Лекция «ИКТ технологии в преподавании истории и обществознания в основной школе», 17.03.2016г.
консультация

Власова Алёна Олеговна

Лекция для слушателей курсов повышения квалификации  в ИРО и ПК на тему: «ИКТ технологии в преподавании истории и обществознания в основной школе», 17.03.2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_slushateley_pgiro.docx380.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в преподавании истории и обществознания в основной школе

Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Власова А.О., я являюсь учителем истории и обществознания 1 категории МОУ «ТСШ№11» , работаю в школе 7,5 лет,  за этот период накопился значительный опыт, с которым я хочу познакомить вас в рамках двух лекции на тему: «ИКТ в преподавании истории и обществознания в основной школе».

Главной задачей в обучении истории было и остается воспитание нравственности и гражданственности. Информационное общество вносит изменения в процесс образования. Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что в процессе информационной  коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий, которые обладают тотальной мультимедийностью. Использование ИКТ способно стимулировать познавательный интерес к истории, придать работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося. Сегодня трудно представить себе урок без использования современных технологий. Пусть медленно, но уверенно они входят в жизнь школы, работу педагога.

1.Понятие и цели ИТ. Функции компьютера.

 Для начала выясним, что же это такое - ИТ. Думается, что в школах, открытых 5-7 лет назад, это вполне понятная аббревиатура. Учителям, работающим с компьютером (и использующим его не только в качестве пишущей машинки), знакомы программы, с помощью которых можно провести урок на современном уровне. Школы-«старожилы» и те учебные заведения, которые не могут пока позволить себе оснастить кабинеты техникой, оказываются на обочине прогресса.

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

   Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

При этом применение ИТ и компьютера имеют несколько целей:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности “информационного общества”.
  • Подача максимального объёма учебного материала, который  может усвоить обучающийся.
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды1.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю или книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

   Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  • знание основных понятий информатики;
  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  • знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
  • владение хотя бы одним текстовым редактором;
  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

первоначальный опыт использования прикладных программ.

2. Требования к уроку с использованием ИТ.

Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ?

Во-первых, это оборудование: как минимум один компьютер (АРМ - автоматизированное рабочее место учителя) и проектор, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран.

Во-вторых, учитель, владеющий навыками работы на компьютере.

В-третьих, компакт-диски либо собственные разработки уроков (мультимедиапрезентации)1.

Но оказывается, и это еще не все! Обладание таким «богатством» не освобождает учителя от кропотливой работы. Хотя, казалось бы, что здесь сложного: бери диск, вставляй в компьютер и работай - урок готов! Но все это просто только на первый взгляд. Давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается учитель истории, имеющий возможность работы с ИТ на уроке и во внеурочной деятельности.

Если проблема с наличием компьютера решена - это полдела, теперь учитель должен подумать: а что даст мне и моим ученикам использование ИТ? Ведь компьютер - это не замена учителя; согласитесь, что бы ни придумывали - учитель был и будет основным действующим лицом на уроке. Значит, компьютер надо рассматривать как составляющую урока, еще одну методическую единицу. Помощь от этой составляющей существенна –

тот, кто проработал в школе 10-15 лет с доской и мелом, может оценить ее. Но не надо обольщаться: компьютерные программы не сделают все за учителя. Потребуется много времени, чтобы научиться их эффективно использовать. Но затраченные усилия в дальнейшем окупятся сполна.

Учитель, исписавший не одну тетрадь конспектов, увидит и другой плюс информатизации урока и подготовки к нему: в любой момент он сможет изменить свой план-конспект лишь нажатием клавиш. Добавить и усложнить материал, вставить задание - этот процесс индивидуализации урока по уровню класса и ученика становится намного легче. И не надо теперь хранить в кабинете истории карточки с заданиями. Архивированные в папки и записанные на диски, они вам прослужат не один год. А иллюстрации, которые для учителя истории необходимы как воздух, мы сможем сами обрабатывать, записывать и хранить, опять-таки не прибегая к помощи шкафов в кабинете. У нас появится возможность создать архив аудиозаписей (голоса исторических деятелей, гимны, песни военных лет и т. д.), видеозаписей (небольшие по объему, на 2-3 мин) - они помогут в создании собственных мультимедиапрезентации. Ну и, наконец, кроме конспектов, заданий и иллюстраций учитель сможет справиться еще с одной проблемой - проблемой наличия исторических карт. Если в одних школах их заботливо реставрируют (а иногда и создают сами учителя с учениками), то в других они попросту отсутствуют. И вновь здесь неоценимую помощь окажут готовые компакт-диски, где в каждом обязательно найдется анимированная карта, причем не только крупных военных походов и сражений, но и территориальных изменений стран. Со временем учитель научится создавать такие карты сам и соберет архивированную картотеку.

А что же ученик, какое место он займет на уроке с ИТ? Придя на урок, послушав учителя, посмотрев картинки на экране и выполнив задание, ученик может воспринять все это только как развлечение. И здесь многое зависит от учителя, от того, какую роль он отведет ученику. Можно привлечь ребят к сбору материала (фото, видео, аудио), наиболее активные сами захотят поработать с компьютером и выступить на уроке. Кто-то найдет необходимый материал в Интернете, подскажет, как лучше его оформить. Ученики, к радости нашей, лучше умеют обращаться с компьютерными программами, так давайте воспользуемся этими знаниями им же во благо.

Современный учитель при огромном объеме имеющейся на сегодняшний день информации все же должен уметь в ней ориентироваться. Учитель, работающий с ИТ, - особенно, ведь компьютерный мир наиболее мобилен. В любом новом и интересном деле есть свои пути познания. В работе с ИТ каждый решает, воспользоваться ли готовыми источниками, например компакт-дисками (благо на рынке компьютеров их предостаточно), либо создать свой продукт (путь сложный, но наиболее часто выбираемый теми, кто знаком с основами создания компьютерных программ). Рассмотрим, что будет являться в этом случае источником для работы учителя.

3.Источники ИТ для учителя.

  • Электронные энциклопедии - используются как справочный материал, выполняют в основном иллюстративную функцию (например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»; «Государственная символика России» и др.).
  • Репетиторы-контролеры - выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам (например, «Репетитор по истории - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «История. ЕГЭ» (10-11 классы) и др.).
  • Компьютерные учебники - в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал (видео, звук), анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь (например, «История России XX в.» (9 и 11 классы) - авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина; «История. 5 класс» (издательство «Просвещение»); «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.» и диск с тем же названием, но XIX-XX вв. и др.). Использование этих учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов.
  • Мультимедиапрезентации - создаются учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимаций. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Презентация может проходить в автоматическом режиме, или слайды меняет сам учитель1.
  • Интернет - это своеобразная энциклопедия для учителя, где он может не только почерпнуть информацию, но и обменяться новыми идеями ИТ с учителями.

Интернет содержит  различные звуковые файлы, фотографии, карты схемы, которые можно использовать в педагогическом процессе. Я пользуюсь:

  1.  методическим сайтом издательства « 1 сентября» http://www.1september.ru|ru
  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  3. Образовательный портал «Продленка» www.prodlenka.org

на  этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров.

В школе нет возможности использования электронного учебника, т.к. учебники не распространяются по сети, но возможно использование мультимедийного учебника в качестве энциклопедии справочника по истории, для подготовки к контрольным работам и экзаменам.

Также могут быть использованы для самостоятельной работы школьников по темам, заданным преподавателям, для подготовки и участия в заочных конкурсах викторинах, проектах

-Энциклопедия история России 862-1917г;

- Династия Романовых .Три века российской истории;

-История России в лицах;

-Н.М.Карамзин. « История государства Российского»

- Дистанционная подготовка имеет несколько направлений:

  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров (педагогических кадров по соответствующим специальностям)
  • повышение квалификации педагогических кадров по определенной специальности
  • участие детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы
  • дополнительное образование по интересам
  • участие в вебинарах (Российский тренинговый центр http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar)

В 2015 году я прошла курсы дистанционного обучения по теме: «Использование исторических источников в УМК по истории Отечества нового поколения». Во время курсов, я самостоятельно работала с обучающей программой (текстом лекций, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях), проходила консультации в on-line режиме. Дистанционная подготовка имеет и положительные моменты и отрицательные.

 + Без отрыва от дома, от работы , нет проблем выполнения программы.

 - Прямое общение необходимо, не всегда можно правильно понять по переписке. Необходимы промежуточные консультации живого общения.

Уже несколько лет  дети участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах  (олимпиада на сайте «Инфоурок», Турнир имени Ломоносова и др.)

Определив для себя источники ИТ, учитель истории сталкивается еще с одним вопросом: как реализовать на практике гармоничное включение ИТ в свою работу. Можно предложить несколько вариантов работы учителя.

4. Варианты работы учителя истории с ИТ.

Во время урока истории:

•        комбинированный (диалоговый) урок - сочетает в себе
объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников
(индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями,
представленными в рамках мультимедиапрезентации;

  • урок-лекция по изучению нового материала - учитель в течение всего урока использует ИТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
  • урок обобщающего повторения - учащиеся самостоятельно группируют информацию по изученным темам, составляют вопросы к ней;
  • урок-семинар - учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ;
  • защита рефератов и проектных работ по предмету учащимися;
  • оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные на компакт-диске, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии компьютера).

Во внеурочной деятельности по предмету:

•        организация предметных недель (проведение различных
игр, викторин, КВН и т.д.). В работе по подготовке таких
мультимедиапрезентации особенно сплачиваются учитель  и ученики;

•        при проведении исторических вечеров и праздников ИТ

будут выполнять вспомогательную роль. Мультимедиа-презентации для таких  мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом.  Если урок будет проведен в компьютерном классе, где ученики             объединятся перед компьютером в группы по два-три человека, это позволит учителю значительно разнообразить формы работы, сделать их интересными.  А именно:  

  • самостоятельное изучение нового материала и контроль полученных знаний на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиапрезентации;
  • лабораторно-практические занятия с использованием ИТ;
  •  проверка знаний (тестирование). Если учитель проводит такую работу, то может столкнуться с рядом проблем, например низким уровнем подготовки учащихся по информатике (здесь необходима тесная связь с учителем, ведущим этот предмет), гигиеническими требованиями по работе с компьютером для учащихся (10-20 мин урока в зависимости от возраста). И наконец, должна быть определена роль учителя на таком занятии1.
  • Оформление презентации для участия в различных конкурсах (ИОУ, «Знай свою Конституцию», профориентационная олимпиада и т.д.)

5. Каковы же направления использования ИКТ учителем-гуманитарием?

Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д.

(папка мини-конспекты)

В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.

И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

Я большая поклонница РР, за 7 лет  создано более 40 презентаций по истории и обществознанию, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно.

Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.

6.Практическое применение компьютера на уроках истории?

Итак, педагоги уже убедились, что диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации
обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов, в том числе и истории При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь
мощного средства обучения.

  • Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
  • Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели1.

  • Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.
  • Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.
  • Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Позволяет  проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10-15 с. появится следующее задание.
  • Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
  • Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
  • Развитие познавательных интересов, формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и через исследовательскую деятельность.
  • Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной  деятельностью подготовлен к восприятию нового материала с опорой на уже имеющиеся знания.

Учитель обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому одна из главных целей - развивать познавательные процессы.

  • Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
  • Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение ЭВМ) для развития способностей каждого ребенка.

На уроках, кроме традиционных уже слайдов, диапозитивов, диафильмов, когда на экран проецируется статичное изображение событий произошедших на территориях Египта, Междуречья, Древней Греции, Византии, Арабского халифата могут применяться «живые карты», исторические реконструкции событий. Это повышает интерес и стимулирует внимание, т.к. компьютерные программы, обладают большими возможностями по имитированию исторической реальности, воспроизводя наиболее существенные черты исторических эпох, социокультурных комплексов. Формируя яркие и объемные представления о прошлом, они создают иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем программы в географическом пространстве и во времени. Двигаясь по различным смысловым, ассоциативным линиям, он следит за развитием событий, вмешиваясь в их ход и решая проблемы. Ему предоставляется возможность встретиться с историческими личностями, познакомиться с хозяйством, бытом, нравами народов древнейших цивилизаций.

(пример интерактивная карта урок александр невский)

Компьютер предоставляет огромные возможности для моделирования исторических процессов, а также для работы с базой данных — огромным количеством информации, хранящейся в пригодном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.

   Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии,

в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

 Этап усвоения новых знаний

     Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше

доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

     Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Для этого создан банк презентаций . Визуальное представление определений, таблиц, схем и логических цепочек, качественных иллюстраций и чертежей к историческим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений .  Например, на уроке истории Средних веков в 6 классе по теме: «Приглашение в рыцарский замок…» сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю устройство замка, повседневную жизнь рыцаря: охоту  и рыцарские турниры, рыцарские доспехи и вооружение. Визуально представляю определения понятиям с приложением чертежей и схемы замка: донжона, стен крепости, подъёмного механизма моста.

Часто применяются графические редакторы ( это одни из самых популярных прикладных программ). Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству1. Использование графического редактора (путем интеграции двух дисциплин- истории и информатики) на уроках истории  в 5-9  классах также способствует, как наглядному представлению того, о чем говорит учитель, так и практическому применению (работа с тестами, самостоятельное составление тестов  в 5-6 классе и презентаций совместно  с учителем в 7 классе, и самостоятельно – в 9 классе).

(папка анимации управление новгородом, план рима)

  1. Этап всесторонней проверки ЗУН

        При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

     Практически по любому разделу истории составлены тесты1, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому я использую программы по созданию тестов (мастер тест). Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Презентация тест «Дворцовые перевороты)

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.  Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем1.

  1. Проектная деятельность учащихся

      Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

       К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные  и творческие работы: компьютерные презентации  или сообщения об исторической личности, значимом или малоизвестном событии в истории. ( в новых учебниках есть темы проектов!)

Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся. Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация.

Проектная деятельность занимает важное место в нашей работе вне урока - работа над долгосрочными исследовательскими проектами, такими как “Проигранная победа. Брусиловский прорыв”, “Смута. Бунт. Революция”, “Война, о которой Россия не хочет помнить? Легенды и мифы русско-японской войны”, “Россия и Прибалтика. За что они не любят бронзового солдата?” и др. Проектная работа на уроках (проекты на уроках обществознания, истории) – “Человек и окружающий мир. Повседневная жизнь в 16-17 вв.”, “Эпоха титанов. Искусство высокого Возрождения”, “Идеи и люди эпохи Просвещения”, “Смута. События и люди” и др. Без применения ИКТ осуществление проектов было бы весьма проблематично.

Пример презентация

     Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую     мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально1.

    Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.   Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы.   Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

 Итак, учитель и ученик вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории,   но это требует некоторых умений и от учителя, в частности умение подготовить мультимедийную презентацию.

11.Подготовка мультимедиапрезентации в программе PowerPoint

Остановимся подробнее на программе PowerPoint. Сегодня это самая популярная среди учителей форма работы с ИТ. Именно она позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Компьютерные презентации, созданные в этой программе, позволяют создать слайд-шоу урока, подготовить раскадровку, содержащую сведения об исторических личностях, хронологии, карты, данные из энциклопедий и словарей. Большой плюс мультимедиапрезентаций - возможность в процессе работы стирать или вводить новые элементы (таблицы, схемы, рисунки и т. д.), не нарушая при этом общую структуру продукта. Этот своеобразный опорный конспект учитель и ученики применяют на всех

этапах урока. Как правило, на подготовку одной презентации с использованием перечисленных выше источников уходит около двух часов, а информация, необходимая для усвоения учащимися, запоминается благодаря слуховому и визуальному эффекту.

Для создания презентации необходимо подготовить пакет соответствующих материалов, которые включают в себя краткие тезисы, представленные в виде текста, таблицы, схемы, фотографии, видео- и аудиоматериалы.

Теперь начинаем работу с компьютером.

Шаг 1. Вызываем с помощью кнопки Пуск инструмент Microsoft Office - PowerPoint. На экране появляется рабочее окно, структура которого напоминает окна других программ Microsoft Office. В верхней строчке размещены главное меню и панель основных операций. Панель с кнопками операций расположена и в нижней части окна. В центральной части представлена рабочая область, где показан первый, пустой слайд, с которым мы будем работать. Слева будет появляться ряд иконок, щелкнув по которым можно просмотреть готовые слайды. В правой части рабочего окна представлен набор операций для открытия ранее созданных презентаций и для создания новых.

С чего начать нашу работу? В первую очередь нужно придать ей единообразное цветовое и стилистическое оформление. Как правило, для одной темы используется общий цвет с рисунком или художественной заливкой. Для ученика, пытающегося понять и запомнить то, что вы говорите, очень важно, чтобы материал слайда был представлен в логически строгом виде, где обоснованно применяются все эффекты.

Шаг 2. В верхней строчке находим блок Формат, входим в него и щелкаем по позиции Оформление слайда. Перед нами появляется несколько десятков шаблонов, созданных профессиональными дизайнерами в разделе  Применить шаблон оформления. Для того чтобы использовать понравившийся шаблон, достаточно щелкнуть по нему мышкой. Удобство шаблона заключается в том, что в любой момент мы можем изменить его, проделав вышеперечисленные действия. Если же мы хотим проявить в работе собственную фантазию, то воспользуемся вновь блоком Формат, найдем в нем позицию Фон и выберем цвет, способы заливки, текстуру или узор по собственному вкусу.

Шаг 3. Следующим шагом станет стилистическое оформление слайда. Если вы заметили, первый слайд, представленный на нашем экране, уже имеет соответствующую разметку, но если она вас не устраивает, ее можно изменить. Для этого входим в уже знакомый нам блок Формат, находим позицию Разметка слайда. В правой части экрана появились разделы Макеты текста и содержимого. При выборе одной из предлагаемых разметок руководствуйтесь содержанием вашего пакета материалов и тем, что вы хотите представить на экране: текст, картинку или то и другое вместе. Как применить разметку слайда, вы уже знаете - щелчком мышки по выбранной позиции.

Решив первые задачи оформления, начнем работу с пустым (пока еще!) слайдом. Дадим нашей презентации название, оно, как правило, совпадает с названием темы урока.

Шаг 4. Щелчком входим в поле Заголовок слайда и набираем на клавиатуре текст. С помощью мышки выделяем заголовок и, используя кнопки в верхней части окна, устанавливаем нужный размер и цвет заголовка. На первом слайде я рекомендую размещать и план урока, к которому вы всегда сможете вернуться в процессе работы. Для этого текст набирается в поле Текст слайда. Далее нужно перейти к следующему слайду, т. е. создать его.

Шаг 5. Выберем в главном меню блок Вставка и затем позицию Создать слайд. Что изменилось на экране? Во-первых, у нас появился новый слайд - он в центре экрана, а во-вторых, на левой панели ряд уже из двух иконок. Выберем разметку слайда и попробуем вставить фотографию. Обратите внимание: в появившемся поле предлагается несколько вставок - клип, диаграмма, таблица.

Шаг 6. Мы хотим вставить фотографию из файла, для этого щелкнем по значку Добавить рисунок, на экране появится окно для выбора папки из файла. Находим в каталоге папок нужный файл, щелкаем по нему мышкой и выполняем команду Вставить. Если папки с файлами находятся не на вашем компьютере, то воспользуйтесь источниками ИТ, приведенными в предисловии.

Если вставленная фотография имеет слишком большой или маленький размер, то изображение легко растянуть или сжать. Для этого выделите объект, щелкнув по нему один раз, и потяните мышкой рамку объекта. Изображение также можно повернуть под углом, перемещая зеленую точку в верхней части объекта. Объект можно и переместить - выделив его (щелчок мышки) с помощью курсора, имеющего форму креста, перетащить фото на новое место. Аналогично можно вставить таблицу или диаграмму заданной конфигурации. Щелкните по нужному объекту и задайте его параметры.

Шаг 7. При вставке различных объектов можно воспользоваться и слайдом без заданной разметки, для чего в разделе Макеты содержимого выберем Пустой слайд. Вставим в него несколько фото и сделаем к ним надписи. Для этого входим в блок Вставка -Надпись и, установив курсор на слайде, тянем мышкой в сторону, в результате появится рамка для набора текста. Объект надписи, как и другие, можно перемещать в поле слайда, изменять его размер и цвет. Набранный текст интересно смотрится в графически выделенной рамке. Для этого его надо выделить курсором и щелкнуть правой клавишей мышки по рамке объекта, выбрать надпись Формат прототипа /надписи и изменить параметры объекта.

Шаг 8. В следующий слайд добавим звук. В качестве аудио-оформления можно использовать готовый звуковой фрагмент, имеющийся в коллекции компьютера (например, для игр и викторин), или файл из папки (для воспроизведения песен и речей) из источников ИТ. Входим в блок Вставка, далее Фильмы и звук, затем - Звук из коллекции картинок. На экране появляется панель для выбора музыкального клипа. Щелкнем, например, по элементу Аплодисменты (для игры), на экране появится окно для выбора режима воспроизведения – Автоматически По щелчку. После выбора в центре слайда появится значок музыкального объекта, его можно уже известным вам способом переместить в угол экрана. Если вы используете звук из файла, то при выборе позиции соблюдайте следующую последовательность: Вставка - Фильм и звук - Звук из файла. Если вы захотите изменить звучание аудиофайла, то щелкните по нему правой кнопкой мышки и выберите из меню позицию Изменить звуковой объект.

Аналогичным образом в слайд вставляется видеоматериал. Используя последовательность Вставка - Фильм и звук - Фильм из файла, его можно разместить в вашей презентации.

Шаг 9. Для того чтобы увидеть, как готовые слайды будут выглядеть на экране, воспользуемся нижней панелью компьютера. В левом углу найдем значок (третий слева в группе кнопок) Показ слайдов и щелкнем по нему. Затем, последовательно нажимая левую клавишу мышки, просмотрим выполненную работу. Для сохранения файла презентации входим в блок Файл - Сохранить как... и, дав имя, сохраняем сделанную работу. Основная часть нашей презентации готова. Теперь можно поговорить об анимации слайдов, которая разнообразит презентацию и позволит значительно расширить ее возможности. Начнем с первого слайда. Напомню, что там мы поместили название темы и план урока. Очень удобно, если в процессе рассказа учитель сможет возвращаться к плану, вот для этого мы создадим гиперссылку.

Шаг 10. Вызываем первый слайд и выделяем первый пункт плана. В блоке Вставка находим позицию Гиперссылка и вызываем ее. В окне установим параметры Связать с местом в документе и выберем соответствующий слайд. В окне Просмотр слайда появится его изображение; если вас устраивает проделанная работа, нажимаем ОК. Запустив просмотр презентации (Показ слайдов - Начать показ), мы видим, что выделенный текст получил другой цвет и подчеркнут, это означает, что у него есть гиперссылка. Щелкнем по нему мышкой и убедимся - переход на заданный нами слайд выполнен. Для возврата на страницу необходимо создать гиперссылку на просматриваемом слайде. Также гиперссылки устанавливаются по необходимости на все виды объектов, представленных в презентации.

Шаг 11. Поработаем еще с первым слайдом. Создадим на нем анимацию с различными эффектами.

В верхней строчке главного меню найдем позицию Показ слайдов - Настройка анимации. Справа появилась панель для выполнения настройки анимации объектов. Выделим объект, например тему урока. Щелкаем по надписи Добавить эффект, далее - Вход. На экране появится меню, где мы выберем Другие эффекты и получим окно с полным набором всех возможных типов анимации объекта. В данной презентации попробуем использовать вариант Прямоугольник. С правой стороны экрана появилась новая для нас информация. На панели Настройка анимации мы видим следующие параметры эффекта: начало - По щелчку (можно изменить на С предыдущим/После предыдущего); направление - Увеличение/Уменьшение; скорость - от Очень быстро до Очень медленно. В этом же окне мы видим список анимированных объектов. Просмотрим эффект в действии, нажав на позицию Просмотр.

Освоить эффекты анимации, в общем, несложно, их можно применять не только на входе объекта, но и при выделении, выходе и перемещении. Если на одном слайде вы используете несколько объектов с разными эффектами, то в правом окне появляется их список. В процессе работы вы можете изменить установленный порядок, воспользовавшись позицией Порядок с зеленой стрелкой.

В рамках анимации можно задать эффекты для группы объек-1 тов. Для этого необходимо щелкнуть последовательно по объектам I (текст, картинки), удерживая при этом клавишу Shift, а затем по-1 следовательно выполнить настройку анимации, как сказано выше1.

И последнее, о чем хотелось рассказать, - механизм управления показом презентации. Мы уже знаем, что это можно делать | по щелчку мышки и автоматически. Разберем последний способ.

Шаг 12. Входим в позицию Показ слайдов, далее - Смена слайдов. В правой части экрана появилась новая панель. Выберем эффект Применить к выделенным слайдам: Жалюзи горизонтальные. Смена слайдов - выбираем один из параметров: Автоматически. Далее задаем время (в секундах), по истечении которого произойдет смена слайдов, и скорость: Быстро/Медленно. Если щелкнуть  Применить ко всем, то установленные для слайда параметры будут применены ко всем слайдам презентации2.


 
Интерактивная доска

   Мультимедийные технологии – непременное условие современного учебного процесса. Они позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Вслед за компьютером, мультимедиа проектором, в школах появился еще один инструмент – интерактивная доска. Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с Интерактивной доской SMART Board в программе Notebook.

  Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.

 

 Методические возможности использования интерактивной доски

 

  1. Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой делаются различные записи: вставить пропущенное слово, соотнести определение и термин, установить последовательность действий. Доска дает возможность работать с такими заданиями фронтально. При объяснении нового материала учитель получает возможность выделять отдельные моменты так же и в графических изображениях, акцентируя внимание учеников. 
  2.  Особое значение при изучении исторического материала имеет возможность выделения в тексте при работе на интерактивной доске. На уроках истории необходимо организовать работу с письменными историческими источниками. Выполнение такой работы индивидуально, как правило, вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная и рутинная работа. Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, импортируя текст в формате Документ Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.
  3. При помощи дополнительной функции интерактивной доски «непрозрачный экран» можно организовать, работу с терминами или датами и провести быстрое закрепление или проверку. Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов и т. д.

 Активно использовать интерактивную доску позволяет функция «Электронное перо» (создание рукописных текстов, заполнение пропусков в тексте, рисование объектов и т. п.) и функция «Перетаскивание». 
Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:

  1. «Отметьте»
  2. «Заполни пропуск»
  3. «Кроссворд»
  4. «Личности в истории»
  5. «Работа с рисунками»
  6. «Соотнесите»
  7. «Контурная карта»
  8. «Расположи в хронологической последовательности»
  9. «Тесты»
  10. «Схемы и таблицы»

Рассмотрим примеры заданий для работы на интерактивной доске при изучении Истории России с древнейших времён до конца XVI века. При составлении заданий было использовано содержание пособия А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс», М., «Просвещение», 2009г.


1. 
Задание «Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого» (к § 6 «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром») можно использовать на этапе закрепления новых знаний или при проверке домашней работы на следующем уроке. Это задание на сортировку верных и ложных позиций. Задание «отметь» можно использовать при работе с лентой времени. Ученики отмечают даты событий. Ученик должен отметить маркером или использовать функцию «Электронное перо».

 

      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s52745594.jpg     http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s69066938.jpg

 

2. Удобно работать на интерактивной доске с небольшими текстами, которые помещаются на экран. Текст может быть набран в Word и размещен на интерактивной доске или создан при помощи инструмента «Текст» в среде интерактивной доски. Задание«Заполни пропуск» использует ассоциативное мышление. Ученик должен вписать ответ. При работе использую задания, выполненные в программе Power Point.

 

      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s16681028.jpg      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s48670671.jpg

 

3. Для закрепления или проверки знаний используем игровой элемент: кроссворд из «Рабочей тетради» задание №4 «Решить кроссворд». Задание выполнено в программе Notebook. Ответы ученик вписывает в сетку кроссворда. Также кроссворд может быть создан в программе Power Point. Вопросы кроссворда анимированы. Вопросы появляются и исчезают при последовательном нажатии на соответствующую цифру. Ответы ученик вписывает в сетку кроссворда. После ответа на все пронумерованные вопросы появляется контрольный вопрос, требующий объяснить понятие «курултай». Устный ответ дает отвечающий у доски или любой другой ученик класса. 

 

     http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s27175160.jpg     http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s27685776.jpg

 

4. Задание «Портретная галерея» (Личности в истории) на уроке итогового повторения возможно в нескольких вариантах. Учащиеся должны выбрать любой портрет, определить личность исторического деятеля, составить характеристику.  В другом варианте задания нужно определить имена всех, кто изображен на портретах, записать. Также путём перемещения надписей, ученики соотносят исторические личности и события. Задание можно использовать для проведения игры между командами.

 

http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s32557195.jpg

 

5. Задание «Работа с рисунками» может выполняться в различных вариантах: написать названия, используя функцию «Электронное перо», соотнести рисунки с названиями и т.д.

 

      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s59571657.jpg       http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s20253635.jpg

 

6. Задание «Соотнесите» ученики выполняют, используя функцию «Перетаскивание» или «Электронное перо».

 

http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s14057224.jpg

 

7. Интерактивная доска позволяет работать с контурной картой. Отсканировав и разместив контурную карту, предложим ученикам выполнить задание, используя инструменты рисования.

 

 http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s37517946.jpg

 

8. Задание «Расположи в хронологической последовательности» можно выполнить, используя функцию «Перетаскивание» в нескольких вариантах. Например:

 

      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s98744558.jpg     http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s45962863.jpg

 

 

11. Задания «Заполни схему», «Заполни таблицу» можно использовать на уроке в старших классах. Данное задание можно использовать при объяснении нового материала, учитель сам заполняет таблицу, ученики в тетрадях. Так же при проверки домашнего задания заполняют ученики.

 

      http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s50190905.jpg                          http://ithistory.ucoz.ru/_si/0/s02945673.jpg

 

   Использование интерактивной доски позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности. Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, тем самым способствует успешности учеников. 
Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников. 

 

Нормы САНПИНа по работе с интерактивной доской

Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья. О временных ограничениях. Приведем выдержку из СанПиН:

 Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы                             Длительность просмотра (мин.) 

1-2                                       15-20
3-4                                       15-20
5-7                                       20-25 
8-11                                     25-30 
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

 

 

Программы по истории для интерактивной доски

 Для интерактивной доски годятся любые компьютерные программы и демонстрационные материалы, потому что доска – это интерактивный проекционный компьютерный экран.

 

Заключение.

   Оптимальное использование компьютера в современном  школьном образовании в значительной степени зависит от решения целого ряда организационно-педагогических проблем. Естественно, что заглавной является проблема определения места, которое должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории и роль учителя и ученика на таких уроках в общем образовательном процессе.  

Сегодня известны несколько моделей информатизации образовательного процесса:

  • Создание мультимедиа-выступления.
  • Работа с готовыми электронными изданиями. В сфере образования чаще всего  применяются такие виды пособий, как:
  • электронные учебники;
  • электронные энциклопедии, путеводители и справочники;
  • атласы;
  • задачники;
  • коллекции, галереи, мультимедиа-библиотеки;
  • тренажеры;
  • тесты и мн. др.

 Программы, которые целесообразно применять в преподавании исторических курсов, можно условно разделить на три основные группы:

1) экзаменующие;

 2)обучающие;

3)вспомогательные.

Все остальные являются своего рода синтезом трех перечисленных типов. Несколько особняком стоят игровые программы, так как их невозможно использовать непосредственно на уроках, но  и их возможности можно и нужно использовать в полном объёме во внеурочной деятельности.    

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, столь же привычный, как мел и доска. Литература, посвященная применению компьютеров в обучении школьников, касается в основном преподавания информатики, математики, естественнонаучных дисциплин. Работ об использовании персональных ЭВМ на уроках истории издается  мало.

В последние годы несколько лучше стали обстоять дела  с программным обеспечением; специализированные программы для использования на уроках истории достать не так уж и сложно, но очень продуктивно и полезно самостоятельное (и совместное с учениками) создание несложных программ. Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.

     Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для дальнейшего обучения.

Условиями успеха должны стать стремление к максимальному упрощению интерфейса1 и восполнение с помощью программ пробелов в средствах преподавания истории. Применение компьютеров способно обеспечить значительный выигрыш во времени, получение объективных результатов при оценке знаний и сильное воздействие на эмоции учащихся, уникальных графических и звуковых возможностей.

1. Интерфейс - совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие компьютера с оператором или с внешними устройствами.

К сожалению, сейчас в большинстве случаев используются только самые простые экзаменующие программы. Такой подход к информационным технологиям  -  результат явной недооценки возможностей   ЭВМ   и основная причина весьма распространенного недоверчивого отношения специалистов гуманитарного профиля к компьютерам.

Объем информации, необходимой для работы учителя истории, в наше время постоянно возрастает, и эту информацию все труднее обрабатывать вручную. Компьютер же в состоянии значительно расширить возможности историка не только в преподавательской, но и в научной деятельности.

В современных условиях главной задачей образования  является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому  очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных  информационных технологий  в процессе преподавания как естественных, так и   гуманитарных дисциплин.

Однако, наряду с неоспоримыми плюсами использования ИКТ, существует и ряд проблем.

Во-первых, к сожалению, не все преподаватели в школе умеют, а главное хотят научиться работать с применением ИКТ, т.к. это требует определённых  усилий и времени.

Вторая  проблема: сегодня рано всерьез говорить о том, чтобы каждый школьник и учитель обладали собственным компьютером или хотя бы постоянным доступом к нему (в любое удобное время), особенно это касается сельских малокомплектных школ.

Еще одной проблемой является неспособность нынешних компьютеров сравнивать различные формулировки и распознавать их эквивалентность. Человек же, имеющий достаточные знания и опыт, мгновенно улавливает признаки сходства. Компьютер пока не в состоянии интерпретировать историю, так как к этой области знаний, как и к философии, религии, литературной критике и т. п., неприменимы формальные правила и процедуры. Современное программное обеспечение не позволяет поддерживать полноценный диалог с обучаемым, так как не понимает аналогий и метафор и обычно не может указать учащемуся на многие из пробелов в его знаниях.

Также существуют  трудности организационного порядка, к ним относится проблема концентрации внимания учеников. Некоторые дети (независимо от возраста) не могут в силу своего темперамента более 10-15 минут воспринимать информацию с экрана компьютера. Ни один компьютер не сможет определить и в нужный момент «переключить» обучающихся на другой вид деятельности, поэтому, даже самая умная машина не заменит живого общения с учителем.  

Все эти недостатки, однако, не исключают применение ИКТ в учебном процессе и, одновременно,  компьютеры ни в коем случае не должны заменить преподавателей, ведь только человек в состоянии вдохновить аудиторию, поддержать интеллектуальное общение на должном уровне.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

  Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе...

Презентация "Введение ФГОС второго поколения в преподавании истории и обществознания в основной школе"

Наглядная демонстрация изменений в преподавании в основной школе, связанных с введением ФГОС....

Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...