Педагогическое сотрудничество с родителями
материал

Падалкина Елена Михайловна

Эффективность образовательного процесса в образовательных организациях СПО зависит не только от результатов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, но и от того, насколько тесно взаимодействуют образовательная организация и семья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_sotrudnichestvo_s_roditelyami.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сотрудничество с родителями

        Эффективность образовательного процесса в образовательных организациях СПО зависит не только от результатов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, но и от того, насколько тесно взаимодействуют образовательная организация и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества выполняют кураторы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую колледжем по отношению к воспитанию, обучению и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный союзник в воспитании и обучении студентов, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников.
        В основе взаимодействия семьи и куратора должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Необходимо грамотно осуществлять педагогическое сопровождение обучающегося, которое заключается не только в знаниях педагога о сущности происходящего, но и доступном педагогическом просвещении родителей.

         Важность накопления психолого-педагогический знаний родителями обусловливает отбор содержания, а также формы взаимодействия педагогов и родителей, как способов организации совместной деятельности и общения.


Делятся на три группы:


• коллективные (конференция, лекция, диспуты, встречи родителей с администрацией, дни открытых дверей, родительские тренинги, коллективные творческие дела);


• групповые (взаимодействие с родительским комитетом, родительское собрание, групповые консультации, практикум);


• индивидуальные (беседа, «душевный» разговор, посещение на дому, консультация, переписка, телефонный разговор);


Лекция Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции — научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения обучающегося, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.


Конференция форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании и обучения студентов. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ студентов, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференция обычно открывается вступительным словом представителя администрации. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Педагогическая дискуссия (диспут) Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны
познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного воспитания, например: «Выбор профессии — чье это дело?».
Родительское собрание Форма взаимодействия педагога и родителей для
обсуждения общих вопросов на основе анализа, осмысления данных педагогической науки, опыта воспитания. Родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о колледже, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Родительский комитет Организационная форма взаимодействия родителей и образовательной организации. Это небольшая группа родителей, которую выбирают сами родители. Он представляют интересы других родителей перед учебным заведением, решает вопросы жизни группы. Задача родительского комитета – быть главными помощниками куратора, организовывать комфорт обучения студентов. Поэтому, нужно очень тщательно подойти к выборам в родительский комитет.
Родительские тренинги Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Практикум Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и учебного заведения и т.д., объяснить позицию в предполагаемой или реальной ситуации.

Индивидуальные консультации.

Форма взаимодействия педагога с родителями, выраженная в рекомендательной форме или в форме совета специалиста. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни студента. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к колледжу, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в колледже, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Таким образом, если мы с вами сможем выбрать для своей работы эффективные формы взаимодействия с родителями, то образовательное пространство колледжа будет способствовать полноценному становлению специалиста, и значительно облегчит нашу работу.


И в завершении своего доклада следует отметить, что высокую эффективность взаимодействия с родителями обучающихся обеспечат следующие условия:
1. Вооружение родителей информацией об образовательной деятельности колледжа (например, организации в рамках первой встречи с родителями экскурсии по колледжу, подготовка листовок по структуре управления образовательной организацией).
2. Педагогическое просвещение должно рассматриваться как одна из основных функций всего педагогического коллектива (участие педагогов-предметников, соц.педагога, психолога, представителей администрации).
3. Педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное (например, 2 раза в год, родительское собрание, приглашение родителей на воспитательные мероприятия, согласно графика).
4. Педагогическое просвещение не должно носить только теоретический характер (т.е. и родительское собрание должно носить тематический характер, внутри которого могут решаться педагогические ситуации).
5. Включение родителей в некоторые виды деятельности образовательной организации (например, участие в концерте, посвященном Дню Матери, можно активных родителей привлечь к организации праздника, через родительский комитет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация обучения английскому языку через педагогическое сотрудничество

Современное состояние образования характеризутся гуманным отношением.Складываются новые отношения между преподавателем и студентом :субъектно-субъектные.педагогическое сотрудничество в преподавании ан...

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы

Коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с моей научной публикацией. Буду рад Вашим комментариям....

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)

Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...