ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ "ГЕНИЙ ЛОМОНОСОВА"
материал по теме

Бородина Алла Ивановна

Методическая разработка внеклассного мероприятия о М.В.Ломоносове посвещена его трёхсотлетнему юбилею и предназначена для коррекционных школ. В частности, проводилось мероприятие в школе 1 вида. данная разработка содержит материал для презентации и конкурсные задания по биографии учёного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    

         Внеклассное  мероприятие – презентация «Гений Ломоносова».                                                                   

                                             Для учащихся старших классов школы 1 вида.

  Введение.

   Внеклассные мероприятия в школе – это важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведённые, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, расширяют кругозор учащихся, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде. Всё это, безусловно, важно для формирования личности.

   Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, всегда дают возможность не только сообщить научную, историческую, биографическую информацию, но и поговорить с ребятами о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни М.В.Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии, трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в  300-летний юбилей Великого Помора.

Цели мероприятия:

Образовательные:

- дополнить знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Воспитательные:

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение к людям, прославившим НАШУ СТРАНУ;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

- вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

   Форма мероприятия: презентация, игровой конкурс между классами после просмотра.

   Методы:  Репродуктивный;  Наглядно-образный;  Творческий.

   Оборудование:

Компьютерная презентация «Гений Ломоносова»;   Компьютерное оборудование для показа презентации;   Портрет М.В.Ломоносова и слова эпиграфа;

Речевые карточки с вопросами и ключевыми словами;

Материал для выполнения конкурсных заданий после просмотра презентации;

 Заранее оформленный стенд о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Структура мероприятия: 

показ и речевое сопровождение презентации о жизни и деятельности М.В. Ломоносова,

игровые конкурсы между классами после просмотра.

Поощрение:  За каждый выигранный конкурс класс получает звезду (звёзды  4-х цветов (по количеству классов). В результате получается звёздное небо, на котором появляются слова: «М.В.Ломоносов - выдающаяся личность и гениальный учёный ».  Награждение класса, получившего большее количество баллов (звёзд) за правильные ответы.

     План внеклассного мероприятия – презентации  по литературе   «Гений Ломоносова».

Слайд 1.                   Гений Ломоносова.

                                                     … архангельский мужик,  По своей ли, божьей воле

                                                           Стал разумен и велик.          (Н.А.Некрасов)

Слайд 2.  

19 ноября 2011 года отмечается юбилей  (300лет)  выдающегося учёного, великого человека  Михаила Васильевича Ломоносова.

      Слайд 3.                Родина М.В.Ломоносова.

Родился Михаил Васильевич Ломоносов в деревне Мишанинская Двинского уезда Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области) в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны.

     Слайд 4.

   У отца было своё парусное судно, дом с прудом, в котором он разводил рыбу. Он был настоящий помор: настойчивый, трудолюбивый, смелый. Эти черты унаследовал его даровитый сын. В 10 лет Михаил начал ходить с отцом на тяжёлые рыбные промыслы по реке Северная Двина к Белому морю и Северному Ледовитому океану.

      Слайд 5.    Учёба Ломоносова

Грамоте  Михаила обучал местный дьячок С.Н.Сабельников. Выучившись письму, Михаил писал прошения, письма всему селу. Его тянуло к знаниям.

В 19 лет Ломоносов принял решение уйти из дома. Зимой 1730 года с рыбным обозом пешком он отправился в Москву.

       Слайд 6.                     Учёба в Москве.

В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Спасские школы.  Учителя Ломоносова - талантливый педагог математических и навигационных  наук Л.Ф.Магницкий и преподаватель грамматики Мелентий Смотрицкий. Ломоносов много читал, стал лучшим учеником. За один год прошёл 3 года обучения.

       Слайд 7.                Учёба в Петербурге, Киеве, Германии.

  1. Страсть его к наукам была велика. Он прослушал курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке.
  2. В 1734 году Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву.
  3. В 1735 годуего в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения.
  4.  А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала они учились в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

    Слайд 8.  

   За 11 лет упорного труда Ломоносов получил среднее и высшее образование и стал учёным. Он писал: « Я своей чести достиг не слепым участием, но … талантом, трудолюбием и терпением…». Став учёным, Ломоносов решил развивать науки и «других   учить» .

Слайд 9.            Ломоносов - учёный

Грандиозная научная работа в самых различных областях:   физике, химии, астрономии, читает студентам лекции. Главной своей специальностью считает  химию. В 1745 году получил звание профессора  по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.

Слайд 10.

 С  интересом Ломоносов работает в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим» , а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла». В оде «На день восшествия на  …» Ломоносов обращается к молодым людям с призывом учиться, чтобы прославить свою родину Россию.

Слайд 11.     

Важное открытие Ломоносова в астрономии -  ночезрительная труба.

Слайд 12.         Увлечение мозаикой.

Самым серьёзным увлечением в жизни Ломоносова была мозаика  из цветного стекла.

  1. В 1752 году закончена первая  мозаичная картина – "Мадонна». Потом будут другие – яркие, самобытные.
  2. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий.
  3. В дальнейшем  Ломоносов будет избран почётным членом  Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

 Слайд 13.      Ломоносов – основатель Московского университета.

Слайд 14.                         Память о Ломоносове

   Память о М.В.Ломоносове увековечена во множестве памятников по всей России. Особенно много их на родине учёного в городе Архангельске и области. В селе, где родился Ломоносов, созданы музей, костерезная мастерская, школа названа в честь имени знаменитого земляка и само село сейчас носит имя Ломоносова.

Слайд 15.               Достижения Ломоносова.

  1. Научные открытия  по химии и физике.
  2. Создание научных лабораторий.
  3. Преподавание студентам.
  4. Написание научных трудов.
  5. Литературная деятельность (сочинение стихотворных и прозаических текстов).
  6. В языке -создание «теории трёх штилей».
  7. Создание ночезрительной трубы (сейчас - телескоп).
  8. Создание мозаичной мастерской, стекольного завода. Составление мозаики. Основание Московского университета.

                              Конкурсные задания.

  1. Какой головной убор носят учёные? (выбрать из предложенных: кепка, шапка, платок, чепчик, берет)
  2. Какие качества понадобились Ломоносову, чтобы стать великим учёным? Выбрать из набора качеств. (талант, трудолюбие и терпение)
  3. Составить картинку из пазлов (мозаика «Полтавская баталия»).                      
  4. В какой науке Ломоносов сделал больше всего открытий? (химия). Опыты: растворить в воде сахар или соль, соду, окрасить воду марганцовкой, йодом.
  5. Какое учебное заведение основал Ломоносов? (выбрать картинку).
  6.  К какому штилю (высокому, низкому) относятся слова: депутат, выдающийся, классно, большой, колоссальный, гениальный, учёный, личность, умный, клёвый, пацан. С какими словами можно составить словосочетания? (выдающаяся личность, гениальный учёный). Оформить надпись на доске как вывод о Ломоносове (Михаил Васильевич Ломоносов – выдающаяся личность и гениальный учёный).
  7.  Почему, говоря о Ломоносове, мы называем звёздное небо? (придумал ночезрительную трубу)

                                 Речевые карточки.

  1. Карточки –вопросы.
  1. Какой головной убор носят учёные?
  2. Какие качества понадобились Ломоносову, чтобы стать великим учёным?
  3. Составить картинку из пазлов.
  4.  В какой науке Ломоносов сделал больше всего открытий?
  5. Какое учебное заведение основал Ломоносов?
  6.  К какому штилю (высокому, низкому) относятся слова: депутат, выдающийся, классно, большой, колоссальный, гениальный, учёный, личность, умный, клёвый, пацан. С какими словами можно составить словосочетания?
  7.  Почему, говоря о Ломоносове, мы называем звёздное небо?
  1. Карточки со словами.
  1. Названия головных уборов: кепка, шапка, платок, чепчик, берет.
  2. Существительные: доброта, трудолюбие, настойчивость, упорство, талант, любовь, терпение.
  3.  «Полтавская баталия», Пётр 1 Великий.
  4. Химия. Опыт: йод, перманганат калия (марганцовка).
  5. Московский университет.
  6. Высокий стиль (книжный) , низкий стиль (разговорный), депутат, выдающийся, классно, умный, клёвый, колоссальный, гениальный, учёный, личность, пацан. Предложение: Михаил Васильевич Ломоносов – выдающаяся личность и гениальный учёный.
  7. Ночезрительная труба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Презентация профессии "Повар-кондитер""

Представленная методическая разработка  насыщена интеллектуальными, игровыми  и практическими заданиями, которые могут быть использованы  как единым материалом  презентации  п...

Формирование личности на уроках литературы и внеклассных мероприятиях (презентация)

Классный руководитель и воспитательная система класса в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Внеклассное мероприятие : презентация класса

Данный материал представляет собой сценарий презентации 5 класса на районном конкурсе. Сценарий построен на основе известного тележурнала "Ералаш"....

Внеклассное мероприятие "Презентация кабинета химии"

Химический вечер для обучающихся 7-х классов с большим количеством увлекательных опытов, подготовленный силами старшекласников. Красивое музыкальное введение в сложный, занимательный и интересный мир ...

Внеклассное мероприятие (презентация) для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое М.В. Ломоносову.

Данная разработка является дополнительным материалом....