Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время
методическая разработка по теме

Ксенофонтова Светлана Николаевна

Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnaya_forma_raboty11.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10  VIII вида

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроке и во внеурочное время

                                                                                                        Классный руководитель

                                                                                                                  Ксенофонтова С.Н.

2012 г.

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроке и во внеурочное время

“Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б.Асафьев

Перед учителем   стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.

Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  1. забота о развитии каждого ребенка;
  2. помощь в решении возникающих проблем;
  3. организация разнообразной деятельности в классе.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника. При этом считаю, что такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу.

По моему мнению, основными задачами диагностического обследования  школьников являются:

  1. определение уровня развития ребенка;
  2. обнаружение изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, установление нормы или отклонения (ориентируясь на эталон).

По результатам обследований проводим:

  1. анализ полученных фактов;
  2. установление причин изменений;
  3. разработку плана дальнейшей коррекционной работы.

Наиболее доступными методами педагогической диагностики считаю: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.

На протяжении обучения ребенка в школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за изменениями:

  1. уровня воспитанности;
  2. самооценки ученика;
  3. уровня самостоятельности;
  4. характера межличностных отношений;
  5. особенности личности ученика;
  6. уровня самоконтроля;
  7. отношения ученика к своему здоровью;
  8. уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на “Я” каждого ребенка.

При составлении программы использую технологию “Гуманно-личностного подхода к обучающимся” Ш.А. Амонашвили и технологию “Гуманного коллективного воспитания” А.В.Сухомлинского.

Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:

  1. “Я моя семья, мои друзья”;
  2. “Я, мы и природа”;
  3. “Мой край родной”;
  4. “Здоровому все здорово”;
  5. “Верность традициям”;
  6. “Общение (Кто в согласии живет, счастье в жизни обретет)”;
  7. “Трудолюбие”.

Реализация этой программы:

  1. активизирует интерес школьников к разным видам искусства;
  2. улучшает психологическую атмосферу в классе, в школе;
  3. способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, и главное – понимать услышанное;
  4. развивает живую фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей;
  5. поднимает их на новый качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам.

Возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Я выбрала для своего класса такие виды деятельности, как игра, общение, творчество.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как  учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. дискуссии;
  3. игры;
  4. состязания;
  5. походы и экскурсии;
  6. конкурсы;
  7. турниры;
  8. собеседования;
  9. олимпиады;
  10. наблюдения;
  11. творческий труд;
  12. поисковые эксперименты;
  13. индивидуальные занятия;
  14. художественно-эстетическая деятельность и т.д.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!”(Л.Н.Толстой).

В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.

Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам “Нашего мира” (о растениях, животных, космосе), литературного чтения (о писателе или поэте, подобрать стихи, рассказы для чтения или инсценировки). Бурно проходит обсуждение сообщения, слушатели задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа. А с наиболее интересными сообщениями выступают перед ребятами в другом классе. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.

Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия . Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.

Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним. Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разно уровневый дидактический материал.

Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: “Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара!”, “Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится!” “А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли ,высказанной .Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!”

Самый любимый для детей русский народный праздник Масленица стал традиционным, благодаря совместной работе с сельским библиотекарем и родителями. Дети знакомятся с масленичными традициями и обрядами, в классе создают праздничный интерьер. Даже мороз не помеха празднику, который начинается с катания на лошади. Ее стремительный бег завораживает дух детей. Вокруг чучела водят хороводы, поют колядки. Вкусные горячие блины, катание с горы на санках, сжигание чучела Масленицы оставляют самые яркие впечатления о празднике. Народный праздник дает человеку ощущение полного слияния с природой.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Ребята дружат между собой в школе и вне школы, внимательны друг к другу. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления “Маленькая страна” со своими министрами, президентом. Дети живут по законам, которые они приняли сами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.

Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю “Портфолио” на каждого ученика.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения - совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.

При сотрудничестве с библиотекарем, у ребят формируется культура чтения, положительное отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение детской литературы.

В своей работе постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения, провожу совместные праздники, на которые приглашаем учителя физкультуры Часовскую Р.М.  Все дети посещают спортивные секции, побеждают на соревнованиях.

Мои дети активные участники муниципальных конкурсов:  “Впусти доброту в своё сердце”.

Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.

Говорить о работе с детьми с ограниченными возможностями сегодня очень важно. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что таких детей не так уж много. Так давайте же будем внимательными  в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд  незначительных!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских способностей на уроке и во внеурочное время.

Главное богатство современной России - ее интеллектуальный по­тенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интел...

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Доклад "Формы работы по развитию творческих способностей учащихся"

Данная работа - это небольшое собрание методов и технологих, применяемых на моих уроках. Здесь вы можете познакомиться как с методами, так и их примерами из моего педагогического опыта....

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Доклад учителя биологии МКОУ СОШ №2 г.БесланаБутовой Л.М....

Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время

Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"...

"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"

Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов  на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...