Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах
статья по теме

Василенко Светлана Викторовна

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их значения недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.

В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики я подбираю самые разные методы преподнесения учебного материала. Но в работе с детьми со сниженным интеллектом, имеющими недостаточную математическую подготовку, предпочтение отдаю коррекционным методам, направленным  на развитие познавательной активности,  мышления и речи этих учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система коррекционно – развивающих  упражнений на уроках математики в начальных классах». Учитель начальных классов: Василенко.С.В

Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием проявляется в крайне низкой познавательной активности (вплоть до отказа от задания). Слабая  сформированность логических приёмов умственных действий и замедленный тип мыслительных процессов; умственные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение на низком уровне.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их значения недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.

В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики я подбираю самые разные методы преподнесения учебного материала. Но в работе с детьми со сниженным интеллектом, имеющими недостаточную математическую подготовку, предпочтение отдаю коррекционным методам, направленным  на развитие познавательной активности,  мышления и речи этих учащихся.

Использование дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков из развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики.

В своей работе большую опору делаю на игровую деятельность, т.к игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей с нарушениями развития в учебную работу. Учитывая особенности эмоционально – волевый сферы уч-ся, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность, интерность других, я организовываю начало урока так, чтобы собрать внимание всех учащихся. Так как это во многом определяет дальнейший ход урока. Для организации внимания я провожу различные игры: «Заметь всё», «Что изменилось?», «Занимательные фигуры.»  Такие игры активизируют внимание, вызывают интерес и вовлекают в учебную деятельность всех учащихся.

Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Предлагаю ряд чисел, в беспорядке записанных на доске разными цветами. Задание: прочитать пример, ответ которого написан желтым цветом в правом верхнем углу и т.д… Примеры на доске.

18:2+0                    35:5+4       1*7-0

10+5*2                   0*6+23

20                23

9      11     7                                    

 Такое задание развивает арифметические навыки, способность ориентироваться в листе, в пространстве, уточняет ряд понятий.

Предлагаю  обучающимся задания и в письменной форме.

Например: на доске расположены примеры на карточках. 25-20;   14+9;   46-26;  50+12;

задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком «+», во второй со знаком « - «.

 Ещё одно коррекционно – развивающее упражнение, которое применяю как для письменный работы, так и для устной. На доске геометрические фигуры:

X

:

               

8

60

10

50

    0

10

1

 

Задание: составить примеры, используя знаки и числа в геометрических фигурах.

Такие задания развивают вычислительные навыки, аналитико–синтетическую деятельность. Даже слабо владеющие вычислительными навыками уч-ся проявляют инициативу при выполнении таких заданий.

Для  сравнения чисел, величин использую работу с сигнальными карточками. Удобство работы с ними заключается в оперативной обратной связи с учащимися.

        3

         С.

        КР.            

        <    3дм6см*40см  <        >     1м * 100см

        =     1дм * 8см

Показываю на звездочку, ученики показывают, поднимают карточку соответствующего цвета.

В целях организации и осуществления  учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках математики использую как дидактические так и развивающие игры. Дидактические игры,  или обучающие должны приковывать внимание ребенка к материалу урока, давать пищу для размышлений. В зависимости от используемых материалов дидактические игры  делятся на предметные (лото, домино и т.д), предметно – словесные и словесные, например: «Назови число,  которое будет >, <   названного числа, «Непрерывная цепочка», «Угадай – ка».  Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют общему развитию ребёнка, расширению его кругозора, обогащению словаря, учат использовать математические значения в изменённых условиях. Всё это свидетельствует о большом коррегирующем значении дидактических игр.

Развивающие игры  - это игры творческие, включающие в себя задания тренировочного характера. Они воздействуют непосредственно на психические качества личности ребёнка: на память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции. «Шифровальщик»,»Составь слово».

Известно, что для детей, испытывающих трудности в обучении, характерны неравномерность, не целенаправленность деятельности. Обычно на уроках, они неорганизованны, импульсивны, склонны к поспешным, необдуманным действиям. Эффективным приемом  нормализации учебной деятельности младших школьников является алгоритмизация. 

 С её помощью осуществляется подчинение ребёнка какому – либо предписанию, перенос алгоритма решений на такие  задачи, условия которых внешне не сходны с условиями предыдущих задач, а также обобщение операций, систематизация знаний. Это различные памятки – инструкции, в которых записана последовательность действий при решении задач, трудных случаев умножения и деления, уравнений.

Использование данного приёма позволяет  осуществлять коррекцию недостатков памяти слабоуспевающих уч-ся, т.к. при работе по алгоритмам происходит их заучивание и автоматизация, а так же коррекцию недостатков мышления, поскольку происходит обобщение действий и операций. Проговаривая и выполняя инструкцию по отдельным этапам, дети учатся правильно рассуждать и контролировать себя в процессе самостоятельной работы.

Решение арифметических задач, как известно, является одним из самых трудных разделов программы по математике. От ребёнка требуется осуществление довольно сложной аналитико– синтетической  деятельности. Младшие школьники часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Их приходится учить, с чего начинать, как анализировать текст задачи, как устанавливать решение, как формулировать ответ, т.е. формировать умение мысленно составлять план работы над любой задачей. Для этого полезно приучать детей пользоваться памяткой следующего типа:

ПАМЯТКА.

1. Внимательно причитай задачу 2 раза.

2. Подумай, что в задаче известно.

3. Что спрашивается в задаче?

4. Запиши задачу кратко.

5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное

6. Реши задачу. Объясни решение.

7. Проверь правильность решения.

Учитывая индивидуальные возможности уч-ся, на каждом этапе  урока предусматриваю задания различной степени трудности.

Цель индивидуальной работы – помочь регулировать темп продвижения подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении затруднений.

При организации индивидуальной деятельности соблюдаю следующие условия:

- подробная инструкция к выполнению задач;

- задания должны быть дифференцированными, то есть посильными для каждого ребёнка;

- направляющая помощь учителя;

- проверка результатов и построение коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой

Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой ин...

Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"

        Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...

Статья "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении темы «Действие с числами, полученными при измерении» в школе для детей с ОВЗ (из опыта работы).

Статья предназначена для учителей математики, работающих в школе для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта). В данном материале рассматриваются специальные упражнения, которые предупреждают появление ошиб...

«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе  VII вида. Для того, чтобы помочь  детям овладеть основными знаниями, умениями ...