«Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»
статья

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Молчановская СОШ №1»

«Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»

Автор работы:

Учитель английского языка

Садовникова Лилия Анатольевна

Молчаново

Февраль 2022

Эпиграф

 «Свободный разговор»:

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

— Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Вашему вниманию представляем работу педагогической мастерской по теме «Система подготовки учащихся к  Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения».

«Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.

«Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы, научить ребёнка пользоваться знаниями.

   Суть принципа открытости  -  сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым;

        Так,  и  я хочу  сегодня  сделать работу нашей педагогической  мастерской проблемной.

        Проблемный вопрос:

-Учащиеся вашего класса  готовы   к проверке?

- Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?

Итак, на нашем семинаре мы обсуждаем проблему   подготовки учащихся к ВПР.

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Игра «Расшифруем слово»

ВПР-Всё просто решается.

ВПР-Впереди прорва работы.

(Учителя предлагают свои версии)

         Итак, всероссийские проверочные работы.

Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ваш ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года войдёт в 4-х классах в штатный режим.

Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

        Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

 Воспользуемся ещё одним приёмом  развития критического мышления.

 Приём  “Хорошо-плохо”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

-Давайте порассуждаем, Хорошо или плохо, что учащиеся 4 класса пишут ВПР по предметам.

Что дают ВПР?

Всероссийские проверочные работы:

Что дают ВПР?

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

  • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
  • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
  • Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
  • Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
  • Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
  • Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.

Всероссийские проверочные работы по английскому языку проводятся в 7-х классах.

Я считаю, что нужно  начинать подготовку к ВПР уже со 2 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия.

На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования)  https://www.eduniko.ru   размещен «Банк заданий» — демо- версии тестов по нашему предмету. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.

Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru.  . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;  также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.

 Практика системы подготовки к проведению такой формы оценки качества образования отвечает требованиям ФГОС НОО и предполагает формирование диагностического ресурса, который позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи

В соответствии с письмом Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01 «О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году» диагностика будет проходить осенью наступающего учебного года, и писать ее будут все обучающиеся 8 класса (по программе предыдущего года обучения). Важно отметить, что пишется ВПР по основному (первому) языку. Это актуально для школ, в которых изучается несколько языков.

  1. Что лежит в основе ВПР? Какие задачи работа выполняет?

Согласно описанию КИМ данная диагностика проводится «в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлена на выявление уровня подготовки школьников».

В условиях внедрения ФГОС 2021 года и единой Примерной рабочей программы, можно предположить, что ВПР также будет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как оценить уровень освоения обучающимися предметного содержания курса и выявить элементы содержания, которые вызывают затруднения («дефициты обучающихся» и «дефициты учителей»), будет крайне актуально в свете изменения нормативных документов и ФПУ.

Действующая модель ВПР по английскому языку остается неизменной с 2019 года (небольшое исключение составляют картинки, которые стали черно-белыми в 2020 году). Все задания направлены на диагностику не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения, заложенных во ФГОС и ПООП.

Среди этих результатов необходимо выделить следующие:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка. 

Иными словами, вся работа нацелена именно на проверку уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и их опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения коммуникативной задачи в указанном контексте.

В нормативных документах также указано, на каком уровне должна быть развита иноязычная коммуникативная компетенция к окончанию 7 класса – все представленные в работе задания выше требований А1, но ниже уровня А2 по шкале уровней владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы. Помним, что полноценный А2 должен быть достигнут в 9 классе, к ОГЭ по иностранному языку.

Анализируя модель ВПР, можно прийти к выводу, что особый акцент делается именно на проверку уровня сформированности речевой (аудирование, чтение, говорение) и языковой компетенций. В то время как как социокультурные знания и компенсаторные умения проверяются опосредованно через всю работу.

Важно отметить и тот факт, что все задания сформулированы в ВПР привычным для обучающихся образом, так, как встречаются в учебниках, входящих в ФПУ: «Прочитайте текст вслух. У вас есть полторы минуты на подготовку и полторы минуты, чтобы прочитать текст вслух.» / «Установите соответствие между текстами A–E и их темами, выбрав тему 1–6 из списка. Используйте каждую тему только один раз. В задании одна тема лишняя».

Напомним, что ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования. Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...

Интегрированный урок "Урок одной задачи, не лишенной здравого смысла, с использованием двух подходов к ее решению" (геометрия и информатика, 8 класс)

Материал содержит разработку урока и презентацию.Два взгляда на одну проблему, два взгляда с разных сторон, но объединенные одной идеей. Великая мудрость и искусство. Решение задачи в компьютерном и г...

Дидактический прием "Сгибание" при решении задач по геометрии

Цель работ на сгибание: «Разбудить» интерес к геометрии, привлекая внимание к тому, что геометрию можно изучать не только приводя логически-стройные доказательства, а просто сгибая лист бумаги....

Дидактические материалы по теме:«Решение текстовых задач»

Методическая разработка представляет собой в виде дидактического материала по теме: «Решение  текстовых задач». Все задачи представлены с решениями, и  могут быть использованы в своей ...

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении решению текстовых задач по математике»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

Новые дидактические подходы к  уроку иностранного языка при реализации  ФГОС

В работе представлены новые подходы в преподавании иностранного языка: метапредметный и предметный; разъясняется новое понятие "учебная ситуация"; рассказывается об изменениях в  деятел...

Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Рабочая тетрадь  дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»...