Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
статья

 Елена Валерьевна Макеева

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Работу по формированию грамматически правильной речи детей следует вести в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом. В на­чале учебного года воспитатели выявляют, ка­кие грамматические ошибки допускают дети на занятиях, во внеучебное время. Таким образом, содержание работы определяется состоянием развития речи детей данной возрастной группы.

     На наш взгляд, основным средством форми­рования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и уп­ражнения с использованием наглядного мате­риала. Они непродолжительны (от 5 до 10 ми­нут), проводятся  не­принужденно, живо, чаще всего в игровой фор­ме. Для того чтобы заинтересовать де­тей игрой, в предлагаемые фразы включаются  из­вестные им имена. Например, при составлении предложений с противительным союзом а, воспитатель предлагает двум детям: «Лиза, сядь на стул, а ты, Маша, встань рядом». Затем, обращаясь ко всем, просит составить предложе­ние о том, что делают дети: «Лиза сидит, а Маша стоит».

На занятии работают  только над одной грамматической формой. Например, средний род существительного, несклоняемые существительные, употребление глагола «хотеть» и т.д. Для того чтобы внимание детей не рассеивалось, используют несколько предметов или картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения, но на разном словесном материале, повторяются на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Чтобы закрепить в речи правильное употреб­ление глагола хотеть, существует целый ряд дидактических игр и упражнений. Например, игра «Раз, два, три, четыре, пять - мы хотим играть!» (Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре). Ребенок, ко­торому воспитатель бросает мяч, подходит к лю­бому из детей и говорит: «Я хочу играть с то­бой! А ты хочешь?» После чего дети, взявшись за руки, говорят: «Мы хотим играть».)

В упражнениях «Загадай желание», «Наши куклы» воспитатель ставит вопросы так, что­бы в ответе ребенок мог употребить глагол  хотеть в разных формах.

     Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа лисий, березовый, липовый, бабушкин  следует употреблять уп­ражнения только с использованием наглядного материала. Например: «С какого дерева лист?» (лист березы - березовый, ветка ели - ело­вая), «Чья вещь?» (бабушкина сумка, сестрина кукла, папина шляпа). Это способствует по­вышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.

     Программой «Детство» предусмотрено научить детей строить предложения разных типов.

     В  старшей группе дети составляют предложения по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают предложения по картинкам и де­монстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изобра­жены противоположные сюжеты.

     Придумывая предложения с разделительным союзом или, применяется дидактическое упражнение «Что буду делать». Воспитатель предлагает одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: «Что он делает?» Дети отвечают:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Юра рисует или лепит из пластилина.

- Лена играет в мяч или ловит бабочек.

 Для знакомства детей с конструкцией сложноподчинённого предложения  целесообразно использовать дидактическое упражнение «Где ошибка?». Воспитатель проговаривает два сложноподчиненных предложения: одно с правильным содержанием, другое - с искаженным. Дети думают и отвечают, какое из этих предложений правильное и почему. Напри­мер:

-  Прилетели грачи, потому  что  наступила весна.

- Наступила весна, потому   что прилетели грачи.

Интересно проходит  игра «Телефон». Обяза­тельным правилом в ней является составление каж­дым ребенком сложного предложения:

- Петя сказал, что сегодня хорошая погода.

- Саша попросил, чтобы я   принесла   ему книгу.

Игра эта довольно сложная, поэтому  дети смогут  подобрать слова и правильно оформить предложение лишь после неоднократного по­вторения её на  занятиях и в свободное время.

Обучение высказыванию одной мысли разными словами мы предлагаем проводить следующим образом. Воспитатель даёт несколько вариантов высказываний (по одной и той же картинке или ситуации), например:

- Дети веселятся.

- Дети рады.

- Дети запрыгали от радости.

- Дети запрыгали потому, что обрадовались.

Затем ребята пытаются самостоятельно соста­вить предложения, но уже по другой картинке. На занятиях такого типа дети упражняются в построе­нии предложений. Например, воспитатель дает фразу:

- Мы не пошли гулять из-за метели.

Дети в ответ придумывают свои предложения:

- Мы не пошли на прогулку, потому что на­чалась метель.

- Началась метель, и мы не пошли гулять.

- Мы не пошли гулять из-за того, что на­чалась метель.

При повторении подобных упражнений следует ши­роко использовать наглядный материал (сюжет­ные картинки, фланелеграф). Некоторые дидак­тические упражнения и игры проводятся в сочетании с пересказом коротких текстов или состав­лением рассказов.

     Кроме занятий с детьми, необходимо систематиче­ски вести работу с родителями,  напоминая им постоянно следить за своей речью и речью детей.

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей непременно даст результаты. Ребята станут грамотно говорить, исправлять ошибки в речи друг друга, исполь­зовать разные конструкции предложений, осо­бенно при составлении рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

                                                            

  1. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.
  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Работу по формированию грамматически правильной речи детей следует вести в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом. В начале учебного года воспитатели выявляют, какие грамматические ошибки допускают дети на занятиях, во внеучебное время. Таким образом, содержание работы определяется состоянием развития речи детей данной возрастной группы.

     На наш взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Они непродолжительны (от 5 до 10 минут), проводятся  непринужденно, живо, чаще всего в игровой форме. Для того чтобы заинтересовать детей игрой, в предлагаемые фразы включаются  известные им имена. Например, при составлении предложений с противительным союзом а, воспитатель предлагает двум детям: «Лиза, сядь на стул, а ты, Маша, встань рядом». Затем, обращаясь ко всем, просит составить предложение о том, что делают дети: «Лиза сидит, а Маша стоит».

На занятии работают  только над одной грамматической формой. Например, средний род существительного, несклоняемые существительные, употребление глагола «хотеть» и т.д. Для того чтобы внимание детей не рассеивалось, используют несколько предметов или картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения, но на разном словесном материале, повторяются на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Чтобы закрепить в речи правильное употребление глагола хотеть, существует целый ряд дидактических игр и упражнений. Например, игра «Раз, два, три, четыре, пять - мы хотим играть!» (Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре). Ребенок, которому воспитатель бросает мяч, подходит к любому из детей и говорит: «Я хочу играть с тобой! А ты хочешь?» После чего дети, взявшись за руки, говорят: «Мы хотим играть».)

В упражнениях «Загадай желание», «Наши куклы» воспитатель ставит вопросы так, чтобы в ответе ребенок мог употребить глагол  хотеть в разных формах.

     Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа лисий, березовый, липовый, бабушкин  следует употреблять упражнения только с использованием наглядного материала. Например: «С какого дерева лист?» (лист березы - березовый, ветка ели - еловая), «Чья вещь?» (бабушкина сумка, сестрина кукла, папина шляпа). Это способствует повышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.

     Программой «Детство» предусмотрено научить детей строить предложения разных типов.

     В  старшей группе дети составляют предложения по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают предложения по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

     Придумывая предложения с разделительным союзом или, применяется дидактическое упражнение «Что буду делать». Воспитатель предлагает одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: «Что он делает?» Дети отвечают:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Юра рисует или лепит из пластилина.

- Лена играет в мяч или ловит бабочек.

 Для знакомства детей с конструкцией сложноподчинённого предложения  целесообразно использовать дидактическое упражнение «Где ошибка?». Воспитатель проговаривает два сложноподчиненных предложения: одно с правильным содержанием, другое - с искаженным. Дети думают и отвечают, какое из этих предложений правильное и почему. Например:

-  Прилетели грачи, потому  что  наступила весна.

- Наступила весна, потому   что прилетели грачи.

Интересно проходит  игра «Телефон». Обязательным правилом в ней является составление каждым ребенком сложного предложения:

- Петя сказал, что сегодня хорошая погода.

- Саша попросил, чтобы я   принесла   ему книгу.

Игра эта довольно сложная, поэтому  дети смогут  подобрать слова и правильно оформить предложение лишь после неоднократного повторения её на  занятиях и в свободное время.

Обучение высказыванию одной мысли разными словами мы предлагаем проводить следующим образом. Воспитатель даёт несколько вариантов высказываний (по одной и той же картинке или ситуации), например:

- Дети веселятся.

- Дети рады.

- Дети запрыгали от радости.

- Дети запрыгали потому, что обрадовались.

Затем ребята пытаются самостоятельно составить предложения, но уже по другой картинке. На занятиях такого типа дети упражняются в построении предложений. Например, воспитатель дает фразу:

- Мы не пошли гулять из-за метели.

Дети в ответ придумывают свои предложения:

- Мы не пошли на прогулку, потому что началась метель.

- Началась метель, и мы не пошли гулять.

- Мы не пошли гулять из-за того, что началась метель.

При повторении подобных упражнений следует широко использовать наглядный материал (сюжетные картинки, фланелеграф). Некоторые дидактические упражнения и игры проводятся в сочетании с пересказом коротких текстов или составлением рассказов.

     Кроме занятий с детьми, необходимо систематически вести работу с родителями,  напоминая им постоянно следить за своей речью и речью детей.

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей непременно даст результаты. Ребята станут грамотно говорить, исправлять ошибки в речи друг друга, использовать разные конструкции предложений, особенно при составлении рассказов.

 

Список  литературы

                                                             

  1. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.
  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения "Говорим правильно" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, неохваченных коррекционной деятельностью, в виду незначительных речевых нарушений у детей и ограниченным количеством детей в группа...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....