук и различать на слух.

-познакомить с новым согласным звуком Д

-учить выделять звук с помощью учителя.

Произносить звук за учителем. С помощью учителя выделять звук  в сильной позиции слова (в начале, конце) Знать графическое  обозначение звука

5-7

Слоги и слова со звуком Д. предложения с этими словами.

3

- формировать навыки слогового, правильного чтения,

-продолжить над развитием связной речи.

- беседа.

- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты.

-формировать умения слогового чтения с частичной помощью учителя, Коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

- произносить звук за учителем, читать слоги и слова за учителем.

8-10

Дифференциация звуков и букв Д-Т

3

-учить различать звуки д-т, на слух и в произношении,

-расширять и активизировать, накапливать словарь.

-словесные

-карточки.

-различать звуки на слух и в произношениях.

-учить зрительно и на слух узнавать и  различать звуки и буквы. Развивать слуховую и зрительную память. Коррекция по выработке правильной артикуляции звуков.

-узнавать и различать звуки на слух и в произношениях с помощью учителя.

11-12

Звук и буква Й

2

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук й,

-развивать речь, фонематический слух, логическое мышление.

-беседа,

объяснение,

-наглядные

-правильно произносить звук, различать на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

- с помощью учителя находить букву Й среди других букв, обозначать звук [й] буквой Й.

13-15

Слова со звуком и буквой й. предложения.

3

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук й,

-развивать речь, фонематический слух, логическое мышление.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

-правильно произносить звук, различать на слух и в произношении.

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук й с помощью учителя,

-развивать речь, фонематический слух, логическое мышление.

- читать слияния букв совместно с  учителем.

16-18

Дифференциация звуков и букв й – и.

3

-учить различать звуки й, и, характеризовать изученные звуки,

-воспитывать вежливость, аккуратность.

-словесные

-наглядные.

-различать звуки на слух и в произношении.

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук й с помощью учителя,

-развивать речь, фонематический слух, логическое мышление.

- с помощью учителя находить букву Й среди других букв, обозначать звук [й] буквой Й.

19

Буква ь как показатель мягкости согласных.

1

-познакомить с новой буквой, не обозначающий звука, как показатель мягкости согласного,

-развивать речь, память, внимание, воображение.

-беседа,

-объяснение

-наглядные.

-анализировать по звуковому составу, составлять слова из букв.

-познакомить с новой буквой, не обозначающий звука, как показатель мягкости согласного,

-развивать речь, память, внимание, воображение.

- знать графическое  обозначение звука.

20

Различение твердых и мягких согласных на конце слова.

1

-учить различать твердые и мягкие согласные на конце слова,

-развивать память, внимание, орфографическую зоркость.

-беседа.

-плавно читать по слогам слова, предложения.

-учить различать твердые и мягкие согласные на конце слова с помощью учителя,

-развивать память, внимание, орфографическую зоркость.

- знать графическое  обозначение звука, читать слова с учителем.

21

Слова с ь в середине слова.

1

-формировать навыки чтения слов с ь в середине слова,

-развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.

-словесные,

-наглядные

-составить слова из букв и слогов.

-формировать умение чтения слов с ь в середине слова с учителем,

-развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.

-составить слова из букв и слогов с помощью учителя.

22-23

Слова со стечением двух согласных в начале слова.

2

-формировать навыки сознательного, правильного чтения,

-формировать фонематический слух, речь, конвергентное мышление.

-беседа.

Читать по слогам слова со стечением двух согласных в начале слова.

-формировать умение читать слова с частичной помощью учителя.

Читать с учителем по слогам слова со стечением двух согласных в начале слова.

24

Повторение.

1

-способствовать формированию навыков слогового, сознательного, правильного чтения.

-беседа

-карточки.

-правильно произносить все изученные звуки.

- формировать навыки слогового чтения.

-правильно произносить все изученные звуки.

Календарно - тематическое планирование уроков чтения в 3 классе

для детей с глубокой умственной отсталостью

на 3 четверть 2012-2013 учебный год (30 часов)

Тема урока

К-во часов. Дата.

Коррекционно-развивающие задачи

Средства обучения

Основные требования к ЗУ

1-2

Повторение.

2

Закрепить навыки слогового, сознательного, выразительного чтения; продолжить обучению работе с текстом; развивать фонематический слух, память.

-беседа

-карточки

Различать на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу.

-формировать навыки слогового чтения, развивать фонематический слух, память.

- знать графическое  обозначение звука,

 читать слова с учителем.

3

Слова со стечением двух согласных на конце слова.

1

Закрепить навыки чтения слов со стечением двух согласных на конце слова; прививать интерес и любовь к чтению.

-словесные

Плавно читать по слогам слова

 и предложения; отвечать на вопросы

по содержанию прочитанного.

-формировать умение читать слова с частичной помощью учителя.

Читать с учителем по слогам слова

 со стечением двух согласных в начале слова.

4

Звук и буква Е е

1

Познакомить с новым гласным звуком.

-беседа

-объяснение.

Различать звуки на слух и в произношении.

Познакомить с гласной буквой Е. Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

Различать звуки на слух и в произношении

 с помощью учителя.

5

6-7

Слоги и слова со звуком и буквой е

Слова со звуком и буквой е, чтение предложений.

1

2

Формировать навык правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, слов. Способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха.

-словесные

-наглядные

-беседа

Анализировать по звуковому составу,

 составлять слова из букв.

Плавно читать по слогам слова

 и предложения; отвечать на вопросы

 по содержанию прочитанного

Формировать умение слогового чтения слогов. Способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха.

Читать слоги и слова с учителем.

8

Звук и буква Ё ё

1

Познакомить с новым гласным звуком, формировать навыки правильного чтения. Развивать речь, мыслительную деятельность.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Правильно произносить звук,

различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым гласным звуком, формировать умения слогового чтения за учителем. Развивать речь, мыслительную деятельность.

Правильно произносить звук.

9-10

Слова со звуками и буквами ё – о.

2

Формировать навыки чтения слов со звуком ё – о; сравнительно-буквенный анализ слов.

-словесные

-карточки

-игры.

Анализировать по звуковому составу,

составлять слова из букв и слогов.

Формировать умение чтения слов со звуком ё – о за учителем. Развитие звуковой стороны речи.

Читать слоги и слова с учителем.

11-12

Чтение предложений со звуком и буквой ё.

2

Закрепить навыки чтения предложений со словами с буквой и звуком ё, развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух.

-беседа

-наглядные.

Плавно читать по слогам предложения;

отвечать на вопросы по содержанию

прочитанного.

Формировать умение чтение слогов и слов за учителем, развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух.

Читать слоги с буквой ё с частичной

помощью учителя.

13-14

Звук и буква Я я.

2

Познакомить с новым звуком; работать над формированием навыка правильного сознательного чтения.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Правильно произносить звук,

 различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым звуком; работать над формированием умения правильного чтения.

Произносить звук Я за учителем.

С помощью учителя выделять звук

  в сильной позиции слова (в начале, конце).

 Знать графическое  обозначение звуков

15-16

Буква я как показатель мягкости.

2

Закрепить навыки чтения предложений со словами и с буквой я. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов.

- таблица

-карточки

Анализировать по звуковому составу,

 составлять слова из букв и слогов.

Формировать умение читать слоги  и слова с буквой Я совместно с учителем. Развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух.

Произносить звуки Я за учителем.

 С помощью учителя выделять звук

 в сильной позиции слова (в начале, конце).

Знать графическое  обозначение звука.

 Совместно или с помощью учителя

читать слоги с изученными буквами.

17-18

Звук и буква Ю ю.

2

Познакомить с новым гласным звуком; формировать умение читать выразительно, по слогам. Развивать речь, внимание, память, мышление.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Различать звуки на слух и в произношении.

Познакомить с новым звуком; работать над формированием умения правильного чтения. Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

Произносить звук Ю за учителем.

С помощью учителя выделять

 звук  в сильной позиции слова

 (в начале, конце). Знать графическое  

обозначение звуков

19-20

Слова со звуками и буквами ю-у.

2

Совершенствовать навыки слогового, правильного, выразительного чтения. Развивать фонематический слух, речь.

-словесные

-наглядные.

Составлять слова из букв и слогов

разрезной азбуки. Анализировать

слова по звуковому составу.

Формировать умения слогового чтения. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.



Различать звуки на слух и в произношении

 с помощью учителя.

21

Чтение предложений и текста.

1

Закрепить навыки слогового, правильного, выразительного чтения.


Развивать речь, внимание, память.

-словесные

-таблица

-карточки.

Плавно читать по слогам слова,

предложения, короткие тексты.

Формировать умение чтение слогов и слов за учителем, развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух.

Правильно произносить звук, различать

 на слух и в произношении. Знать графическое

 обозначение звуков

22

Звук и буква Ц ц.

1

Познакомить с новым согласным звуком. Развивать речь, память, внимание, воображение.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Правильно произносить звук,

 различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым согласным звуком. Развивать речь, память, внимание, воображение.

Правильно произносить звук,

различать на слух и в произношении.

Знать графическое  обозначение

23-24

Слова со звуком и буквой ц. предложения.

2

Формировать и закрепить навыки слогового чтения, выразительного, правильного чтения. Развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.

- словесные

-наглядные.

Плавно читать по слогам слова, предложения.

Формировать умения слогового чтения. Развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.




Читать слоги и слова с учителем.

25

Звук и буква Ч ч.

1

Формировать представление о звуке ч. Развивать фонематический слух, логическое мышление.

-беседа

-объяснение

-карточки.

Правильно произносить звук,

различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым согласным звуком. Развивать речь, память, внимание, воображение.

Правильно произносить звук,

 различать на слух и в произношении.

Знать графическое  обозначение

26-27

Слова со звуком и буквой ч. Чтение текста.

2

Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Развивать речь, фонематический слух, воспитывать любознательность.

-беседа

Отвечать на вопросы по содержанию

прочитанного.

Формировать умение чтение слогов и слов за учителем, развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух.

Совместно или с помощью учителя

читать слоги, слова с изученными буквами.

28-29

Слова со слогами ча – чу.

2

Закрепить знания о звуке ч; учить правильно читать слова со слогами ча – чу.

-объяснение.

Правильно читать по слогам слова,

предложения.

Закрепить знания о звуке ч; учить правильно читать слова со слогами ча – чу за учителем.

Совместно или с помощью учителя читать

 слоги, слова с изученными буквами.

30

Чтение сказки «Курочка ряба».

1

Формировать навыки чтения, умение работать с текстом. Развивать внимание, мышление, воображение, восприятие, речь.

-словесные

-наглядные.

Слушать и прочитать небольшую сказку.

 Отвечать на вопросы по содержанию

 прочитанного.

Формировать умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Развивать внимание, мышление, воображение, восприятие, речь.

Следить за действующими лицами,

проявлять интерес к происходящим

событиям, называть героев сказки,

 пытаться отвечать на вопросы по содержанию

Календарно - тематическое планирование уроков чтения в 3 классе

для детей с глубокой умственной отсталостью

на 4 четверть 2012-2013 учебный год (24 часа)

Тема урока

К-во часов. Дата.

Коррекционно-развивающие задачи

Средства обучения

Основные требования к ЗУ

1-2

Повторение.

2

Закрепить навыки слогового, сознательного, выразительного чтения; продолжить обучению работе с текстом; развивать фонематический слух, память.

-беседа

-карточки

Различать на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу.

Формировать навыки слогового чтения, развивать фонематический слух, память.

Знать графическое  обозначение звуков, читать слова с учителем.

3-4

Звук и буква Щ щ.

2

Познакомить с новым согласным звуком щ. формировать навыки чтения, развивать фонематический слух, логическое мышление.

-беседа

-объяснение

-карточки.

Правильно произносить звук, различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым согласным звуком. Развивать речь, память, внимание, воображение.

Правильно произносить звук, знать графическое  обозначение звука.

5-6

Слова со слогами ща-щу.

2

Формировать навыки правильного слогового чтения слов со слогами ща-щу; коррекция речи при ответах детей.

-словесные

-наглядные.

Правильно читать по слогам слова и предложения.

Формировать умения правильного слогового чтения слов со слогами ща-щу совместно с учителем. Коррекция речи при ответах детей.

Правильно читать по слогам слова.

7-8

Слова со слогами ча-ща, чу-щу.

2

Формировать навыки сознательного, правильного чтения по слогам, способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти.

-беседа

-таблица

Составлять самостоятельно слова из букв и слогов разрезной азбуки.

Формировать умения правильного чтения по слогам, способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти.

Составлять с учителем слова из букв и слогов разрезной азбуки.

9

Закрепление пройденного.

1

Закрепить навыки правильного сознательного чтения по слогам. Работать над развитием связной грамотной речи.

-беседа

-объяснение

Анализировать по звуковому составу.

Закрепить навыки правильного чтения по слогам. Работать над развитием связной грамотной речи.

Составлять с учителем слова из букв и слогов разрезной азбуки.

10

Звук и буква Ф ф.

1

Познакомить с новым согласным звуком; учить различать на слух и в произношении, давать характеристику.

-беседа

-объяснение

-наглядные

Различать звуки на слух и в произношении.

Познакомить с новым согласным звуком; учить различать на слух и в произношении за учителем.

Правильно произносить звук, знать графическое  обозначение звука.

11-12

Слова со звуком и буквой ф. чтение предложений.

2

Формировать навыки правильного, сознательного чтения по слогам. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, расширять кругозор детей.

-словесные

-таблица

-карточки.

Анализировать по звуковому составу; правильно читать по слогам слова и предложения.

Формировать умения правильного, чтения по слогам. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, расширять кругозор детей.

Правильно читать по слогам слоги и слова за учителем.

13-14

Дифференциация звуков и букв ф – в.

2

Учить различать звуки ф – в. Формировать навыки правильного слогового чтения.

-беседа

-объяснение

-карточки

Составлять слова из разрезной азбуки.

Учить различать звуки ф – в. Формировать навыки правильного слогового чтения за учителем.

Правильно читать по слогам слоги и слова за учителем.

15

Звук и буква Э э

1

Познакомить с новым звуком э. формировать навыки чтения, развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление.

-беседа

-объяснение

-карточки

-наглядные.

Правильно произносить звук, различать на слух и в произношении.

Познакомить с новым гласным звуком; учить различать на слух и в произношении за учителем.

Правильно произносить звук, знать графическое  обозначение звука.

16

Слова со звуком и буквой э.

1

Формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения по слогам. Развивать речь, фонематический слух, мышление.

-словесные

-наглядные

Правильно читать по слогам слова, предложения. Анализировать по звуковому составу.

Формировать умения правильного, чтения по слогам. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, расширять кругозор детей.

Правильно читать по слогам слоги и слова за учителем.

17-18

Буква и слова с ъ знаком.

2

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука. Развивать речь, память, внимание, воображение.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Правильно читать по слогам слова и предложения. Анализировать по звуковому составу.

Познакомить с новой буквой; учить различать на слух и в произношении за учителем.

Составлять с учителем слова из букв и слогов разрезной азбуки.

19-20

Слова с разделительным ь знаком.

2

Закрепить знание о мягком знаке как о разделительном знаке, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

-беседа

-объяснение

-наглядные.

Анализировать по звуковому составу.

Способствовать развитию речи, памяти, мышления, расширять кругозор детей.

Правильно читать по слогам слоги и слова за учителем.

21

«Когда это бывает?»

1

Закрепить знания о временах года; способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, фонематического слуха.

-беседа

-наглядные.

Правильно читать по слогам слова, предложения.

Формировать знания о временах года; способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, фонематического слуха.

Правильно читать по слогам слоги и слова за учителем.

22

Чтение стихов «Мячик», «Кошка».

1

Формировать навыки правильного слогового чтения, развивать фонематический слух, работать над четкостью дикции.

-беседа

-наглядные

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Формировать навыки правильного слогового чтения, развивать фонематический слух.

23

Чтение текста «Чиж».

1

Формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим. Работать над выразительным чтением.

-беседа

-объяснение.

Правильно читать по слогам текст, отвечать на вопросы.

24

«Верный друг».

1

Расширять и углублять знания детей о животных. Воспитывать у детей стремление к доброте, честности, отзывчивости.

-беседа

-объяснение

Правильно читать по слогам текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Формировать умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Развивать внимание, мышление, воображение, восприятие, речь.

Следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, называть героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение графике в английском языке на начальном этапе обучения"

Данная статья содержит методический материал по обучению письму  на начальном этапе обучения школьников английскому языку...

Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении....

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5го класса «В мире с собой и окружающими»

У детей с интеллектуальным недоразвитием, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах, часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в повед...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся с ОВЗ РАС

laquo;Коррекционно-развивающая программа для учащихся  с ОВЗ РАС»Вариант 8.3.1  класс(второго года обучения)...